Кино и музыка: Нино Рота

13 августа 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, связанных с кино.

«На выходе из студии, я заметил странного невысокого человечка, ждущего трамвай. Казалось, что он находится в состоянии какого то счастливого забвения. Я почувствовал… необходимость… подождать трамвай вместе с ним. Я был уверен в том, что трамвай остановится на остановке, и что нам придется его догонять, а он был настолько же уверен, что трамвай остановится именно напротив него. К моему изумлению, трамвай остановился прямо около нас.«

Этими словами Федерико Феллини описал свое знакомство с великим композитором, человеком, чья музыка является олицетворением итальянского кинематографа 50-х и 60-х. Речь, конечно, идет о Нино Рота.

Нино Рота родился в Милане в 1911 году в семье музыкантов. С самого детства было очевидно, что молодой Нино обладает необычайным талантом: он написал свое первое большое произведение — ораторию «Детство Иоанна-Крестителя» — в одиннадцать лет, и сразу же начал с ним концертировать в Милане и Париже. В конце 20-х молодой Нино Рота поступил на факультет композиции в Римскую консерваторию, а начале 30-х, по рекомендации великого дирижера Артуро Тосканини, получил ученую степень в Кёртисовском институте в США.

Вернувшись в Италию, Нино Рота неожиданно переключился на изучение литературы, притом не прекращая композиторской деятельности. В 1933 году у него состоялся дебют — он написал музыку к фильму Рафаэлло Матараццо под названием «Treno Popolare», — но его большой приход в кино связан уже с военными годами. Начиная с 1942 года профессия композитора кино стала основной в жизни молодого итальянца.

Несмотря на то, что Нино Рота написал музыку к более чем сорока фильмам еще до знакомства с Феллини, именно начиная с «Белого шейха» его музыка становится известной на весь мир. Именно после этого фильма начинается сотрудничество с людьми, которые полностью изменили кинематограф.

Музыка Нино Рота отличается прежде всего тем, что она может существовать абсолютно вне кинематографа — все-таки Рота в первую очередь композитор, а уже потом композитор кино. Его произведения настолько яркие и красочные, что даже чёрно-белые фильмы в сопровождении его музыки могут показаться цветными. Притом, ярко выраженные темы настолько глубоко западают в душу, что отвязаться от этих мелодий невозможно.

Мелодии Нино Рота с первых нот задавали нужное направление фильму, нужное настроение персонажам. Тема Джельсомины в «Дороге» Феллини сразу погружает нас в мечтания и недосягаемость счастья героини фильма.

«Маменькины сынки» открываются игривой мелодией переростков (фактически основной сюжетной линией), главная мелодия «Сладкой Жизни» передает непонятную горькую радость, которую испытывает Марчелло, а незабываемая, почти цирковая тема из «8 ½» и вовсе является чуть ли основным инструментом драматургии, связывающим фильм.

Параллельно с шедеврами написанными для Федерико Феллини, Нино Рота работает с такими великими режиссерами, как Лукино Висконти, Марио Моничелли, Пьер Паоло Пазолини, а позже и Франко Дзефирелли. Создавая музыку для таких шедевров как «Рокко и его братья» и «Леопард», Нино Рота обращается к традиционным инструментам и мелодиям Сицилии, и таким образом музыка, написанная для Висконти, становится логическим предшественником его самой известной работы — «Крестного отца».

На протяжении всей своей карьеры Нино Рота поразительным образом совмещал традиционные итальянские тарантеллы и бергамаски с более распространенными (и совершенно не итальянскими по своей сути) вальсами. При этом он умудрялся нежно вплетать в танцы главную мелодию фильма, мелодию, которая прочно связывала и персонажей, и сюжетные линии. Его музыка придавала эпоху, дух, запах, вкус — качества, которые, казалось бы, невозможно передать в фильме. Нино Рота всегда тонко чувствовал чужие эмоции, и это стало его отличительной чертой — его музыка позволяла нам также тонко воспринимать эмоциональное состояние персонажей.

Отдельно хочется сказать несколько слов о его сотрудничестве с Франко Дзефирелли. Их совместная работа началась, когда Дзефирелли был ассистентом Лукино Висконти. Потом молодой человек стал известным (а после и знаменитым) театральным режиссером, и Нино Рота неизменно создавал музыкальное сопровождение для его спектаклей. Когда Франко Дзефирелли уже самостоятельно окунулся в кино, их сотрудничество продолжилось и в этой сфере, и результатом стало сначала прекрасное «Укрощение строптивой», а после и «Ромео и Джульетта», и нет сомнения, что именно классическая, почти эпохальная музыка композитора стала одной из ключевых составляющих поразительного успеха этих картин.

Нино Рота еще в 40-е годы начал писать музыку к голливудским картинам, но даже крупнобюджетная адаптация Льва Толстого «Война и Мир» с выразительной музыкой итальянца не послужила залогом его успеха в США. Тем не менее, и этот успех не миновал прекрасного композитора. Когда молодой американский режиссер с итальянскими корнями Фрэнсис Форд Коппола начал искать композитора для большой криминальной саги про итальянскую мафию, его выбор абсолютно логично пал на Нино Рота.

Именно по первым нотам темы этого фильма Нино Рота узнают во всем мире. Тем не менее, несмотря на невероятный успех фильма и гениальность музыки, за «Крестного отца» Рота не смог получить заветную оскаровскую статуэтку — киноакадемия углядела слишком большое сходство между музыкой из «Крестного отца» и легкой тарантеллой из «Фортунеллы» Эдуардо де Филиппо. И все же «Оскар» не слишком долго заставил себя ждать. Два года спустя Рота получил заветный приз за второго «Крестного отца».

Стоит заметить, что у Нино Рота также было одно сотрудничество с СССР, пусть даже косвенное. Еще до того, как он покорил Голливуд, Рота был одним из двух композиторов, которые написали музыку для «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, где именно батальные сцены в сопровождении музыки композитора вызвали наибольший интерес у публики.

Нино Рота скончался в 1979 году, почти одновременно с началом упадка итальянского кинематографа. Хотя эти два события, конечно, никак не связаны, не найти в них высшей логики невозможно, так же как и невозможно представить себе итальянский кинематограф без музыки великого композитора.

У него было редкое качество принадлежности к миру интуиции. Как дети, простаки, чувствительные и невинные люди, он иногда вдруг говорил абсолютно поразительные вещи. Как только он появлялся, стресс исчезал, и всему предавалось ощущение праздника; кино превращалось в легкий, веселый, спокойный процесс — оно обретало жизнь.

— Федерико Феллини