Кадр из фильма Джорджа Клуни «Субурбикон»

Зарисовки 74 Венецианского кинофестиваля, часть 2

5 сентября 2017

Позади уже половина фестиваля, и пришло время рассказать ещё о нескольких фильмах: как включённых в конкурсную программу, так и показываемых вне её.

Проходящий с 30 августа по 9 сентября кинофестиваль в Венеции уже показал половину своей программы — а мы продолжаем рассказывать о том, что интересного можно было увидеть там (и что нужно отслеживать в кино).

Родные души вот уже 50 лет

Роберт Редфорд начал пресс-конференцию с признания: «Мне правда очень хотелось сняться в ещё одном фильме с Джейн, пока я не умер». Актёрам довелось сыграть молодых влюблённых в картине «Босиком по парку» (Barefoot in the Park, 1967), и вот теперь они играют влюблённых пожилых. «Представляете, как мне повезло: я целовала этого мужчину в двадцатилетнем возрасте, и теперь снова целуюсь с ним, когда мне почти восемьдесят», -сказала Джейн Фонда. Актёры не переставали восхищаться друг другом, а также увлечённо рассказывали о своих персонажах в новом совместном фильме «Наши души по ночам».

Картина получилась вдохновляющая и оптимистичная: она провозглашает идею, что с годами жизнь не заканчивается. Эдди и Луис жили по соседству много лет, они знакомы с прошлым друг друга, но при этом практически ничего не знают о себе сегодняшних. Неожиданное предложение Эдди помогает героям сблизиться, примириться с грузом прошлых ошибок и даже лучше понять что-то в себе.

История далеко не сразу приобретает романтический характер — это в первую очередь фильм о близости двух душ, что так точно передаёт название картины. И все же на пресс-конференции зашла речь о сексуальных отношениях в старости. Джейн Фонда заметила, что с годами ты начинаешь лучше понимать своё тело, свои потребности, так почему бы не пользоваться этими преимуществами!

Роберт, отвечая на вопрос, почему он сам не сел в режиссёрское кресло, сказал следующее: «Я и без того вполне успешен, а когда к тебе пришёл успех - стоит воспользоваться этим и помочь другим талантливым постановщикам проявить себя».

«Наши души по ночам» — проект Netflix, на канале фильм можно будет оценить уже в конце сентября. Картина демонстрировалась вне конкурсной программы, так что на награды фестиваля претендовать не будет.

Когда больше не на кого положиться…

«Положитесь на Пита» — история потерь, разочарований и поиска своего места в мире.

Оригинальное название фильма «Lean on Pete» — это кличка лошади, но сюжет вовсе не сводится к очередной истории о дружбе мальчика со скакуном. Да, Пит — как называет коня Чарли — окажет определённое влияние на судьбу главного героя, но куда как важнее в фильме люди и их двоякая натура. Персонаж Стива Бушеми, например, взял Чарли на работу, обучил его, хорошо платил и относился к мальчику с симпатией — до определённого момента. Дэл оказался не таким уж милым старичком, он способен на жестокие поступки и грубое обращение как с животными, так и с людьми. Бонни — героиня Хлои Севиньи — тоже была мила с Чарли, но все же отказала ему в помощи.

Правда, такое двойственное поведение можно вполне логично объяснить в рамках сюжета, да и сам Чарли оказывается способным на жестокость, когда его вынуждают обстоятельства. Фильм показывает, что жизнь не делится на чёрное и белое, у каждого человека есть две стороны.

Исполнитель главной роли Чарли Пламмер рассказал журналистам, что его очень увлекли история и герой. Актёр прошёл прослушивание, но ожидание результатов было таким томительным, что Пламмер решил написать режиссёру письмо с объяснением, почему именно он должен получить роль. Эндрю Хэй оказался впечатлён тем, как точно юноша воспринял сценарий и как проникся историей, поэтому сразу его утвердил.

Режиссёр на пресс-конференции признался, что сам немного побаивается лошадей, но Хэй согласен с тем, что иногда связь между детьми (или подростками) и животными действительно может быть сильна и может определённым образом спасти, излечить в сложной ситуации. Как это случилось с Чарли, который благодаря Питу отправился в нелёгкий путь, но путь этот помог мальчику обрести дом, обрести себя самого.

Это чудесный город! Это жестокий город…

«Обвиняя афроамериканцев во всех смертных грехах, ты определённо смотришь не в том направлении», — такими словами Джордж Клуни начал пресс-конференцию, посвящённую его новому режиссёрскому проекту. Название фильма — «Субурбикон» — отсылает нас к одноимённому тихому городку, где все живут дружно и счастливо, если верить начальным кадрам картины (и к слову suburbia — то бишь «пригород»). И вот в Субурбикон переезжает семья Мейерс — они афроамериканцы, что остальными жителями воспринимается крайне негативно. На фоне травли этого семейства разыгрывается другая драма: в дом по соседству с Мейерсами проникают грабители, и это приводит к печальным последствиям. Дальнейшее описание сюжета будет излишним: пусть неожиданные повороты останутся таковыми.

Мэтт Дэймон и Джулианна Мур на пресс-конференции рассказали, как приятно было работать с Джорджем над этим проектом. Мэтт заметил, что всегда в первую очередь выбирает роль не из-за персонажа или сценария — для него важнее, кто будет режиссёром фильма. Но в «Субурбиконе» актёра также привлекло то, что подобных ролей в карьере Дэймона раньше не было: не хотелось упускать подобную возможность.

Ироничный сценарий, где череда совпадений приводит к жестоким последствиям, которые при этом не лишены забавной составляющей — вполне типичен для братьев Коэн, но Клуни счёл нужным добавить более глубокий социальный подтекст. Режиссёр отметил, что в каждом человеке таится зло: мы злимся на себя, на свою страну, на весь мир. И рано или поздно эта злость может превратить любого в настоящего монстра. «У героев фильма был выбор, но они продолжали выбирать неправильно снова и снова, делали глупые ошибки, что и привело к трагедии», — сказал режиссёр.

Мэтт Дэймон произнёс интересную фразу, касаемо сюжета и проблематики фильма:«Разъезжать по улицам на велосипеде, когда ты весь забрызган кровью — привилегия белых. Ведь все равно во всем обвинят чёрных». Картина действительно затрагивает проблему расовой нетерпимости, но при всей серьезности поднятых вопросов «Субурбикон» не перестаёт быть веселым фильмом. Да, юмор в нем чёрный — очень чёрный — но такая подача не даёт картине стать проходным проектом.

Александр Депла написал для фильма отличный саундтрек, и именно благодаря ему зритель в финале понимает: все будет хорошо. Не ясно, каким именно образом, но обязательно будет.