Кадр из фильма «Послеобразы»

Неделя кино Польши в Санкт-Петербурге

19 августа 2017

В рамках Недели кино Польши, проведенной Киноклубом «Синемафия» в киноцентре «Великан парк», было показано три художественных фильма: «Последняя семья» режиссёра Яна Матушинского и два фильма Анджея Вайды — «Охота на мух» и «Послеообразы».

Можно смело сказать, что этот фестиваль был неразрывно связан с именем Анджея Вайды. Зрители увидели сатирическую комедию «Охота на мух», которая выбивается из общего творчества Вайды: данный жанр не слишком характерен для его творчества, он преимущественно снимал драмы. Также киноманы смогли оценить последнюю работу режиссера «Послеообразы», которую он снял в возрасте 89 лет. А молодого режиссера Яна Матушинского, выпускника киношколы в Катовице и киношколы Вайды, польская критика уже окрестила «новым Вайдой».

Фильм «Последняя семья» посвящён не творчеству польского художника-сюрреалиста Здзислава Бексиньского, а его семье, взаимоотношению между родственниками. Действие фильма начинается в 1977 году, когда Здзислав Бексиньский вместе с женой Зофией, тёщей и своей матерью переезжает в новую квартиру. В доме напротив поселяется их эксцентричный сын Томек, наделенный психологическими проблемами и желанием покончить жизнь самоубийством. При этом парень совсем не глуп: онувлечён американской и британской музыкой, работает переводчиком английских фильмов на польский язык. После неудавшейся попытки самоубийства родители ещё больше начинают беспокоиться и переживать за сына, но при этом жизнь течёт в прежнем русле. Томек начинает вести музыкальную передачу на радио, отец продолжает писать картины. И никто не подозревает, какие трагические события их ждут впереди.

Это первый полнометражный художественный фильм режиссёра. До этого его документальный фильм «Глубокая любовь» о 60-летнем дайвере, пережившем инсульт и мечтающем вновь погрузиться в подводную пещеру, с успехом прошёл по международным кинофестивалям и завоевал немало призов. Несмотря на то, что «Последняя семья» художественный фильм, создаётся полное ощущение, что мы смотрим документальное кино. Этому способствует живая игра актёров, мастерство режиссера, который строит композицию кадра так, что зритель проникает в самую суть фильма.

В фильме только самую малость упоминается о творчестве художника: мы видим, как он пишет под звуки музыки, его картины украшают дом отца и квартиру сына, показана сделка с французским арт-дилером и интервью с журналистом, пишущем книгу о Бексиньском. Творчество идёт фоном фильма, на передний план выходит история обычных людей, простой семьи со своими проблемами, заботами и радостями. Этот фильм представляет собой биографию семьи, а не биографию знаменитого польского художника, который внес свой вклад в развитие изобразительного искусства.

Действие фильма разворачивается на протяжении 28 лет, и отражает самые значимые для героев события, которые двигают сюжет и раскрывают характер и личность персонажей. Здесь нет линейного повествования, которого зритель может ожидать. Матушинский берёт определенные события и соединяет их в единую форму. Режиссёр искусно вплетает в драматическую историю юмор, что делает фильм динамичным и живым. Юмор немного чёрный, немного саркастический, но он придаёт сценам энергию и жизнь. Чего стоит шутка, когда мать Здзислава увидела в окне, идущего к ним Томека и прокричала: «Тревога! Тревога! Гестапо!». Что бы ни происходило в семье, это всегда приправлено юмором, который в основном исходит от господина Бексиньского. Этот герой никогда не отчаивается и не сдаётся. Зофия ведёт домашнее хозяйство, заботится о всех членах семьи. Это единственный герой картины, имеющий твёрдый волевой характер, который сразу просматривается за внешней женской хрупкостью. Все люди милые, но постепенно зритель видит, как семья распадается и одна смерть следует за другой. Это кино следует смотреть как драматическое исследование жизни отдельно взятой ячейки, даже не зная о творчестве художника Здзислава Бексиньского.

«Последняя семья»

«Охота на мух» — сатирическая комедия 1969 года Анджея Вайды. История об исключенном из вуза за неудачную шутку о Грибоедове и Шекспире русисте Влодеке, который по прошествии нескольких лет работает в книжном магазине. Он живет в двухкомнатной квартире вместе с женой, сыном и родителями жены. Домашняя обстановка угнетает его и не даёт нормально работать. Как-то вечером под предлогом покупки сигарет он выходит на улицу и идёт в бар. Там он встречает очаровательную молодую студентку Ирену и влюбляется. Ирена же уверена, что Влодек талантливый человек, которому она обязательно должна помочь реализовать себя. И она решает сделать из него переводчика.

После этой встречи жизнь главного героя начинает молниеносно меняться. Сначала он и сам рад такой неожиданной встрече. Он воодушевляется, получает заряд жизненной энергии и начинает переводить стихотворения в надежде на то, что он сможет вырваться из семейных оков, которые стягивали его и тянули вниз. По мере развития событий фильма, Влодек понимает, что Ирена начинает полностью доминировать и подчинять его жизнь себе. После неудачной попытки стать переводчиком, у Ирены появилась новая идея — сделать из Влодека писателя. Но теперь ему совершенно не хочется быть марионеткой в её руках, и он разрывает с ней отношения. Тихий, нерешительный и мягкотелый герой наконец-то принимает решение и начинает действовать. Ведь до встречи с Иреной он жил спокойно, никому не перечил и своего мнения не высказывал.

Режиссёр определяет жанр фильма как комедию, но здесь скорее трагедия маленького человека, у которого не складывается творческая и личная жизнь. Сатира здесь проявляется в том, что властные и умные женщины правят и решают, что делать мужчинам. Это очень хорошо проглядывается и в отношениях между родителями жены Влодека. И в конце фильма, когда жена Влодека из домохозяйки превращается в красавицу и тоже начинает руководить мужем — и хочет сделать из него переводчика. Вот оно, закольцевание истории — от чего герой бежал, то он неожиданно снова и нашёл. У Вайды хорошо получилось передать психологический аспект внутренних переживаний главного героя, отношений между сильной и активной женщиной и слабым мужчиной, человеческих слабостей и надежд.

«Охота на мух»

«Послеобразы» — последний фильм Вайды — рассказывает о художнике-авангардисте Владиславе Стржеминском. Стржеминский живет в послевоенные годы в Польше, и работает преподавателем в Лодзинской национальной школе изобразительных искусств. Студенты его боготворят. Но в страну приходит социализм и навязывает творческим людям свой взгляд на искусство. Владислав Стржеминский категорически не согласен с новой политикой. И это несогласие для него оборачивается исключением из Союза художников, увольнением с работы, закрытием зала с его картинами в музее и к трагической развязке.

Стржеминский использовал понятие «послеобраз» в своём творчестве и учил своих студентов писать картины, используя этот навык. «Послеобраз» — это визуальная информация, которую человек получает, смотря на какой-нибудь предмет. Она остается на сетчатке глаза, в памяти человека. Главное умение художника — это видеть и передать увиденное на полотно. Вот так рождается искусство.

Но у министерства культуры свой взгляд на искусство. Оно должно служить на благо государства и действовать в его интересах. Поэтому на первый план выходит идея и чёткие указания того, что должно быть изображено на картинах. Индивидуальность и развитие художника, как творца, убивались на корню. С этим герой никак не мог согласиться и выступил против навязывания соцреализма, совершенно не подозревая, что его ждёт впереди. После увольнения професора из школы студенты продолжают посещать лекции у него дома. Влюбленная студентка тайно печатает на украденной машинке книгу «Теория видения». Он одержим искусством и картинами. Он неумело шутит в ответ на признание в любви от студентки, особо не заботится о дочери. Создается впечатление, что ему безразлично все, кроме него самого и отстаивания своей правоты. В итоге влюблённую студентку арестовывают, дочь переезжает в приют. А он сидит в своей квартире и продолжает рисовать. Но в этом как раз и проявляется сильный характер человека, который с достоинством продолжает принимать новые удары судьбы. Вайда использует повествовательную историю о последних годах жизни художника. В этом фильм нет ни одной шутки, никакого юмора. Он весь пропитан драматизмом и трагедией, поэтому смотреть его тяжело.

«Послеобразы»

Фестиваль был посвящён теме творческой личности и её отношениям с обществом и дал прекрасную возможность зрителям познакомиться с лучшими образцами польского кинематографа. Выбранная тема была и будет актуальна всегда, и тем интереснее смотреть, как каждый режиссёр раскрывает её. Фильм «Последняя семья» отлично показал, как важно использовать грамотно юмор в фильмах. Он не даёт зрителю впасть в полное уныние, полностью погрузиться в проблемы героев, но позволяет с увлечением стать сопричастным к происходящему на экране и отдать частичку своих эмоций героям фильма.