Кино и музыка: Алан Сильвестри

10 сентября 2017

Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, работающих в кино.

В очередной статье нашего цикла о композиторах читателям Синемафии предлагается вспомнить, как мир кино получил уникальный подарок в лице одного из самых талантливых создателей киномузыки — Алана Сильвестри, и благодаря каким работами он знаменит.

Герой нашего сегодняшнего рассказа родился 26 марта 1950 года в Нью-Йорке. Семья его отца — родом из Италии, матери — из Ирландии. Несмотря на то, что родители не были музыкально образованными людьми, маленький Алан с раннего детства ощутил тягу к музыке. Ещё в дошкольном возрасте он начал играть на барабанах, а в школьном оркестре научился играть на фаготе, кларнете и саксофоне. Неудивительно, что, купив в 14 лет гитару, он захотел стать профессиональным музыкантом. В то время на него сильно повлияла любовь к джазу и особенно к творчеству джазового гитариста Уиса Монтгомери.

Движимый своим музыкальным пристрастием, после окончания школы юный Алан Сильвестри поступил на джазовое отделение Музыкального колледжа Беркли в Бостоне, однако спустя пару лет он переехал в Лас-Вегас, где стал гитаристом в блюзовой команде Wayne Cochran and the C.C. Riders. Спустя некоторое время он ненадолго приезжал в Бостон, но после вновь вернулся в Лас-Вегас, где стал аранжировщиком и гитаристом молодой инди-группы.

Как практически каждая молодая инди-группа, музыканты мечтали подписать контракт с какой-нибудь студией. Некоторым группам везло в этом деле, но большую часть ждала неудача. Группа молодого Сильвестри не стала исключением — они напоролись на дельца, заключившего с ними желанный, казалось бы, договор. Однако потом, когда музыканты стали разбираться в деталях, они обнаружили, что по условиям контракта они буквально были связаны по рукам и ногам на очень долгий-долгий срок. На время действия контракта весь создаваемый материал они должны были передавать своему продюсеру за сущие копейки. Молодые музыканты направились в Лос-Анджелес на поиски того мошенника, который заключил с ними этот кабальный договор, чтобы выкупить контракт, но найти его в городе ангелов оказалось непросто.

Именно в то время Алан Сильвестри получил первое предложение написать музыку для фильма, познакомившись через цепочку знакомых с продюсером «Шайки доберманов». Ему дали срок — 2 недели, за которые молодой композитор, обложившись пособиями и учебниками по музыкальной композиции, написал больше часа музыки. Тогда же он начал учиться играть и писать музыку на фортепиано. Фильм, увы, провалился в прокате и после, если Алану и предлагали сотрудничество, то только в малобюджетных картинах.

Тем не менее, его репутация и профессионализм постепенно росли, его приглашали для создания музыки к сериалам. И к 1978 году он стал такой заметной фигурой, что продюсеры компании Metro-Goldwyn-Mayer, выпускавшей тогда сериал «Калифорнийский дорожный патруль», предложили Алану Сильвестри начать писать музыку для этого телешоу, начиная со второго сезона.

Эти творческие достижения приблизили его к судьбоносному знакомству с Робертом Земекисом, которое состоялось в 1983 году и с которого началась их долгая дружба. Работая вместе, они подарили миру такие киношедевры как «Форрест Гамп», «Назад в будущее», «Контакт» и многие другие. Пожалуй, единственным грустным моментом в этом стало лишь то, что чем глубже Алан погружался в материи создания киномузыки, тем дальше он уходил от исполнительства и игры на гитаре.

Далее нашим читателям предлагается освежить в памяти впечатления о наиболее примечательных работах тандема Алана Сильвестри и Роберта Земекиса, и не только о них.

«Форрест Гамп» (1994)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Том Хэнкс, Робин Райт, Гэри Синиз, Майкелти Уильямсон, Салли Филд

До сих пор этот удивительный фильм находится в числе самых успешных и популярных картин из всех, когда-либо выпущенных на широкие экраны.

Картину Роберта Земекиса намного интереснее рассматривать даже не как отдельный экземпляр киноискусства (хотя он безусловно им является), а как целостный психолого-социологический портрет нескольких эпох, в бурное течение которых был погружён главный персонаж. Через его восприятие зрители могли почувствовать настроения людей, уставших от войны и от гонки за призрачной американской мечтой. В самом фильме своим последователям и фанатам Форрест Гамп об этом заявляет прямым текстом: «Я устал», и направляется домой к семье, к воспитанию своего более умного, чем он сам, ребёнка.

Благодаря таланту создателей фильма это не выглядит как морализаторство. Отчасти в этом заслуга и Алана Сильвестри, работа которого была отмечена номинациями за лучшую музыку на премии «Оскар», «Сатурн» и «Золотой глобус».

Саундтрек к «Форресту Гампу» — один из тех ярких примеров, когда музыка к фильму воспринимается не только как средство выразительности, но и сама по себе является законченным произведением искусства. Этот саундтрек такой же чистый, нежный, почти невесомый, как пёрышко, с которого начинается удивительная история персонажа Тома Хэнкса.

Трилогия «Назад в будущее» (1985/1989/1990)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф. Уилсон, Клодия Уэллс, Марк МакКлюр, Элизабет Шу, Джеймс Толкан, Джеффри Вайсман

Пусть сценарии Роберта Земекиса, а также Боба Гейла о приключениях дока Брауна и Марти МакФлая и являются достаточно вольным пересказом «Машины времени» Герберта Уэллса, трилогия «Назад в будущее», как и «Форрест Гамп», до сих пор входит в сотню самых популярных картин в истории кинематографа.

У каждой из частей трилогии есть и сторонники, и противники, кто-то считает более удачным первый фильм, кто-то — второй или третий. Но вряд ли среди них есть те, кто станет отрицать, что эта история, разукрашенная необычными спецэффектами в стиле Стивена Спилберга, продюсировавшего картину, стала отличной иллюстрацией того, как взаимосвязано друг с другом всё происходящее с нами в реальности, как мечты и желания могут становиться её частью. Кстати, забавно, что многие зрители, увидев в титрах фамилию голливудского мэтра, считают «Назад в будущее» режиссёрской работой Спилберга, а не Земекиса.

Возвращаясь к рассказу об Алане Сильвестри, стоит отметить, что несмотря на тесное сотрудничество со Спилбергом в качестве продюсера, Алан пока, что не участвовал ни в одном полнометражном фильме, срежиссированном именитым кинематографистом.

Когда вышла первая часть, композитор был номинирован на премию «Грэмми» и «Сатурн», а за работу над музыкой третьей части «Назад в будущее» Алан Сильвестри номинировался и был удостоен премии «Сатурн» 1991 года, что не удивительно — задорный и бравурный гимн авантюристам и путешественникам во времени стал одним из самых известных сочинений композитора.

И хоть Алан Сильвестри не является автором песен из фильма, крайне сложно удержаться и не упомянуть хотя бы пару из них: например, романтическую Earth Angel (Will You Be Mine):

И, конечно, Johnny B. Goode — вымышленную историю создания которой зрителю подали как иллюстрацию работы парадокса пространственно-временного континуума:

Так же забавной деталью является то, что вместо Чака Берри автором-исполнителем песни в титрах указан никто иной, как Марти Макфлай.

«Контакт» (1997)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Джоди Фостер, Мэттью МакКонахи, Том Скеррит, Джеймс Вудс, Анджела Бассетт, Уильям Фихтнер, Джон Хёрт

Спустя три года после выхода на экраны «Форреста Гампа» Роберт Земекис снова вернулся к теме человека, который не вписывается в традиционную картину мира. Более того, если у обывателей картина мира ограничена, то у главной героини, по мере развития истории, мир становится практически безграничным. А научно-фантастическая составляющая, посвященная поиску внеземных цивилизаций, в фильме проработана настолько детально, что «Контакт» занял второе место в рейтинге НАСА среди наиболее достоверных фильмов на эту тему.

Стоит обратить внимание, что музыка в «Контакте» не совсем типична для фильма о космосе или о межзвёздных путешествиях — здесь нет часто присущего этой теме нарочитого пафоса. Вместо него Алан Сильвестри скорее остался верен созданным им же традициям и вплёл в музыкальную ткань фильма характерную ему лёгкость и атмосферность. Может быть, именно поэтому фильм оставляет очень глубокое впечатление.

«Изгой» (2000)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Том Хэнкс, Хелен Хант, Крис Нот, Ник Сирси, Дженифер Льюис, Пол Санчез

А этой картине, несмотря на то, что Том Хэнкс получил за неё «Золотой глобус», и на то, что она номинировалась на несколько других престижных наград, не место в этом тексте. Вероятно, по той причине, что Алан Сильвестри написал всего лишь 15 минут музыки, включая музыку на финальных титрах, а остальную сотню минут экранного времени герой Тома Хэнкса проводит без музыкального сопровождения. Хотя сам факт этого является достаточно забавным и заслуживающим внимания.

Кроме игровых кинокартин дуэт Земекиса и Сильвестри причастен также к созданию замечательных мультипликационных историй, среди которых стоит коротко упомянуть о следующих:

«Полярный экспресс» (2004)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Том Хэнкс, Лесли Земекис, Эдди Дизен, Нона Гэй, Питер Сколари, Брендан Кинг

Песня Believe из этого мультфильма была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус», но, кроме неё, хотелось бы отметить ещё одну песню из этой доброй рождественской истории, которой скоро-скоро будет самое время:

«Кто подставил кролика Роджера» (1988)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Боб Хоскинс, Кристофер Ллойд, Джоанна Кэссиди, Чарльз Флайшер, Стабби Кэй

Строго говоря, это не совсем анимационная история, а скорее игровой фильм с мультяшками. Смотря оскароносного «Кто подставил кролика Роджера», зрители могут увидеть огромное количество ироничных или пародийных отсылок к лучшим фильмам детективного жанра. Например, к «Китайскому кварталу» Романа Полански. Более того, Джек Николсон, игравший в нём, сначала даже планировался на роль главного персонажа — Эдди Валианта.

«Рождественская история» (2009)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Джим Керри, Гэри Олдман, Колин Фёрт, Кэри Элвис, Робин Райт, Боб Хоскинс

Выдающийся мастер лицедейства Джим Керри (а с ним и Колин Фёрт, и Гэри Олдман), даже в нескольких своих трёхмерных воплощениях, никого не оставит равнодушным в этой красивой, назидательной и поучительной экранизации повести Чарльза Дикенса. Роберт Земекис смог досконально проработать и персонажей, и антураж, а Алан Сильвестри создал лихой, искристый и праздничный музыкальный вихрь, который задорно несёт главного персонажа по дороге в могилу — всё на самом деле чудесно и волшебно!

Так же стоит упомянуть, что кроме тандема с Робертом Земекисом Алан Сильвестри принимал участие и в работе над фантастическим триллерами, среди которых «Бездна» (1989) Джеймса Кэмерона (за которую композитор номинировался на премию «Сатурн»), «Хищник» (1987) Джона МакТирнана и «Ван Хельсинг» (2004) Стивена Соммерса. За музыку к последним двум картинам Алану были вручены премии «Сатурн» в номинации «Лучшая музыка».

Оглядываясь на заслуженные номинации и награды Алана Сильвестри, может показаться, что он сильно недооценён, поскольку их не так много, как могло бы быть. А с другой стороны, изучая шорт-листы номинаций «Оскара» или «Золотого глобуса» в номинациях за лучшую музыку тех лет, становится ясно, что Сильвестри приходилось активно соперничать с другими очень заслуженными и именитыми композиторами, о многих из которых будет рассказано в этом цикле статей Синемафии.

Напоследок хотелось отметить, что, как и многие любители кино и киномузыки, я очень ценю творчество Алана Сильвестри. Во многом за характерные для его музыкального почерка и стиля кристальную чистоту, прозрачность, атмосферность и искренность.

Интересно также наблюдать за тем, что в своих работах последних лет он остаётся приверженцем классической инструментовки симфонического оркестра, почти не поддаваясь на влияние современных веяний, например, электронной музыки или чего-то подобного. Иногда кажется, будто он специально препятствует проникновению синтезированных звуков в свои произведения. И с этой точки зрения будет ещё интереснее посмотреть, каким же станет музыкальное решение выходящего следующей весной фильма «Первому игроку приготовиться», в котором впервые Алан Сильвестри работал со Стивеном Спилбергом как с режиссёром.