Терри Гиллиам. Безумный классик

21 сентября 2017

Компания «Иноекино» снова радует зрителей. Очередным классическим «виновником торжества» и поводом посетить кинотеатр стал Терри Гиллиам, безумец, фантазёр и просто очень талантливый человек с отличным чувством юмора.

Будущий независимый режиссёр и автор культовых фильмов стал известен в Британии, однако родился он в США. Парень из Миннесоты закончил колледж, где своими силами издавал любительский юмористический журнал.

В Старый Свет Гиллиам попал по приглашению одной из британских студий в качестве художника-аниматора. Там Терри Гиллиам и познакомился с участниками проекта «Монти Пайтон», определившего всё его дальнейшее творчество. Помимо участия в создании сценок для юмористического шоу (1969−1974), Гиллиам создавал различные анимационные вставки, служившие паузой между эпизодами. Вступительные титры «Монти Пайтона» — его работа.

После нескольких успешных сезонов на телевидении участники «Монти Пайтон» принимают решение снять полнометражную картину, выдержанную в ставшей фильменной для их шоу стилистике абсурдного юмора. Участники группы посчитали, что юмористическая программа изжила себя и искали новый формат.

Так на экраны вышел фильм «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975), снятый Гиллиамом в соавторстве с Терри Джонсом. Надо сказать, что все фильмы и проекты «Монти Пайтон» создавались коллективно и воспринимать «Священный Грааль» как полноценный режиссёрский дебют нашего героя можно лишь отчасти. Полный метр насмехался над священной для англичан историей рыцарей Круглого Стола и поиска Грааля, смело нарушая всё приличия того времени. Несмотря на то, что юмор коллектива «Монти Пайтон» понятен далеко не всем, картина считается одной из самых смешных в истории кино.

Полноценным дебютом для Гиллиама стал фильм «Джабервоки» (1977), вдохновением для которого послужил стишок из «Алисы в Стране чудес». В картине также снялись и некоторые участники «Монти Пайтон».

После картины «Бандиты во времени», снятой дистанцированно от коллег по «Монти Пайтону», Гиллиам вновь возвращается к истокам и вместе с единомышленниками выпускает «Житие Брайана по Монти Пайтону» (1979), а также сборник новелл «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983). За эту работу коллектив получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1983 году.

Одной из самых замечательных песен в кинематографе является заключительная песенка в «Брайане».

Сказка уступила место антиутопии, и следующим фильмом для Терри Гиллиама стала «Бразилия» (1985). Драма, занявшая центральное место в творчестве Гиллиама, рассказывает об авторитарном обществе воображаемой страны, о борьбе человека и системы.

При выпуске картины Гиллиам встретил сопротивление со стороны Universal, так как студия считала концовку мрачной и требовала её изменить. Спустя некоторое время Терри удалось уговорить боссов студии оставить авторский финал. Картина была дважды номинирована на премию «Оскар» — за сценарий и работу худодника-постановщика.

«Приключения барона Мюнхгаузена» (1988), которые Гиллиам снял после «Бразилии», были номинированы уже в четырёх категориях премии киноакадемии (художник-постановщик, грим, костюмы и спецэффекты). Тут опять «засветились» участники «Монти Пайтон», а также Ума Турман, например.

В 1991 году Терри Гиллиам переосмыслил высмеянный им годами ранее сюжет о Святом Граале, перенеся действо в Нью-Йорк. Фильм получил название «Король-рыбак», отсылая зрителя к одному из персонажей легенд о короле Артуре.

На этот раз на поиски чаши Христовой отправились Джефф Бриджес в образе отчаявшегося радиоведущего и Робин Уильямс, бродяга, живущий в воображаемом мире.

Впервые Гиллиам снимал фильм по чужому сценарию, да ещё и без участия своих давних товарищей по британскому телевидению. Картина получила ряд премий, в том числе и Оскар за «лучшую женскую роль второго плана».

Успех фильма «Король-рыбак» был продолжен фантастическим детективом «12 обезьян». Звёзды первой величины — Брюс Уиллис и Брэд Питт — сыграли в картине Гиллиама, рассказывающей об ужасном будущем, машине времени и загадке «двенадцати обезьян». Если смотреть фильм с оглядкой на последующие фильмы Брэда Питта, то складывается впечатление, что к роли Тайлера Дёрдена он начал готовиться уже тогда.

Конец девяностых ознаменовался для нашего героя прокатной неудачей. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» не стал коммерчески успешным фильмом, но приобретённый культовый статус говорит сам за себя. Пожалуй, никто бы не экранизировал книгу Хантера Томпсона лучше, чем это сделал Гиллиам.

Далее наш герой вернулся к сказкам, сняв неоднозначно воспринятых публикой, но от этого не менее примечательных «Братьев Гримм».

Одну из своих последних ролей у Гиллиама исполнил Хит Леджер — в поражающем фантазией, снятым по сценарию Гиллиама «Воображариуме доктора Парнаса».

Последней вышедшей на данный момент в прокат работой Гиллиама является фантастический фильм «Теорема Зеро», с Кристофом Вальцем в главной роли, который иногда сравнивают с «Бразилией».

Режиссёр старается не отставать от времени и самостоятельно ведёт блог в Твиттере и Фейсбуке.


В рамках ретроспективы будут показаны три классических картины Терри Гиллиама:

  • 21 сентября — «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975)
  • 22 сентября — «Бразилия» (1985)
  • 23 сентября — «Король-рыбак» (1991)

Увы, но ретроспективу смогут увидеть лишь жители Москвы и Петербурга. Как обычно, все ленты будут демонстрироваться в сопровождении оригинальной звуковой дорожки и русскими субтитрами.

Билеты и абонементы на ретроспективу можно найти на сайте компании «Иноекино».