Кино и музыка: Алан Менкен

3 сентября 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, работавших и продолжающих работать в кино.

1994 год. Одна из первых собственных видеокассет. «Я родом из края, восточного края, куда вас с собой я сейчас приглашаю… Музыка Алана Менкена… Там просторы безграничны!» Мультфильм «Аладдин» был пересмотрен сотни раз, умел цитировать с любого места и хоть до самого конца, но если реплики уже начинают стираться из памяти, то музыка будет со мной всегда.

В середине 1949 года в семье Джудит и Нормана Менкенов происходит пополнение в виде маленького Алана Ирвина. Музыкальные способности родителей передались по наследству в лучшем виде и уже в девять лет Менкен-младший получает высшие оценки от судей за своё музыкальное сочинение под названием «Bouree» на конкурсе Нью-Йоркской Федерации музыкальных клубов.

В школе и позже в университетские времена Алан не очень жалует пианино и, несмотря на наличие определенного таланта, не исключает возможности пойти по стопам отца и стать дантистом. Но тем не менее он покидает университет со званием магистра музыковедения.

Изначально Менкен планировал быть автором-исполнителем калибра Билли Джоэла, но потом склонился к варианту театрального композитора. В 1974 году он присоединяется к Broadcast Music, Inc. (BMI) Musical Theatre Workshop, где одна из главных музыкальных знаменитостей тех времён по имени Леман Энгель обучает Алана и даёт ему возможность писать музыку и тексты к бродвейским мюзиклам. Часть мюзиклов дошла до сцены, часть — нет, но Менкена уже заметила пресса и выдаёт ему большие авансы.

В 1978 году через знакомых Алан начинает сотрудничать с Говардом Эшманом, художественным руководителем небольшого манхэттенского театра и далее они работают вместе годы и годы.

Именно дуэту Менкен-Эшман принадлежит авторство мюзикла «Маленький магазинчик ужасов», который, несмотря на потрясающий успех и овации на всех 2209 показах в театре «Орфеум», так и не появился на Бродвее. Но появился на экранах кинотеатров и снискал успех у публики музыкальными номерами вроде:

А за песню:

Менкен с Эшманом первый раз номинированы на «Оскар».

На волне успеха Менкен с Эшманом получают приглашение поработать над диснеевским новым мультфильмом «Русалочка». Дела у Диснея и компании идут не очень хорошо и им обязательно нужен хит уровня «Золушки» или «Белоснежки». Успех был оглушительным, и музыкальный дуэт заслуженно получает свой первый «Оскар», а Менкен становится обладателем собственной золотой статуэтки за песню Under The Sea. Да-да, я тоже её сейчас стал напевать.

Следующий проект Менкена с Эшманом, «Красавица и чудовище», принёс им ещё ведро номинаций, часть из которых воплотилась в призы.

В 1991 году во время работы над музыкальным сопровождением приключений небезызвестного арабского воришки с обезьяной Эшман умирает от СПИДа. Менкену предстоит переписать часть песен, для чего он объединяется с британским либреттистом Тимом Райсом. «Аладдин» тоже не проходит мимо премий.

Сотрудничество Менкена с Диснеем продолжается и по сей день, однако Алан нашёл время как для малоизвестного кинопроекта Майкла Дж. Фокса «Life with Mikey», так и для бродвейских адаптаций диснеевских мультфильмов. Впрочем, он адаптировал и фильмы, например, «Действуй, сестра». А в 2003—2004 до Бродвея дошёл и «Маленький магазинчик ужасов».

Более того, в 2014 и 2015 году вышли два сезона замечательного музыкального сериала Galavant, для которого Алан Менкен вместе с Гленном Слейтером написали музыку и тексты песен.

Как вы уже поняли, сериал повествует о приключениях рыцаря Галаванта и там порой случаются такие вот драматичные сцены:

И местами он не уступает лучшим образцам диснеевской анимации, омузыкаленной Аланом Менкеном.

Следующим кинопроектом, в титрах которого будет упомянут Менкен, предполагается киноадаптация всё того же «Аладдина». Как известно, снимать будет Гай Ричи, и на данный момент не совсем понятно, чего ожидать. Как минимум — не будет того самого перевода Михалёва.

Театральные подмостки тоже не останутся без внимания Алана, там среди прочего «Геракл» (адаптация мультфильма) и «Коррина Коррина» (по фильму 1994 года с Голдберг и Лиоттой).

Юмор и запоминающиеся мелодии давно стали визитной карточкой Менкена, и хочется надеяться, что следующие его творения тоже будут классикой.