Кинорулетка: Российское кино

25 августа 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

27 августа 1919 года СНК РСФСР принял декрет о национализации кинодела — и именно этот день в 1980 году было решено сделать «днем кино СССР». Шло время, и вот уже теперь на смену предыдущему названию пришел «день российского кино» — который по прежнему отмечают 27 августа.

Мы долго думали, какую тему бы придумать к празднику — и придумали. Если бы мы рассказывали о российском кино человеку, который о нем ничего не знает — что бы мы показали? Тема — РОССИЙСКОЕ КИНО.

Заметим, что многие российские фильмы мы рассматривали в предыдущих 73 выпусках рулетки — почти сто картин было в этой рубрике. Это «Андрей Рублев» и «Брат», «Левиафан» и «Берегись автомобиля», «Судьба человека» и «Собачье сердце», и многие, мноие другие. Так что многие любимые картины не попали в наш сегодняшний выпуск просто потому, что мы уже рассказали о них раньше.

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Летят журавли» (1957)

Режиссёр: Михаил Калатозов

В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Александр Шворин, Василий Меркурьев, Антонина Богданова, Валентин Зубков

О чём: молодых влюбленных разлучает война. Борис уходит на фронт, а Вероника пытается жить без него…

Российское кино: этот культовый фильм до сих пор остается единственной российской картиной, удостоенной главного приза Каннского кинофестиваля — Золотой пальмовой ветви.

Почему: Фильмов про Великую отечественную войну в нашей стране сняли много, да и до сих пор снимают. Все просто: эта страница в нашей истории не только трагична, но и уникальна, так как в России практически нет семей, которых бы в той или иной мере не коснулись боевые действия в сороковых годах прошлого века. На фоне тех грандиозных событий особенно ярко могут раскрываться характеры обычных людей, что обычно и используется в кинематографе. Именно поэтому «Летят журавли», выпущенный всего-то через 12 лет после окончания войны, является одним из главных советских фильмов на эту тему.

Самой войны там показано куда меньше, чем жизни простых людей, пытающихся выжить в то нелегкое время. Так и выясняется — кто тебе друг, кто враг, а кто «так», как пел Высоцкий. Из двух милых и обаятельных братьев один проявит небывалое благородство, а другой может оказаться с гнилой душонкой. В юной и хрупкой девушке наоборот расцветают невиданная сила и вера, о которых она даже не подозревала. Жизнь «маленького человека» в то время как творится «большая история» — сюжет множества книг и кинофильмов. И здесь подобное показано особенно остро и трогательно. Искренность, с которой было сделано это кино, убедила жюри Каннского фестиваля отдать Калатозову главную премию в далеком 1958 году. С тех пор никто из «наших» не смог повторить этот подвиг.

«Возвращение» (2003)

Режиссёр: Андрей Звягинцев

В ролях: Константин Лавроненко, Иван Добронравов, Владимир Гарин, Наталья Вдовина

О чём: Двое братьев отправляются в поход вместе с отцом, который появился в их жизни только вчера…

Российское кино: Дебютный фильм, пожалуй, главного российского режиссера на данный момент — Андрея Звягинцева, получивший главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотой лев».

Почему: Выбирая «Возвращение» вторым фильмом, который мог бы охарактеризовать российское кино как таковое, я не выбирал его по принципу полученных наград. Да, у «Журавлей» главный каннский приз, а у «Возвращения» главный венецианский. Но, по большому счету, эти картины — антиподы. Мало того, что между фильмами пропасть длиной почти в полвека, стилистика «Возвращения» в корне отличается от классических «Журавлей». Здесь созерцание и отдельные сцены порою важнее основного сюжета.

Нам показывают лишь маленький отрывок из жизни братьев-подростков, в котором они обретают невесть откуда взявшегося отца. Автор не дает нам никаких лишних сведений о героях, предоставляя самим судить о них и их поступках. Эта недосказанность вкупе с прекрасными видами природы (идеальная операторская работа постоянного, в будущем, оператора Звягинцева Михаила Кричмана) создает определенную завораживающую картину, которая своей неспешностью порою вгоняет в транс, но затем резко выдергивает из него какой-нибудь неожиданной сценой. Банально говорить, что Звягинцев — это новый Тарковский, но, как ни крути, если мы говорим о качественном авторском кино из России, то лучшего примера, чем работы этого безусловно одаренного режиссера, не найти.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«День выборов» (2007)

Режиссёр: Олег Фомин

В ролях: Квартет И, Василий Уткин, Михаил Козырев, Михаил Ефремов, Нонна Гришаева, Максим Виторган

О чём: Пиарщики и сотрудники известной радиостанции получают внезапный заказ — провести кампанию подставного кандидата и «оттянуть» часть голосов на предстоящих губернаторских выборах. Наспех собранная команда отправляется в турне по городам и сёлам, а на пути у них российская действительность, стереотипы и народ.

Российское кино: Увы, но многое из того, что я посоветовал бы посмотреть из российского кино, упоминалось в рулетке. «День выборов» стоит в этом ряду одним из последующих фильмов.

Именно после «Дня выборов» началось триумфальное шествие целого ряда фильмов Квартета И. «День радио», «О чём говорят мужчины» и многие другие. А какие там колоритные персонажи… Особенно поп в исполнении Ефремова.

Почему: Картине, снятой по известному спектаклю Квартета И, всего-то 10 лет, а онf уже расхватанf на цитаты, прочно «уйдя в народ». И это, надо сказать, неспроста. Комичные, гротескные подчас ситуации и персонажи очень мило и с юмором отражают российскую действительность нулевых, да и нынешнюю тоже. Высмеять отечественную действительность со вкусом, да так, чтобы это ещё и хотелось пересмотреть… это уметь надо.

«День выборов» высмеивает, издевается, но делает это очень добродушно, заставляя зрителя улыбнуться, а не впадать в апатию. Быть может именно такого российского кино нам и не хватает сейчас?

«Рождённые в СССР» (1991−2012)

Режиссёр: Сергей Мирошниченко

В ролях: Сева Новгородцев (рассказчик)

О чём: Многосерийный документальный проект, призванный рассказать о детях, которые встретили развал СССР в семилетнем возрасте. Они из разных социальных слоёв, у них разные интересы и живут они в разных городах, но для авторов фильма важно их мнение обо всём на свете. Далее съёмочная группа будет навещать своих «подопечных» раз в семь лет, наблюдая за их жизнью.

Российское кино: Любая страна, любое государство — прежде всего люди, которые там живут. Потому очень показателен цикл фильмов-наблюдений о взрослении детей, ставших свидетелями развала старой страны и появления новой.

Почему: Фильм был снят по примеру аналогичного проекта, созданного в Великобритании, однако именно «метаморфозы» последних детей союза особенно интересны, ведь приспосабливаться к новым реалиям и потрясениям пришлось не только взрослым. Безразлично смотреть это кино невозможно, каждому человеку, каждой судьбе зритель сопереживает. И это ещё не конец. Сергей Мирошниченко встретится с этими детьми в 2019 году, когда им будет уже 35.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Утомленные солнцем» (1994)

Режиссёр: Никита Михалков

В ролях: Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте, олег Меньшиков, Надя Михалкова, Вячеслав Тихонов, Инна Ульянова, Светлана Крючкова, Евгений Миронов

О чём: солнечный летний выходной на даче комдива Котова омрачен появлением нежданного гостя из прошлого.

Российское кино: фильмы с призами из Канн и Венеции были выше, пришла пора и «Оскар» вспомнить. Лучший иностранный фильм в 1995 году — с тех пор, увы, российскому фильму повторить успех не удавалось. Да, и Гран-при Канн у «Утомленных солнцем» тоже есть.

Почему: после выхода эпического продолжения из двух частей как-то забывается, что первый фильм был вполне себе камерной историей — одна семья, один дом, один день. И в этой камерности было то, чего не хватило второму фильму — мастерство показать огромный пласт истории через отдельные мелкие детали, при этом не задерживая на них внимание — так, фиксируя. «Утомленные солнцем» к тому же ухитрились удержаться на тонкой грани между высокой трагедией и фарсом, не сваливаясь ни в ту, ни в другую крайность.

Главное актерское трио — Меньшиков-Дапкунайте-Михалков — работает так слаженно, будто всю жизн именно к этим ролям и готовились; более того, у Дапкунайте и Меньшикова ролей сильнее в кино так и не было, кажется.

И, конечно, выросшая на наших глазах Надя Михалкова с ее очаровательной непосредственностью — сама как символ нового российского кино.

Удивительным образом «Утомленные солнцем» стали насквозь российским фильмом, коорый может понять и ни разу в России не побывавший человек; сочетание аутентичного сеттинга и понятных всем драматических коллизий дает убийственно точный результат.