Создатели проекта «Гоголь. Начало»: «Мы ориентируемся на HBO»

31 августа 2017

Синемафия побывала на съёмочной площадке «Гоголя» и поговорила с режиссёром Егором Барановым, оператором Сергеем Трофимовым и актёром Евгением Стычкиным.

31 августа в прокат выходит «Гоголь. Начало» — во многих смыслах уникальный проект для российской киноиндустрии. Изначально «Гоголь» снимался как восьмисерийный телевизионный сериал для канала ТНТ, затем права перешли каналу ТВ-3, и еще на стадии производства было принято решение выпустить «Гоголя» в кинопрокат. Теперь первые две серии выходят в кинотеатрах как один полнометражный фильм, а всего таких фильмов планируется четыре. Надо сказать, что это первый в истории российского кинопроката случай, когда подобный эксперимент выглядит вполне оправданно. Мы уже посмотрели «Гоголь. Начало» в кино и со всей ответственностью можем утверждать, что качество проекта более чем достойно демонстрации на большом экране. В конце концов, «Игру престолов» и «Шерлока» ведь показывали в кинотеатрах, а наш «Гоголь» по уровню драматургии, постановки, актерской игры и визуального ряда практически не уступает хорошим западным сериалам и превосходит практически все российские кинопроекты. Обратите внимание, что в прокат выходит сразу две версии фильма с разными возрастными рейтингами: версия «18+» на несколько минут длиннее и содержит как весьма откровенные эротические сцены, так и кровавые сцены насилия.

Таисия Вилкова в роли Елизаветы Андреевны Данишевской в фильме «Гоголь. Начало». Фото: ТВ-3

Прошлой зимой Синемафия побывала на съемочной площадке «Гоголя» на киностудии «Ленфильм» и пообщалась с создателями картины — актёром Евгением Стычкиным, оператором Сергеем Трофимовым и режиссёром Егором Барановым.

Евгений Стычкин, актёр

Евгения Стычкина можно назвать любимчиком режиссёра Егора Баранова. «Гоголь» — уже пятая их совместная работа, ранее Евгений успел сняться у Баранова в «Самоубийцах», «Соловье-разбойнике», «Саранче» и «Фарце». В «Гоголе» Стычкин играет Александра Христофоровича Бинха — главу полиции Диканьки.

Евгений Стычкин в роли Александра Бинха в фильме «Гоголь. Начало». Фото: ТВ-3

О проекте

Сила этого проекта, в первую очередь, в его эстетическом решении. Его фактура в сочетании с операторским решением очень отличается от абсолютного большинства того, что у нас делается в кино и на телевидении. Это требует огромного внимания, сил, времени и денег.

Всё, что есть в фильме, инспирировано произведениями Гоголя. Именно потому, что с Николаем Васильевичем происходит все то, что мы увидим в фильме, впоследствии он и напишет «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения Гоголя абсолютно современны. Но нет смысла сегодня снимать их на полном серьёзе, поскольку их уже много раз экранизировали. Даже когда сегодня снимают о Шерлоке Холмсе, не случайно комбинируют изначально написанные произведения с дополнительными сюжетами, чтобы тем, кто читал, было интересно смотреть.

Это не ликбез и не байопик, не попытка рассказать историю Гоголя и не попытка экранизировать его произведения. Это, в первую очередь, желание еще раз привлечь внимание к его блистательной выдумке и к сотворенному им миру. Если это направит детей к книжкам — ура. Но просветительской задачи перед нами не стояло.

Евгений Стычкин на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

О режиссёре

Это пятый проект, на котором мы работаем с Егором Барановым, поэтому мы друг друга очень хорошо понимаем. Егор производит впечатление мягкого человека, но это впечатление ошибочное. Он довольно жесткий, он абсолютно точно знает, чего хочет, и почти всегда добивается, чтобы результат соответствовал его представлению о прекрасном. Мы часто спорим, и в этом споре рождается то, что потом увидят зрители. Но это всегда приятный спор — у нас никогда не было такого, чтобы мы ругались или оставались неудовлетворенными, потому что не убедили в чем-то друг друга.

Режиссер всегда главный на проекте, независимо от возраста и регалий. Это важно. Когда приходит страшно опытный артист и начинает тянуть на себя одеяло, это никогда не приводит к положительным результатам, даже если он хитрее, умнее и опытнее режиссера. Потому что он все равно видит только часть картины, исходя из своих собственных представлений. А режиссер, если он талантлив, разумеется, даже если он молод, видит всю картину целиком. Этим он и отличается от артистов и ото всех остальных участников процесса.

Евгений Стычкин и Александр Петров на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

О том, можно ли смотреть «Гоголя» детям

Конечно, это можно смотреть детям. Потому что это хорошо. Детям можно смотреть и читать то, что хорошо с точки зрения вкуса и с точки зрения качества. Если детей лишать хорошего фильма из-за того, что в нем курят, ругаются матом и показывают сиськи, от этого они лучше не станут. Потому что куда более опасны для их становления те фильмы или книги, где нет ни сисек, ни мата, ни курения, но есть в основе банальность, пошлость и отсутствие таланта.

Сергей Трофимов, оператор-постановщик

Сергей Трофимов редко снимает кино и почти никогда не снимает сериалы для телевидения. Тем не менее, в его послужном списке такие проекты как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгол», «Черная молния», «Август. Восьмого» и «Он — дракон».

Оператор Сергей Трофимов на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

О проекте

Начиная с первых своих фильмов, когда я работал с Тимуром Бекмамбетовым, мне всегда было интересно браться за проекты, где есть то, что называется «челлендж» — когда есть вызов и стоит задача сделать что-то новое и интересное, когда присутствует амбициозность. Здесь всё это есть. Большие амбиции и у Егора Баранова, и у тех людей, которые задумывали проект, потому что он необычный и интересный по стилю. Я практически не колебался, когда мне предложили над ним работать.

Главным референсом была «Сонная лощина», но скучно просто повторять. Иметь референс хорошо, потому что это ограничивает поиск и является гарантией того, что будет соблюден некий общий стиль. «Сонная лощина», конечно, несколько устаревшая уже вещь, но в том, что она стильная, вряд ли можно сомневаться. Тем не менее, нужно понимать, что мы находились в гораздо более сложном положении по сравнению с «Сонной лощиной». Они многое снимали в павильоне и строили этот мир, имея для этого средства, а мы подстраивались и выбирали из того, что у нас есть, поскольку у нас не было возможности построить его целиком.

Оператор Сергей Трофимов и режиссёр Егор Баранов на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

О режиссёре

Фильмов у меня не так много, чуть больше десяти, но при этом я снял около восьмисот рекламных роликов и работал, наверное, с сотней режиссеров, в том числе западных, и могу сказать, что Егор Баранов — достаточно уникальный человек. Он как компьютер — всё помнит, всё знает, и у него уникальная способность принимать решения. Режиссер — это тот человек, который решает, как нужно. И у Егора практически всегда есть ответы на вопросы, а это сильно упрощает производство. Он всё держит в голове и всем остальным рассказывает, что и как должно быть. Это, на самом деле, уникальное качество. Есть много хороших и талантливых режиссеров, которые сомневаются и много раздумывают. С таким объемом и такими амбициями, я не представляю, что бы было, если бы на месте Егора был другой режиссер, у которого хоть чуть-чуть было бы какое-то замешательство. Мы бы или сняли плохо, или бы не сняли вообще.

Егор Баранов, режиссёр-постановщик

Егор Баранов — один из самых молодых российских режиссёров. В свои 28 лет он успел снять несколько полных метров и сериалов. «Гоголь» — третий совместный проект Баранова с продюсерской компанией Sreda Александра Цекало после «Саранчи» и «Фарцы».

Режиссёр Егор Баранов на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

О Гоголе

Гоголь — наш Эдгар Аллан По, наше всё в плане мистики. Но мы снимали не биографию самого писателя, а фантазию на тему, вдохновленную его произведениями, в которой хотели максимально сохранить язык и стиль Гоголя. Наш Гоголь — не такой, каким он был на самом деле. Мы не хотели быть заложниками биографического образа. Скорее, это собирательный образ, который можно почувствовать из его произведений. С одной стороны, это достаточно привычный депрессивный образ писателя, но с другой стороны, он не лишен самоиронии.

Мы застаем Гоголя в самом начале пути, когда он еще ищет свой языковой стиль, когда он еще не уверен в себе как в писателе. Мне интересна эта история с точки зрения главного героя, который из наивного юноши, написавшего романтичную и слащавую поэму, которую потом сам же и уничтожил, превращается в человека, которому потом Пушкин говорил: «у вас Россия такая страшная получается». Для меня важно показать через фантастику и приключения драму главного героя — как он становится закрытым человеком, чье творчество пропитано иронией и чернушным взглядом на жизнь.

Режиссёр Егор Баранов на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

О проекте

Мы выбрали достаточно олдскульный стиль съемок. Все сейчас привыкли трясти ручной камерой, но как только ты останавливаешь камеру, зритель больше внимания уделяет деталям. Соответственно, и требование к качеству этих деталей выше. Поэтому все нужно продумывать заранее.

В России мы всегда ограничены бюджетом. Мы же ориентируемся на HBO и западные сериалы, у которых бюджет одной серии от миллиона долларов. У нас, естественно, таких бюджетов нет, хотя «Гоголь» — это очень недешевый проект.

Режиссёр Егор Баранов и Олег Меньшиков на съёмках проекта «Гоголь». Фото: ТВ-3

Об актёрах

Мы не делаем Саше Петрову никакого особенного пластического грима. Конечно, можно добиваться супер-идеального сходства с Гоголем, но это не интересно. Как только ты добиваешься максимального сходства, уходит харизма самого актера. А все-таки интересно смотреть на живого человека, а не на восковую фигуру.

Саша нам идеально подошел в плане внутренней эмоциональной рефлексии, которая требовалась от персонажа. И позвать Олега Меньшикова на роль Гуро было его идеей, поскольку Саша работает в театре Олега Евгеньевича. Так как Олег Евгеньевич очень редко снимается, мы даже не надеялись, что есть смысл ему предлагать эту роль. Но Саша сам у него спросил, и оказалось, что ему это интересно.

Для меня это больше режиссерская история, но там, где это возможно, актеры конечно же вносят свою энергию, частенько что-то мы вместе меняем. В сценах, которые построены не на трюках, а на драматургии и эмоциях, актерам дается больше свободы — там я иду от них, а не они от меня.

Александр Петров в роли Гоголя в фильме «Гоголь. Начало». Фото: ТВ-3

О работе над сценарием

Изначально идея «Гоголя» исходила от Александра Цекало и его сценарной команды. К моменту когда меня пригласили, уже был готов сценарий первой серии. Но все визуальные вещи, например, видения, я брал себе на откуп и практически переписывал с нуля, и сам придумывал, как этот мир визуально будет выглядеть. Над остальными сериями мы уже работали очень тщательно вместе со сценаристами, с Александром Цекало и с продюсерами со стороны канала Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым. Мы придумывали все вместе, выверяли каждую букву, пытались убрать все неточности — это коллективное творчество. Для меня это впервые, когда сам канал проявляет такое огромное внимание к сценарию, и это не только не мешает, а наоборот очень сильно помогает.

Смотрите «Гоголь. Начало» в кинотеатрах с 31 августа.