Кино и музыка: Джонни Гринвуд
17 сентября 2017
Синемафия продолжает цикл материалов о композиторах, работавших и продолжающих работать в кино.
Рок-музыканты, пишущие музыку для кино — отдельная тема, крайне интересная, которой можно найти множество примеров. Наш сегодняшний герой — Джонни Гринвуд, который в своем деле хорош настолько, что даже Ник Кейв при его виде не может устоять на ногах.
Будущий мультиинструменталист, аранжировщик, клавишник и соло-гитарист одной из самых значимых рок-групп современности, Джонатан Ричард Гай Гринвуд родился в Оксфорде 5 ноября 1971 года. По его собственным словам, в детстве главным источником вдохновения было то, что он каждый день слушал в машине родителей — концертные записи произведений Моцарта, пара мюзиклов, каверы на песни Саймона и Гарфанкела и звук мотора, когда музыка выключалась. Будучи школьником, он выступал в оркестре, освоил, кроме гитары и клавишных, скрипку, гармонику и блокфлейту (кроме уже перечисленных инструментов, он играет на органе, банджо, перкуссии и волнах мартено). Познакомившись с Томом Йорком, Гринвуд вместе со своим старшим братом вошел в состав группы Radiohead, став ее самым молодым участником и пожертвовав ради нее высшим образованием — он бросил университет, когда группа подписала контракт на первый альбом. Несмотря на то, что музыкант утверждает, что композитор-песенник из него никакой, именно он ответственен за аранжировки большинства песен Йорка, включая легендарные Creep и Street Spirit.
Путь в кино для Гринвуда начался несколько опосредованно — в 1998 он, Йорк, Бернард Батлер, Энди Маккей и Пол Кимбл организовали трибьют-группу Venus In Furs, в составе которого записали несколько композиций для фильма Тодда Хейнса «Бархатная золотая жила». Это были каверы на песни Roxy Music, но фирменную гитару здесь слышно более чем отчетливо.
В 2003 он первый раз пишет музыку для кино — для документального фильма Bodysong, и данный факт, как и тот, что с 2004 он является штатным композитором BBC, становится одним из ключевых в его карьере кинокомпозитора. Пол Томас Андерсон, давний поклонник Radiohead, настолько впечатлен совместной с симфоническим оркестром записью Popcorn Superhet Receiver, что решает включить ее фрагменты в новый фильм «Нефть». Гринвуд не только позволяет использовать в саундтреке фрагменты своего произведения, но и пишет большой пласт оригинальной музыки. Именно то, что музыкальное оформление включало ранее изданные записи, помешало музыканту получить номинацию на «Оскар». Впоследствии Гринвуд написал музыку к еще двум фильмам Андерсона — «Мастер» и «Врожденный порок», — он же на данный момент числится композитором его нового фильма, официальное название которого пока неизвестно, а премьера назначена на декабрь этого года. С 2011 он начинает сотрудничать с Линн Рэмси, и его работу для ее последнего фильма «Тебя никогда здесь не было» уже называют лучшей в карьере. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, дата релиза в североамериканском прокате пока не известна.
Как музыкант, Гринвуд интересуется абсолютно всеми направлениями: альтернативным роком, пост-панком, джазом, электроникой, классикой, рэгги, хип-хопом. Он продолжает выступать как с Radiohead, так и сольно, с джазовыми, этническими и рок-музыкантами и с симфоническим оркестром. Последнее, как он сам признается, ему наиболее близко. Естественно, все это отражается на его творчестве и делает создаваемую им музыку весьма разнообразной. Так как в его творческом активе еще не очень много произведений для кино, это позволяет более-менее подробно остановиться на каждом из них.
Фильмы Пола Томаса Андерсона — это первое после Radiohead, с чем обычно ассоциируется Гринвуд, и «Нефть» из их совместных работ самая известная, так что вполне логично начать именно с нее. Наряду с классическими вставками (которые как раз и входили в «Popcorn Superhet Receiver»), композитор использует для музыкального оформления звуки механизмов, например, работающих нефтяных вышек, что делает его атмосферным и запоминающимся.
Следующую совместную работу Андерсона и Гринвуда «Мастер» нельзя настолько же однозначно назвать шедевром. Скорее спорным произведением, и это как минимум. Свои безусловные плюсы у нее тоже есть — актерские работы, камера Михаэля Малаймера, и музыка, в большинстве своем стилизованная под классическую. При этом яркий трек здесь тоже есть.
Работа Гринвуда для «Врожденного порока» отличается как тем, что он сознательно вставил туда неизданную песню Radiohead, так и сменой стилистики в целом — для экранизации романа Томаса Пинчона выбрана уже не классическая музыка и стилизация под нее, а акценты на гитары и музыку 1970-х. Во многом это обусловлено тем, что Пол Томас Андерсон использовал для саундтрека песни классических рок-групп того времени, и то, что делает Гринвуд, совершенно не проигрывает в сравнении с ними.
Отдельно нужно упомянуть об еще одной совместной работе Гринвуда и Андерсона — документальном фильме «Джунун», рассказывающем о процессе записи одноименного альбома в соавторстве с израильским музыкантом Шуей Бен Цуром и индийским ансамблем Rajastan Express. Создававшийся с подачи Гринвуда, он скорее показал его как рок-музыканта, чем как композитора, но при этом позволил режиссеру попробовать себя в необычной роли документалиста.
Линн Рэмси — режиссер по своей стилистике несколько иной, чем Пол Томас Андерсон, и Гринвуд, прекрасно понимая это, создает для ее фильмов музыку совершенно другой направленности, в большей степени построенной на звуковом дизайне. Фрагмент саундтрека к их последнему на данный момент фильму «Тебя никогда здесь не было» можно услышать в его французском трейлере, и теперь это уже не современная классика, и не рок, а самая что ни на есть электроника.
В свое время Пол Томас Андерсон сказал, что жалеет только об одном — он вряд ли в скором времени увидит Джонни Гринвуда в смокинге. Музыкант явно находится на взлете своей карьеры, и даже при том, что он уже вошел в историю кино, велика вероятность, что его лучшие работы еще впереди. Так что, прежде всего, хочется, чтобы он все-таки пришел в смокинге на церемонию вручения наград Киноакадемии. Если не в следующем году, то через пару лет. Времени еще много.