Кино и музыка: Картер Бёруэлл

27 августа 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, работавших и продолжающих работать в кино.

Когда моя любовь к кинематографу только зарождалась, я мало обращала внимания на музыку в фильмах. Потом стала запоминать отдельные понравившиеся песни, находить их и с радостью слушать снова и снова. Любовь к композиторам и сочинённым ими мелодиям пришла много позже, но сейчас я уже не могу себе представить, что имена Джона Уильямса, Ханса Циммера и других моих ныне любимых композиторов когда-то мне ни о чём не говорили.

Почти 10 лет назад я открыла для себя Картера Бёруэлла, и с тех самых пор его музыка меня вдохновляет, удивляет, трогает и завораживает.

Картер Бёруэлл родился в Нью-Йорке 18 ноября 1955 года в семье учительницы математики и предпринимателя. Окончил школу в Стэмфорде, после чего поступил в Гарвард, где изучал анимацию и электронную музыку. После окончания университета в 1977 году стал ассистентом в Гарвардской студии электронной музыки. Выступил в качестве режиссёра анимационного короткометражного фильма «Help, I'm Being Crushed to Death by a Black Rectangle», который в 1979 году занял первое место на кинофестивале в Джексонвилле и второе место на Международном фестивале анимации в Оттаве.

И хотя официальная работа Бёруэлла оставалась связана с компьютерами и анимацией, в 1980-х годах Картер параллельно занимался музыкой, играя в Нью-Йорке с несколькими группами: The Same, Thick Pigeon, Radiante. Тогда же он впервые попробовал написать музыку для кино. Один общий друг познакомил Бёруэлла с братьями Коэн, которые в то время искали композитора для своей картины «Просто кровь» (Blood Simple, 1984). Его первый санудтрек получился довольно сдержанным, но впечатляющим именно благодаря спокойным мотивам. Музыка не была ни традиционно для жанра напряжённой, ни гротескно юмористичной. Хоть порой звучали грозные шумные звуки, большей частью саундтрек состоял из плавных меланхоличных фортепианных мотивов.

Бёруэлл и Коэны прекрасно сработались, поэтому братья пригласили композитора написать музыку для своего следующего фильма «Воспитание Аризоны» (Raising Arizona, 1987). А потом для ещё одного фильма — «Перекрёсток Миллера» (Miller's Crossing, 1990). Их сотрудничество продолжается и по сей день (уже 15 совместных фильмов), так что сейчас Бёруэлл наиболее известен именно как постоянный композитор Коэнов.

Из наиболее ярких работ стоит отметить «Фарго» (Fargo, 1995), за музыку для которого композитору вручили приз Ассоциации кинокритиков Чикаго за лучший саундтрек в 1996 году. Сама картина получила «Оскар» за сценарий (а Фрэнсис МакДорманд — за лучшую женскую роль), приз за режиссуру на Каннском фестивале и обрела культовый статус среди любителей кино.

Не менее знаковой в карьере братьев Коэн стала картина «Старикам тут не место» (No Country for Old Men, 2007), у которой на счету целых четыре «Оскара, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. И хотя саундтрек Картера Бёруэлла не получил номинации, но для создания нужного настроения в фильме сыграл большую роль. Правда, сам композитор отмечает, что «Старикам тут не место» — самый тихий фильм, над которым ему приходилось работать. Саундтрек поражает удушающей тишиной, но ничего лучше для подобного кино и придумать нельзя.

«Да здравствует Цезарь!» (Hail, Caesar!, 2016) на сегодняшний день является крайним режиссёрским проектом Итана и Джоэла Коэнов, за саундтрек к которому отвечал КартерБёруэлл. И вот тут уже никакой тишины: мелодии пестрят яркими красками, как и сам фильм.

Но карьера Бёруэлла, разумеется, не ограничивается работой с Коэнами — за плечами композитора создание саундтрека к уже почти сотне фильмов и сериалов! Широкое признание он получил в 1995 году за музыку к фильму «Роб Рой» (Rob Roy, 1995), после которой начался самый плодотворный этап в карьере композитора.

Лично моя любовь к творчеству Картера Бёруэлла возникла не после просмотра культовых лент — меня покорил саундтрек к «Сумеркам» (Twilight, 2008). Можно долго спорить о ценности этого фильма, можно его ненавидеть или, наоборот, слепо любить, но отрицать красоту саундтрека точно не стоит. Мелодии, созданные Бёруэллом, очень нежные, местами напряжённые, и даже при прослушивании вне фильма способны вызвать искренние эмоции.

К слову, Картер вернулся к написанию саундтрека в двух финальных частях франшизы, и в них мелодии композитора также прекрасны (а вот к самим фильмам вопросов куда как больше, чем к первому).

В 2016 году Картер Бёруэлл получил первую в своей жизни номинацию на приз Американской академии кинематографических искусств и наук за фильм «Кэрол» (Carol, 2015). Саундтрек к картине Тодда Хейнса «Оскар» не взял, но мелодии Бёруэлла великолепно смогли выразить переживания и эмоции главных героинь, которые нельзя просто облечь в слова. Струнные инструменты в сочетании с басом, арфой, фортепиано и кларнетом звучат в картине не просто фоном, но важным элементом отношений между героинями, создавая неповторимую атмосферу, не проникнуться которой просто невозможно.

Картер Бёруэлл, подобно хамелеону, может меняться и создавать самую разнообразную музыку. И пусть стиль мастера всё равно ни с чем не спутать, композитор умеет удивлять и находить неожиданные решения в своей работе.

В ближайшем будущем его саундтрек можно будет оценить в картине «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri), премьера которой состоится на Венецианском кинофестивале, а также в байопике «Прощай, Кристофер Робин» (Goodbye Christopher Robin) о взаимоотношениях между А. А. Милном и его сыном.