Фото: Роман Пименов

Эрик Робертс: «Кинопроизводство — это фашизм»

22 сентября 2017

Синемафия поговорила с актером о творчестве, России и работе с Андреем Кончаловским.

Голливудский актер Эрик Робертс приехал в Санкт-Петербург на фестиваль «Послание к человеку». Вчера в кинотеатре «Аврора» министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский вручил Робертсу специальный приз фестиваля — «За выдающееся актёрское мастерство». После официальной части состоялся показ фильма Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», где Робертс исполнил роль второго плана. Эта роль принесла актеру номинацию на премию «Оскар».

Эрик, вы приехали первый раз в Петербург, расскажите о впечатлениях, культурной программе.

Это самое замечательное и самое любимое место из тех, что я видел в России. В Сочи тоже было хорошо, но… Я хочу приехать с женой сюда, хочу, чтобы меня приглашали везде, на всё, что когда-нибудь где-нибудь происходит. Я хочу, чтобы везде приглашали Эрика Робертса. Я люблю этот город. Я посетил главные достопримечательности, Петропавловскую крепость, но больше всего мне понравился Зимний дворец. Боже, как жили эти люди! Когда мы были маленькими, мы мечтали — вот бы жить как короли и королевы. Вот так жили короли и королевы. Они воплотили сокровенные детские мечтания, вот она — роскошная жизнь. Было бы очень здорово так пожить, в таком величественном дворце.

Вам уже успели поступить предложения о съёмках после прилёта в Санкт-Петербург?

Как раз сегодня поступило. Я пообщался с владельцем одной новой русской киностудии, и он хочет, чтобы я снимался у него в фильме. Но я не читал ещё сценария, не знаю бюджета, режиссёра, ничего не знаю. Но это самое свежее предложение из России, которое поступило пару часов назад.

Фото: Роман Пименов

Дали предварительное согласие?

Сначала сценарий, только после прочтения я приму решение.

Что вы посоветуете молодым кинематографистам, как им добиться успеха?

У меня две новости: хорошая и плохая. Плохая новость в том, что индустрии кино больше нет. В наши дни люди покупают камеры и снимают фильмы. Даже инфраструктуры дистрибьюции больше нет. Вернее, она есть, но это небольшой, очень закрытый клуб. Они очень эгоистичны. Теперь хорошая новость. В эру высоких технологий, камер HD каждый может купить себе такую камеру и снимать кино. Так что совет молодым кинематографистам — бери камеру, иди и снимай. Не жди бюрократических проволочек, не жди помощи. Снимай, и всё будет замечательно. Это Дикий Запад, кто смел, то и съел. Пошёл, снял и победил. Для актёра тоже самое. Не надо ждать какой-то прекрасной волшебной роли, которая свалится на тебя. Такое очень редко происходит. Делай как я, поступай как я. Я снимаюсь каждый день, в разных странах мира, постоянно работаю. Иди, актёр, и работай. «Эрик, но как? Я не умею, я не знаю, что делать». Не надо ждать, у тебя есть камера, ты не снимаешь кино, а надо снимать. Раз, два, три, поехали кино снимать. Это Дикий Запад, и никто не знает больше, чем ты.

Ваш личный актерский успех и состоит в том, что вы много работали и шли к цели, несмотря на трудности?

Это такой упрощенный вариант. Если на тебя можно положиться, если ты талантлив и любишь то, что делаешь, то ты достигнешь цели. Главное, в таком порядке. Музыканты и актеры пользуются дурной славой, будто на них нельзя положиться. Так что если на тебя можно положиться, то тебя примут с распростертыми объятиями. На меня супер как можно положиться.

Есть ли роль, которую вы бы хотели сыграть в кино или театре?

Я хочу позаниматься с педагогом по сценической речи, хочу нормально научиться делать русский акцент и сыграть какую-нибудь русскую знаменитость. Художника, актера, режиссера уровня Кончаловского. Хочу сыграть такого человека, потому что много лет назад мне предлагали сыграть Нуреева, но не получилось. Я изучал материал, хотел говорить как он. У Нуреева голос был из глубины горла, драматический, как у Дракулы. Я бы хотел сыграть Нуреева или другого человека высокого полёта, вроде Кончаловского.

Кадр из фильма Андрея Кончаловского «Поезд-беглец»

Вы снимались в двух фильмах Андрея Кончаловского, работали с Родионом Нахапетовым. Есть ли отличие в работе голливудских режиссёров от российских?

Разница только в акценте. Кинопроизводство — это фашизм. Сверху диктатор, а остальные под ним бегают и служат. Это не шутка. С диктатором нельзя спорить, иначе тебя уволят. Могут уволить любого сотрудника съёмочной площадки, актера, режиссера, кроме того большого человека, который даёт деньги и нанимает его. Вот он — Бог, диктатор, а все остальные — людишки. Так эта система работает больше ста лет, и так всегда будет.

Режиссёр за все отвечает, всем командует, и Андрей такой. Он любит командовать и отлично это делает. Мне очень нравилось, когда он командовал мной. Андрей один из моих трёх-четырех любимых командиров, а у меня их было более четырехсот. Я обожаю его. «Поезд-беглец» — его первый американский фильм, и он пригласил меня, потому что ему нравилось, как я играю. Он говорил: «Я люблю Эрика Робертса». Я получил сценарий, прочитал, что мой герой приехал оттуда-то с таким-то акцентом. Чувствую, что всё не так: по причинам, по которым он находится в тюрьме, он должен быть другого возраста, из другого места и с другим акцентом. Я подхожу к Кончаловскому и говорю ему об этом. Андрей сказал: «Ну ладно, играй».

Я очень люблю Андрея и очень многим ему обязан, благодаря ему мне удалась сделать в актерской карьере то, что я сделал. Этот фильм относится к фильмам, про которые говорят «фильмы навсегда». Это был очень трудный фильм, его было тяжело снимать, на съёмках погиб пилот вертолёта. У Андрея было своё видение, он хотел всё видеть близко, на крупных планах. Там нет никаких спецэффектов.

Расскажите вкратце о ваших ближайших творческих планах.

Я много путешествую, мало сплю, ничего не помню, но на IMDB можно всегда отследить мои новые проекты.