Кадр из фильма «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»

Зарисовки 74 Венецианского кинофестиваля, часть 3

7 сентября 2017

Фестиваль продолжается, и Синемафия продолжает рассказывать о фильмах, показываемых в Венеции — в конкурсе и не только.

Фестиваль неуклонно приближаетя к завершению, а число хороших фильмов никак не уменьшается с каждым днем, усиливая интригу — кому же достанутся призы Венеции?

Комедийная трагедия Мартина МакДоны

МакДона привёз в Венецию один из лучших своих режиссёрских проектов — к такому выводу пришли многие журналисты после просмотра картины «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури».

В официальном описании фильма значится, что Милдред Хейс выходит на тропу войны с городскими полицейскими, поскольку те не хотят расследовать убийство её дочери. Но в итоге все оказывается не так однозначно: на самом деле Милдред и шеф полиции относятся друг к другу весьма уважительно, да и расследование дела ведётся, просто из-за недостаточности улик оно зашло в тупик. Но материнское горе не даёт Милдред сидеть сложа руки, и она арендует три рекламных щита на границе города, где размещает гневное послание шефу Уиллоби. Этот поступок вызывает у жителей городка разную реакцию, но волевой характер Милдред поможет ей найти силы отстоять свою позицию.

На комплименты по поводу фильма актёры в один голос заявили — все благодаря отличному сценарию. «В нем нет белых пятен, нет дыр, мы были уверены в каждой сцене», — сказала исполнительница главной роли Фрэнсис МакДорманд. Режиссёр не переставал хватить актёрский ансамбль: МакДорманд, Харрельсон и Рокуэлл впечатляют тем, как глубоко они прониклись своими персонажами. Сэм Рокуэлл, которому не привыкать играть странных героев, не вызывающих симпатии, создал на экране сложный и многогранный образ — на протяжении всего фильма меняется как поведение его героя, так и отношение к нему зрителя. Один из журналистов на пресс-конференции затронул тему «Оскара»: нужно признать, что каждый из трёх актёров вполне достоин как минимум номинации.

Героиню МакДорманд на пресс-конференции небезосновательного сравнили с её персонажем из «Фарго», на что сама актриса сказала: «Я считаю, что Милдред - это повзрослевшая Мардж». Также Фрэнсис рассказала журналистам интересную историю: когда Мартин МакДона два года назад впервые показал ей сценарий, актриса сразу согласилась взяться за роль, но только быть не матерью погибшей девочки, а бабушкой. Режиссёр отверг эту идею, поскольку считал, что бабушка не стала бы настолько отчаянно бороться и выступать против всех ради торжества справедливости. Фрэнсис с этим мнением в корне не согласна, но все же не стала спорить и сыграла мать, пусть актрисе сейчас уже 60.

Также актриса отметила, что ни один язык мира не имеет определения для родителя, потерявшего ребёнка — есть сироты, есть вдовы и вдовцы, но терять своё дитя настолько неестественно, что этому и не должно существовать названия.

«Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» — глубокая драма, но тут и там зрителя ждут комичные моменты, что максимально приближает фильм к реальной жизни. История проникновенная и серьезная, поэтому хочется надеятся, что награды фестиваля не обойдут фильм стороной.

История семьи или нечто большее?

Если бы на фестивале вручали приз за дерзость, он почти наверняка ушёл бы Даррену Аронофски. Режиссёр никогда не боялся браться за провокационные проекты, и «мама!» стала ещё одной картиной, бросающей вызов общественному мнению.

Вышедшее до премьеры официальное описание фильма гласит: в дом к супружеской паре заявляются незваные гости, что приводит к неожиданным последствиям. С формальной точки зрения все верно, но вот что это за пара, кем являются гости, аллегорией на какие события становится все происходящее — вот что намного интереснее.

Важно, что ни у одного из героев нет имени — уже этот факт наводит на мысль, что не стоит воспринимать происходящее буквально. Первым в дом супругов приходит мужчина, на следующий день появляется его жена, после — их сыновья. Добавьте к этому слова Аронофски о том, что одним из рабочих названий проекта было «День шестой», и тогда поймёте одну из возможных интерпретаций сюжета.

На пресс-конференции режиссёра спросили о цветовой гамме фильма, на что он ответил: «Мы старались выбирать только естественные цвета и оттенки, максимально приближённые к природным». Дженнифер Лоуренс тоже говорила о связи с природой: её героиня не просто так ходит босиком — это отражение естественности, близости к земле. В этих ответах кроется ещё один ключ к использованными в фильме аллегориям.

Очень интересный комментарий прозвучал от Даррена Аронофски по поводу важности концепции дома в фильме: «Вы никогда не пригласите к себе в дом людей, которые будут мусорить и бросать окурки на ковёр. Тем не менее, когда подобное происходит на улице -никто не против». Вот вам и ещё одна подсказка.

В своих вопросах журналисты не столько выражали восхищение фильмом, сколько пытались узнать о значении той или иной сцены, тех или иных действий персонажей, всем хотелось понять, какой же смысл Аронофски вложил в картину. Режиссёр не стал давать однозначного ответа и только сказал, что прочтений может быть множество.

Музыку к фильму написал Йохан Йоханнссон. Аронофски отметил, что саундтрек должен создавать атмосферу таинственности, а также не давать зрителю ни на секунду почувствовать себя в безопасности. Несмотря на мрачность происходящего на экране, режиссёр признался: «Я оптимист и мечтаю изменить положение вещей, даже если для этого нужно обратиться к тёмным сюжетам».

Зарубежная критика высоко оценила фильм, но и ненавистники у него уже появились. Российский зритель сможет составить своё собственное мнение о картине уже на следующей неделе: «мама!» выходит в прокат 14 сентября.

Старость в радость

Итальянский режиссёр Паоло Вирдзи снял фильм о паре пожилых американцев, в котором нашлось место актуальным для США реалиям. «В поисках праздника» стал ещё одним фильмом фестиваля, провозглашающим идею того, что возраст полнокровной жизни не помеха.

Оригинальное заглавие картины — «The Leisure Seeker»: так называется дом на колесах, в котором герои Хелен Миррен и Дональда Сазерленда решают отправиться в дорожное приключение, несмотря на возраст и болезни. Пожилая пара в своё время не единожды выбиралась в поездки на «The Leisure Seeker» как вдвоём, так и с детьми. Элла и Джон не хотят упустить возможность — как знать, может, и последнюю, — вновь испытать радость путешествия.

Хелен на пресс-конференции призналась, что её всегда восхищали итальянские фильмы, а Карла Манчини для неё — величайшая актриса всех времен. Так что работать с итальянским режиссёром стало удовольствием. Миррен также восхитилась силой духа своей героини и отсутствием у неё страха смерти. «Не так давно мне довелось играть Смерть в одном из фильмов, так что я стала лучше понимать её», — поделилась актриса на пресс-конференции.

И если Элла в фильме старадет от недуга, который постепенно её убивает, то Джон начинает страдать провалами в памяти, что для него не меньшая трагедия — он в своё время был блестящим профессором и чудесным учителем, очень образованным мужчиной. А теперь Джон не может вспомнить любимые цитаты великих писателей, да что там — даже имена своих детей! Это трагедия для человека большого ума, и Элла решает, что путешествие как в былые времена сможет помочь Джону не потерять себя самого. Дональд Сазерленд в свои 82 года продолжает достигать все новых вершин в карьере, и роль Джона по-новому раскрыла грани его таланта.

История, расказанная в фильме, очень личная и трогательная. Она провозглашает торжество жизни и показывает достойный пример того, как стоит встречать старость.