11 фактов о фильме «Заложники»

20 сентября 2017

В четверг в российский прокат выходит картина Резо Гигинеишвили «Заложники». Картина основана на реальных событиях попытки захвата самолёта в ноябре 1983 года в Грузии.

У фильма уже успешная международная судьба — участие в 14 международных фестивалях, включая Берлин, Теллурайд, Эдинбург и Шанхай. А на российских фестивалях Резо и команда фильма получили призы за лучшую режиссуру и операторскую работу («Кинотавр») и за лучшую режиссерскую работу с формулировкой «За умение собрать все компоненты фильма воедино» («Край света»).

Так как в фильме главным показаны именно человеческие отношения, мы решили в наших 11 фактах собрать цитаты создателей фильма и участников тех событий.


1. Фильм создавался в течение семи лет

Резо Гигинеишвили (режиссёр): «Последние семь лет я с головой погрузился в изучение обстоятельств этой трагедии. Мы с автором сценария Лашей Бугадзе опросили больше 100 очевидцев и участников событий, работали в государственных архивах Грузии, где знакомились с протоколами допросов задержанных и свидетелей по этому знаменитому делу. Любой журналист из тех, кто ежегодно делает передачу про это, он уже точно знает, что и как там было. А мы не знали. И сейчас не знаем. Но для нас важно было сфокусироваться на вопросе, побудить зрителей прочувствовать, что пережили участники событий».

2. Подготовительный период включал в себя сотни часов работы со свидетелями и архивными данными

Лаша Бугадзе (сценарист фильма): «Многие спрашивают нас — почему эти молодые люди решили угнать самолет? Мы не можем ответить на вопрос — почему? Ответа на него не было даже у самих действующих лиц той трагедии. Мы всегда говорим, что эта история очень похожа на греческую, античную, трагедию. В античной трагедии нельзя однозначно вынести приговор герою, потому что, когда он совершает преступление, мы можем найти массу объяснений, оправданий. Так и с нашими персонажами. Помимо преступления, в нашем сюжете чувствуется дыхание рока. Как будто бы у них и не было выбора поступить иначе, как будто некая сила подталкивала их. Когда мы общались со свидетелями и участниками тех событий, все говорили: „Да мы так делали, но до конца не верили“, и возникает ощущение, что, вроде бы, особо никто и не хотел этого делать, но так получилось».

3. Операторская работа требовала тщательной подготовки и выстраивания сцен

Влад Опельянц (оператор): «Изображение в этой картине — это заслуга и оператора, и художника-постановщика, и художника по костюмам. Когда мы подбирали тон того или иного интерьера, то специально старались делать его глубоким, чтобы изображение было объемным, выпуклым, не плоским. Вообще, у нас получились такие ожившие фрески с глубоким черным, с минимальной проработкой в тенях. И если бы костюмы тянули на себя или давали акцент, это бы не работало. Так что действительно: мы были одним организмом с художником-постановщиком и художником по костюмам. Каждую сцену мы старались решать таким образом, чтобы у нас была возможность снимать на 360 градусов. Так было проще играть актерам, и мы уходили от этого театрального стиля, сразу погружали зрителя в атмосферу».

4. Найти реквизит советских времён оказалось невероятно трудно

Резо Гигинеишвили: «Одним из самых сложных с точки зрения продакшна стал объект аэропорт. Мы снимали его в четырех разных местах в двух городах. Объекты той эпохи мы собирали буквально по крупицам, не было такой роскоши, что ты выходишь и на 360 градусов снимаешь все, что тебя устраивает, все, что тебе нужно в кадре.

Самолет мы искали буквально по всей России. Когда наконец нашли, оказалось, что он не летает. Пришлось проделать большую инженерную работу: доставить его в павильон в Москву, разрезать на четыре части, воссоздать интерьер салона того периода".

5. Съёмки были эмоционально изматывающими для актёров

Иракли Квирикадзе (исполнитель главной роли): «Работа была очень тяжелой. Эмоционально было очень трудно… Самая сложная сцена для меня — это, наверное, сцена, когда я из дома уезжаю, когда я с матерью прощаюсь. Мама прототипа моего героя, Геги Кобахидзе, она все помнит, она все рассказывала. Это было непросто. Еще я так нервничал перед сценой танца, что у меня ночью температура была где-то 41. На площадке стояли врачи со шприцами, у меня снова поднялась температура, но, когда сцену отсняли, у меня больше температуры не было. Наверное, я слишком перенервничал.

А чтобы понять состояние перед приговором, я же не мог себя закрыть в тюрьме, поэтому я посидел дома, все приборы выключил и голодал где-то 5 или 6 дней. Последние 2 дня воду тоже не пил. Потому что, кроме физического мучения, у тебя еще мучения в этот момент в голове. Я старался поближе подойти к этому состоянию. К сожалению, это все, что я смог сделать".

6. Исполнительница главной роли хотела отказаться от фильма

Тина Далакишвили: «У меня на проекте было все время „я больше не могу, я не буду в этом участвовать“. — Держалась я только из-за Резо. Если бы был другой режиссер, я бы просто через неделю или через две сказала — все, простите, я не могу, это для меня слишком сложно. Но Резо не такой режиссер, кто снимает, сидя у плейбека. Он все время рядом, все время с тобой в этом состоянии, пытается тебе помочь, и сделать так, чтобы все выглядело круто. Резо — большой друг и наставник. Я даже не хочу думать, как бы все было, если бы не он. Сама я просто не могла держаться все время в этом состоянии и очень нервничала».

7. В одной из главных ролей снялся сын захватчика самолёта

Георгий Табидзе (актер): «Все началось с того, что Резо пришел в наш дом познакомиться с моей мамой, узнать историю моего отца, какие-то детали произошедшего. Я спросил, кто будет исполнять роль отца. Он сказал, что еще не решено. Через какое-то время мы случайно встретились на улице, и я снова спросил, кто будет играть роль Гии, и Резо ответил: „Ты“. Я сначала опешил, пришел домой, начал размышлять, и подумал — а вдруг мне не понравится, как сыграет другой актер, пусть лучше это буду я. Мама тоже с этим согласилась, и это стало огромной поддержкой для меня. Конечно, сыграть собственного отца — это огромная ответственность. Но я скажу одно: мне кажется, что из всех актеров я был спокойнее всех».

8. Реальные участники событий были на премьере фильма в Москве

Особыми гостями премьеры стали участники трагических событий, о которых рассказывается в ленте: штурман рокового рейса Владимир Гасоян, бортпроводница Ирина Химич и Владимир Зайцев — руководитель группы «А», осуществлявшей штурм самолёта.

Владимир Гасоян: «Фильм поставлен душевно, переживания этих ребят — я им сочувствую. И родителям, потому что я родитель тоже. Я сочувствую тому, что случилось, потому что не должно было этого произойти. Я сопереживал с ними, когда они думали, как они будут это осуществлять».

Ирина Химич: «Я хочу сказать, что сейчас у меня болит всё тело от увиденного. Для меня ребята, конечно, романтизированы, но я их прощаю. На следующий год будет уже 35 лет, как это произошло. Но до конца не могу понять героев».

9. Сценарист фильма Лаша Бугадзе — крёстный сын одного из угонщиков

Лаша Бугадзе: «И вот когда Резо предложил мне присоединиться к работе, начать писать сценарий вместе, я очень испугался, потому что затронутая тема — очень важная и больная не только для моего поколения и поколения моих родителей. Она вообще оказала большое, шоковое, влияние на формирование психики грузинского общества, на новейшую историю страны. К тому же, эта тема касается меня лично, потому что один из угонщиков самолета был другом моих родителей и моим крестным отцом».

10. Участники событий не очень охотно делились своими воспоминаниями

Тина Далакишвили: «Мы с Лашей, с Резо и с ребятами все время говорили, что очень хотим встретиться с Тиной Петвиашвили, чтобы она рассказала хоть какие-то вещи о том, какая она была: какая у нее была прическа, еще какие-то мелочи… Но, как я знаю, первый раз она отказалась от встречи. Но потом согласилась, и мы пошли вместе с Ираклием, с Резо и с Лашей. Она нас очень тепло и хорошо приняла. Мне казалось неправильным набрасываться на нее с вопросами, какое у нее было состояние во время угона самолета… Точно не при всех. Этим мы могли ее только оттолкнуть. И она просто рассказала все, что хотела рассказать».

11. Главное — помнить, что фильм — не документальная лента

Лаша Бугадзе: «Наш фильм — не документальная хроника. Не журналистское расследование. Наш фильм — художественное произведение, художественная версия исторического события. Поэтому мы решили, что все будет очень близко к действительности, но с определенной долей свободы, возможностью дистанцироваться от реальных людей, чтобы осторожно показать нашу позицию. Эту свободу обеспечивали, в частности, вымышленные имена героев».


Фильм выходит на экраны 21 сентября.