Кинофестиваль «Послание к человеку»: обзор первых трёх дней

19 сентября 2017

В Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября 2017 года проходит 27-й международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку».

Фестиваль открылся 15 сентября праздничной программой на Дворцовой площади. Фильмом открытия фестиваля в этом году была отреставрированная версия экспериментального документального фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» 1929 года. Копию своего фильма Дзига Вертов подарил обществу Filmliga во время своего путешествия по Западной Европе в 1931 году. Именно она легла в основу новой версии фильма, напечатанной и отреставрированной голландским киноинститутом «Eye». Главной особенностью новой версии является полноэкранный формат фильма. В данном случае изображение не урезается, когда часть его просто пропадает и остается за кадром до 30%, зритель видит весь кадр целиком, а также фильм был разделён на 6 частей. Специально для этого показа за месяц до открытия фестиваля композитором Мурадом Кабардоковым была написана музыкальная партитура, сыгранная симфоническим оркестром «Таврический». Это была единственная и уникальная возможность посмотреть фильм на большом экране с живым музыкальным сопровождением.

Программа фестиваля очень обширная, поэтому сейчас мы расскажем о пяти фильмах, которые удалось посмотреть.

«По ту сторону надежды» (Toivon tuolla puolen)

Режиссёр Аки Каурисмяки, Финляндия, 2017

Эта история о беженце Халеде из Сирии, потерявшем почти всю свою семью при обстреле в Алеппо. С единственной оставшейся в живых сестрой он бежит за границу, но в толпе беженцев она исчезает из виду. Совершенно случайно он оказывается на барже с углём, которая привозит его в Хельсинки. Бывший коммивояжер Викстрем уходит от жены и на все оставшиеся деньги покупает убыточный ресторанчик. Викстрем находит Халеда у помойки своего ресторанчика, берёт его на работу и параллельно придумывает, как можно развить свой бизнес. А Халеда не покидает надежда отыскать свою сестру.

Каурисмяки не отдаёт дань модной теме, а действительно снимает кино о проблеме, которая его волнует, в своей меланхоличной манере. Тема беженцев была затронута и в предыдущем его фильме «Гавр». Фильм довольно пессимистический, но с нотками надежды. Халед пытается получить убежище в Хельсинки, но ему отказывают с вердиктом, что ситуация в Сирии не представляет угрозы для жизни местного населения. А в это время в приюте для беженцев показывают страшные новости из Сирии, бомбёжки разрушают города и уносят жизни жителей. И что остаётся Халеду? Успеть сбежать из приюта, пока не приехала полиция, чтобы депортировать его из страны. Скитаясь по улицам, он встречает Викстрема, который берёт Халеда на работу, помогает сделать фальшивые документы и найти сестру. Повествование об одиночестве и скитаниях Каурисмяки сопровождает лирической и весёлой рок-н-ролльной музыкой ковбоев в шляпах, которая оттеняет невзгоды главного героя.

«Падение династии Романовых»

Режиссёр Эсфирь Шуб, СССР, 1927

Дебютная работа киномонтажера Эсфири Шуб была подготовлена в 1927 году к десятилетнему юбилею революции. Шуб использовала в основном дореволюционную кинохронику и материалы дворцового киноархива Николая II, так как документальной кинохроники Февральской революции было мало. Её работа стала переломной в жанре документалистики и способствовала появлению нового жанра — found footage. Этот жанр в дальнейшем использовался при съёмках игровых картин, представляющих собой «реальную» документальную съёмку, например, «Ведьма из Блэр».

Шуб показывает огромное расслоение общества в царской России. На этом контрасте режиссёр показывает хронику с точки зрения своего видения причин падения дома Романовых. Упитанные и холёные лица помещиков, чиновников и попов, заседающих в Государственной Думе. Тяжёлый труд крестьян на помещичьих полях. Роскошный обед в каюте морских офицеров, пока матросы чистят палубы. Таким образом, режиссёр подводит зрителей к неизбежности революции. На фестивале фильм демонстрировался с музыкальным сопровождением российского аудиохудожника Филиппа Ильинского.

«Напалм» (Napalm)

Режиссёр Клод Ланцманн, Франция, 2017

Новый полнометражный документальный фильм Клода Ланцманна рассказывает очень личную историю, которая произошла с режиссёром во время его визита в Северную Корею в 1958 году. В составе первой делегации из Западной Европы молодой Ланцманн приезжает в Пхеньян после Корейской войны. Он встречает медсестру из корейского Красного Креста. В их жизни будут только несколько часов, проведенных вместе, запомнившиеся Ланцманну навсегда, и только одно слово, понятное им обоим: «напалм».

В этом фильме Ланцманн присутствует в кадре, как главный герой, и за кадром, как рассказчик. Фильм можно разделить на две части. В первой части Ланцманн рассказывает зрителям о Корейской войне 1950−1953 годов, о многочисленных жертвах, страшном оружии — напалме, современном Пхеньяне, девушках из секции боевых искусств — Северная Корея находится в постоянной боевой готовности и девушки служат в армии наравне с мужчинами. И где-то в середине фильма, а он идёт 100 минут, мы наконец-то понимаем, чему на самом деле будет посвящена картина.

Ланцманн начинает рассказывать свою историю от момента знакомства с медсестрой до его отъезда из Северной Кореи. Две эти части не особо вяжутся между собой. Безусловно, есть связующее звено, но фильм кажется очень затянутым. Возможно, это было сделано из-за того, что власти Кореи долго не давали разрешения на съемки, поэтому Ланцманн стал снимать город, музей войны и всё остальное, что отношения к любовной истории не имело совсем. Доступ к архивам получен не был. Мы смогли видеть только пару фотографий делегации во время пребывания в 1958 году. И корейская красавица, покорившая француза, так и осталась загадкой для зрителей. Фильм в основном затронул сердца прекрасной половины зала из-за трагичной истории любви.

«О теле и душе» (A Teströl és Lélekröl)

Режиссёр Ильдико Энеди, Венгрия, 2017

Эндре работает директором на мясоперерабатывающем заводе. Мария — новый сотрудник по контролю качества продукции на этом заводе. Она малообщительна и замкнута. Они не общаются друг с другом до тех пор, пока на заводе не происходит кража. Приглашенный психолог при беседе с сотрудниками выясняет, что им снится один и тот же сон, где Марика и Эндре — олени, гуляющие по лесу. После такого открытия герои идут на сближение и постепенно влюбляются друг в друга.

За этот фильм Ильдико Энеди получила «Золотого медведя» на минувшем Берлинском кинофестивале. В Санкт-Петербурге фильм представлял исполнитель главной роли Геза Морчани. Он определил картину как очень чувственный и реалистичный фильм. И с ним нельзя не согласиться. Фильм снимали на настоящем заводе, к тому же режиссёр решила добить особо чувствительного зрителя процессом производства говядины. В зале слышались приглушенные вскрики. Вот так герои каждый день работают на скотобойне, видят смерть, а по ночам оказываются в совершенно другом мире. Тихий заснеженный лес, пара оленей, вдыхающих морозный воздух, и больше никого вокруг нет. Именно в этом сне отражаются их души. А бренное тело остаётся на земле, где физически им сблизиться сложнее. У него парализована рука, а она избегает любых физических контактов. Но сны героев способствуют началу физического сближения. Мария посещает детского психолога, получает детские советы, но они очень сильно помогают ей во взрослой жизни. Она начинает борьбу с боязнью физического контакта. На этом фоне происходит масса комических ситуаций. Герои действуют очень спокойно, размеренно, без лишних эмоций. Поэтический фильм о метафорическом соединении мужчины и женщины, два часа которого проходят на одном дыхании.

«В Питере — петь» (Windows to Europe with Sergei Shnurov)

Режиссёр Драган Куюнджич, США, 2017

Этот фильм произвёл действительно фурор. Во время показа смеялся весь зал. Даже документальное кино может производить комический эффект при правильной составляющей: харизматичный герой и энергичный режиссёр, увидевший скрытые смыслы в клипах группы «Ленинград». Драган Куюнджич — профессор германистики, славистики, иудаики и киноведения во Флоридском университете, решил снимать этот фильм после просмотра двух клипов «Ленинграда»: «Экспонат» и «В Питере — пить». Эти клипы собрали более 200 миллионов просмотров на Youtube. Режиссёр увидел в них философский подтекст и встретился в декабре 2016 года в кафе с Сергеем Шнуровым, чтобы поговорить об искусстве, Санкт-Петербурге, литературе и творчестве. Иногда зрители видят в кинематографических произведениях такие скрытые смыслы, которые автору даже в голову не приходили, и он думал совсем о другом, делая свой проект. Так, например, Куюнджич увидел, что туфли от Кристиана Лабутена это новый фаллический символ. На что Сергей Шнуров ответил, что в Питере только один фаллический знак — нос (имея в виду Николая Васильевича Гоголя). Шнуров уже забыл, что в начале клипа «В Питере — пить» герои идут мимо музея Обороны и блокады Ленинграда, а режиссёр увидел в этом аллюзию на современный мир: люди сейчас сражаются с трудностями на работе, обороняются от начальства. А полицейского на лошади он сравнил с ожившим Медным всадником, что стало открытием для Сергея Шнурова, так как для него он олицетворение свободного духа. Это действительно фильм, который нужно видеть, иначе атмосферу душевно-философского разговора просто не прочувствовать.