Кино и музыка: Владимир Косма

20 августа 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, работавших и продолжающих работать в кино.

Сочинительство музыки это тяжёлый и специфический труд, с которым могут справиться лишь немногие. Потому на этом поприще весьма немного действительно великих мастеров своего дела, коих мы можем перечислить почти без запинки. Уильямс, Морриконе, Циммер, Шор, Ньюман и ещё несколько десятков других, среди которых есть и герой сегодняшней статьи. Про него не так много известно, люди не узнают его на улице, даже если знают его мелодии наизусть. Тем не менее Владимир Косма состоит в пантеоне ныне здравствующих классиков, написав музыку к сотням картин французского и мирового кинематографа.

Будущий маэстро французских комедий родился в Бухаресте 13 апреля 1940 года. Подавляющее большинство представителей семейства Косма исполняли или занимались написанием музыкальных произведений, так что неудивительно, что подарком на пятый день рождения Владимира стала скрипка, а уже в восемь лет юный музыкант начал давать концерты вместе с отцом. Удивительно другое — альтернативой музыкальной карьере для Владимира была карьера… спортивная! Дело в том, что мать нашего героя не только писала музыку и играла на скрипке, но и являлась чемпионкой Европы по плаванию. Впрочем, выбор Владимира был сделан в пользу музыкального творчества, за что мы все должны сказать его родителям большое спасибо.

Семья жила весьма тесно, так что первое фортепиано в маленькой бухарестской квартире появилось лишь тогда, когда Косма шёл тринадцатый год. Уже в столь юном возрасте он начал сочинять свои первые мелодии, открыл для себя фольклорную музыку и джаз, увлечение которыми отчётливо можно услышать в лучших его саундтреках.

«Невезучие» (1981)

В Бухаресте Косма окончил консерваторию и в двадцать три года отправился в Париж, где стал учиться в школе музыки Нади Буланже. На дворе был 1963 год, юноша всё больше увлекался джазом и народной музыкой различных стран, чему способствовали постоянные разъезды и гастроли.

Как же юного румынского иммигранта занесло в кино? А очень просто. Благодаря стечению обстоятельств, работу Косма заметил знаменитый композитор Мишель Легран, о котором Синемафия уже писала. Долгие годы Косма работал с Леграном, занимаясь аранжировками, но тут Мишель засобирался в Америку, где был весьма популярен. И, разумеется, у Леграна банально не было времени, чтобы написать музыку к новому фильму Ива Робера, обратившегося к нему. Так Владимир Косма получил свой первый кинозаказ и написал музыку к фильму «Счастливчик Александр» (1967).

С Робером их ждали долгие годы сотрудничества и множество картин, среди которых, например, «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972), хорошо знакомый отечественному зрителю. Замечательная мелодия, хотя задачей было лишь изобразить пародию на тему из фильмов о Джеймсе Бонде.

Знаменитость пришла к Владимиру Косма после ряда французских комедий, музыка из которых по сей день звучит из каждого утюга. Милая ироничность, служащая фоном к мелодиям композитора и помогающая создавать неповторимый стиль этих фильмов, очаровала зрителей всех пяти континентов. Фильмы Франсиса Вебера, Клода Зиди, Ива Роббера были бы другими, если бы не музыка Косма. В фильмах, где звучит музыка Владимира Косма, снимались многие именитые актёры, одного из которых мы даже можем называть теперь соотечественником. Многие знаменитые сцены, прославившие их, происходили под музыку героя сегодняшней статьи. Вот лишь одни из самых знаменитых работ.

Пьер Ришар в трагикомедии «Игрушка» (1976):

Если вы не смотрели фильм Франсиса Вебера, то это определённо стоит вашего времени. Многие бы сказали, что эта сатира не растеряла своей актуальности за последние сорок лет. А уж музыка Косма и вовсе выше всяких похвал, это одна из лучших его работ.

Долгоиграющий дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье. Дошло до того, что их герои носили одинаковые имена из фильма в фильм.

«Невезучие» (1981). История о поисках пропавшей в джунглях девушки:

«Папаши» (1983). Опять розыски, Депардье и Ришар ищут мыльчика-сына, под меланхоличный свист незатейливой мелодии Косма:

«Беглецы» (1986). И снова работа с Фарансисом Вебером. На этот раз Ришар грабит банк, захватив с собой Депардье. Очень милая история о циничном грабителе банков «в завязке», помогающем отцу одиночке:

Фильм «Бум» (1980) с Софи Марсо:

Музыку Косма можно услышать в фильмах, где главные роли исполнили Жан-Поль Бельмондо, Луи де Фюнес, Анни Жирардо и бесконечное множество других замечательных артистов. Увы, но на перечисление всех фильмов и сериалов, где звучит музыка Косма, уйдёт пара дней, ведь их более двухсот. Маэстро написал музыку к таким известным фильмам, как «Приключения раввина Якова» (1973), «Укол зонтиком» (1980), «Инспектор разиня» (1980). Иногда Косма даже снимался в небольших эпизодах или помогал на площадке. Так он лично помогал Пьеру Ришару правильно «играть» на скрипке в фильмах о высоком блондине.

Спустя время Владимиру поднадоели комедии, он стал писать музыку и к драматическим историям. Результатом стали две премии «Сезар», которые композитор получил за фильм «Дива» (1982) и «Бал» (1984).

Несмотря на популярность и наличие заманчивых проектов, маэстро, не в пример Леграну, не согласился ни на одно предложение из Штатов. По его собственному признанию, американская мечта никогда его не манила, кроме того Косма боится авиаперелётов. Даже в Россию он добирался поездом, когда давал концерты несколько лет назад в Санкт-Петербурге и Москве.

Но и в Европе у композитора всё шло и идёт весьма неплохо. Гастроли и концерты, на которых Косма представляет аранжировки собственных произведений. Как тот же Морриконе, Косма в старости продолжает работать, ему семьдесят семь лет. Уже в этот четверг в российский прокат выходит новый фильм с Пьером Ришаром «Мистер Штайн идёт в онлайн», музыку к которому написал всё тот же бессменный гений французского саундтрека.