Кинорулетка: Стивен Кинг

22 сентября 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

Вчера великому и ужасному Стивену Кингу — единственному, наверное, писателю, к которому одновременно оба эпитета можно применить без кавычек, — исполнилось 70 лет. С одной стороны, много — а с другой совсем нет, поскольку в нашей жизни, кажется, Стивен Кинг был всегда. От заигранных до бесцветности пленок в видеосалонах 80-х и тоненьких книжек с отвратительными переводами в 90-х до осознания, что Кинг, оказывается, не бульварный автор ужастиков — а отличный писатель, у которого одинаково нельзя оторваться от рассказов, повестей, толстенных фолиантов и даже многотомных серий. В этом году киноиндустрия разродилась двумя фильмами по Кингу: «Темная Башня», начало экранизации его magnum opus, не вышла тем событием, которым хотела бы стать, а вот «Оно» побило несколько рекордов по сборам и даже критикам пришлось по нраву.

Мы сегодня решили вспомнить другие, более давние экранизации Кинга. Слово — вернее, имя недели: СТИВЕН КИНГ. Часть фильмов по книгам Кинга уже попадала в нашу рулетку в другие выпуски: скажем, «Побег из Шоушенка» был в подборке «Свобода», «Зеленая Миля» — в подборке «Тюрьма», а «Бегущий человек» появился в посвященном Арнольду Шварценеггеру топе.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Кэрри» (Carrie, 1976)

Режиссёр: Брайан Де Пальма

В ролях: Сисси Спейсек, Пайпер Лори, Эми Ирвинг, Джон Траволта, Нэнси Аллен

О чем: О побочных эффектах буллинга.

Стивен Кинг: «Кэрри» — первый опубликованный роман Стивена Кинга, принесший его автору мировую популярность. Фильм Брайана Де Пальмы, соответственно, его первая экранизация и первое обращение к Кингу в кино.

Почему: Влияние фильма Де Пальмы на развитие жанра триллера и хоррора переоценить довольно сложно — эти монтажные приемы, резкие крупные планы, разделение экрана на две части, и многое другое уже давно взято на вооружение современными режиссерами. Естественно, нельзя не сказать об игре номинантки на «Оскар» Сисси Спейсек, редком примере, когда возраст актрисы не помешал ей абсолютно правдоподобно сыграть забитую школьницу. Это один из самых страшных фильмов по одной из самых страшных книг. Здесь обычные люди оказываются куда опаснее вымышленных монстров, да и ключевое событие не такое уж фантастическое — чтобы сорваться, не нужно обладать даром телекинеза, и последствия могут быть не менее серьезными.

«Сияние» (The Shining, 1980)

Режиссёр: Стэнли Кубрик

В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд

О чём: О побочных эффектах трудоголизма.

Стивен Кинг: «Сияние» — один из самых известных романов Кинга. Фильм Стэнли Кубрика, соответственно, один из самых известных фильмов режиссера, но при этом одна из самых ненавидимых писателем экранизаций. В чем-то его можно понять.

Почему: Кубрику было свойственно использовать литературное произведение исключительно как отправную точку для создания своего кино, и на «Сиянии» это отразилось в наибольшей степени. Фильм стал культовым несмотря на то, что полноценной экранизацией его назвать сложно. Это самодостаточное произведение искусства, как всегда невероятно выверенное и вдохновляющее до сих пор. Причем это относится не только к множеству посвященных разбору фильма киноведческих работ, но и очевидному влиянию на режиссеров, дизайнеров, операторов, композиторов, работающих не только в большом кино и на телевидении, но и снимающих музыкальные клипы.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Мгла» (The Mist, 2007)

Режиссёр: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Томас Джейн, Марша Гей Харден, Лори Холден, Нэйтан Гэмбл, Тоби Джонс, Уильям Сэдлер

О чём: Жители небольшого американского городка заняты своими делами, у каждого своя рутина. Но прошёл ураган, во дворе дома художника Дэвида упало дерево, и он вынужден отправиться в супермаркет, чтобы исправить неприятный пейзаж. Оказавшись в местном лабазе, Дэвид и его сын свидетельствуют поразительное и ужасающее явление — туман или ту самую мглу, которая не выпускает людей наружу под страхом смерти.

Стивен Кинг: Тут всё просто — это экранизация истории, написанной маэстро ужасов. Ну и за воплощение «Мглы» отвечал не кто иной, как Фрэнк Дарабонт — человек, снявщий два фильма о тюрьме (опять же по Кингу), которые вот уже больше десятка лет умудряются удерживать первые места в топах самых популярных рейтингов.

Почему: Дарабонт не снял ни одного полнометражного фильма со времён «Мглы». Но и этого достаточно, он и так войдёт в историю с «Шоушенком» и «Зелёной милей», да и поделом.

«Мгла» пугает не столько монстрами, которые здесь есть, конечно, или туманом. Она пугает реакцией людей, запертых в консервной банке супермаркета. Привычная милая суета уходит в небытие, стоит только подтолкнуть и дать повод. За ужасно короткий срок люди превращаются из цивилизованных потребителей в озверевших фанатиков, объятых страхом. Как следствие, правит бал в новоиспечённом государстве-супермаркете не разум, а безумие. Всегда очень актуально, не правда ли.

Ну и Томас Джейн, Марша Гей Харден, конечно.

«Тайное окно» (Secret Window, 2004)

Режиссёр: Дэвид Кепп

В ролях: Джонни Депп, Джон Туртурро, Мария Белло,

О чём: Писатель прокрастинирует в загородном доме, параллельно отказываясь признавать развод со своей женой, в который раз отказываясь подписать бумаги. Одиночество отшельника нарушает «человек в шляпе», обвиняющий писателя в плагиате.

Стивен Кинг: Как вы наверняка догадались, «Тайное окно» — экранизация очередного опуса Кинга.

Почему: Фильм был снят между делом, для Деппа это был просто небольшой проект после Джека Воробья. А получился неплохой триллер, в котором больше запоминается не капитан «Чёрной Жемчужины», а Джон Туртурро и его южный акцент.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Ловец снов» (Dreamcatcher, 2003)

Режиссёр: Лоуренс Кэздан

В ролях: Дэмиан Льюис, Томас Джейн, Джейсон Ли, Тимоти Олифант

О чём: о том, как друзья детства выросли, встретились и были вынуждены дать отпор инопланетной угрозе (нет, это не «Оно»).

Стивен Кинг: написанный после аварии 1999 года роман первоначально носил название «Рак» — аллюзия на то, как инопланетный захватчик пожирает тела людей-носителей. Сам Кинг роман не очень любит, так что давайте любить его за старину Стивена.

Почему: в прокате фильм Лоуренса Кэздана провалился — и очень, конечно, жаль. Прикидывающаяся второсортным ужастиком лента благодаря очень удачной адаптации материала и блестящему актерскому составу под жанровыми клише на самом деле — драма о дружбе и взрослении, ну и, конечно, о том, нужны ли мы нам. Инопланетяне — как и всякое абстрактное зло у Кинга — это в первую очередь кривое зеркало для героя, а не зло само по себе.

Хотя очень жаль, конечно, что книжного полковника Курца в фильме переименовали в Кёртиса. Такая киноассоциация пропала.

«Мизери» (Misery, 1990)

Режиссёр: Роб Рейнер

В ролях: Джеймс Каан, Кэти Бейтс

О чём: писатель (опять писатель, Кинг любит писателей) попадает в дом к самой преданной своей поклоннице, и тут оказывается, что поклонники — это страшно.

Стивен Кинг: писатель, пишущий роман о писателе — уже интересно; а у Кинга это роман о писателе, вынужденном писать, чтобы выжить.

Почему: Кэти Бейтс получила «оскар» за роль медсестры Энни Уилкс — сначала такой милой, а потом такой пугающей. Клаустрофобический триллер благодаря Бейтс берет какие-то новые вершины — страшно становится уже от одного её появления, и никакие спецэффекты не сравнятся с её пробирающим до мурашек голосом и насупленными бровями. Тот случай, когда фильм настолько же хорош, как его антагонист — а Бейтс хороша просто космически.