Кадр из фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

Оскар: Новые правила голосования за лучший фильм на иностранном языке

23 сентября 2017

Синемафия разбирает, как в этом году изменился процесс голосования за лучший фильм на иностранном языке.

Каждый год как простые зрители, так и профессионалы индустрии критикуют Киноакадемию за итоговую пятерку фильмов в номинации «лучший фильм на иностранном языке»: кому-то не нравится, что не вошли им нравящиеся картины, а какие-то ленты упрекают в излишней конъюнктурности (возникающей как раз ради того, чтобы понравиться голосующим).

За последние годы можно отметить несколько совершенно скандальных «невключений». Недавняя «Она» Пола Верхувена не попала в список (хотя исполнительница главной роли Изабель Юппер присутствовала в номинации «лучшая женская роль»). «Море в огне» не попало в список в этом же году — хотя половина экспертов сходилась во мнении, что уж Джанфранко Рози и его кино о мигрантах мимо номинации не пройдет. Посмотрим на более ранние примеры — «Персиполис» Маржан Сатрапи и Венсана Паронно появился только в номинации «лучший анимационный фильм» (и соревновался с пингвинами-сёрферами из эпохальной картины «Лови волну»); «Фицкарральдо» Вернера Херцога, в конце концов, как-то не попал в номинацию.

«Персиполис»

Традиционно все проблемы с финальной пятеркой (почему вошло, почему не вошло) объясняют системой голосования.

Как это устроено

До начала октября (в прошлом году — до 3 октября, в этом — до 2 октября) национальные оскаровские комитеты выдвигают своих кандидатов. Каждая страна может выставить только один фильм, который еще и должен отвечать ряду правил; в случае нарушения происходят досадные дисквалификации — как с фильмом «Землетрясение» в прошлом году, скажем.

В итоге получается в среднем 80 с хвостиком картин (лонглист), из которых сначала нужно выбрать девять (они составляют шортлист, который становится известен примерно за месяц до общего объявления номинаций), а потом уже из девяти остается пять — собственно, номинанты.

Первый этап голосования: как это было

В отличие от выбора лучшего фильма, тут голосуют не все шесть с лишним тысяч членов Киноакадемии — более того, географическая дискриминация требует, чтобы за иностранные фильмы голосовали только лос-анджелесские «академики». Голосующие члены академии ранее делились на несколько «комитетов», носящих «цветные» названия: белый, синий, красный и зеленый. Все номинированные фильмы разбивались на 4 равные группы, и каждому из комитетов доставалась тот или иной набор фильмов.

Таким образом, из примерно 80 фильмов комитету доставалось около 20, и необходимо было просмотреть 80% этого списка, чтобы выбрать тех, за кого академик хотел голосовать. Однако правила позволяли также на данном этапе смотреть фильмы, доставшиеся другим комитетам — и, соответственно, голосовать за них. Таким образом, за самые известные из номинированных фильмов в итоге отдавали больше голосов, а самые незаметные и негромкие могли вообще не быть посмотрены никем.

Не очень справедливая ситуация, верно? Получалось, что у фильмов известных режиссеров, или фильмов из крупных кинематографических держав, или же у получивших тот или иной фестивальный приз лент были изначально более выгодные условия. А 20% вашего списка могло вообще остаться неувиденным.

Первый этап голосования: как это будет

В этом году система комитетов и «блочного» голосования по фильмам ушла в прошлое. Новый принцип голосования предполагает, что все фильмы будут равно распределены между всеми участвующими в выборе шортлиста: каждый получит свой собственный перечень фильмов, который обязуется отсмотреть - и уже тогда голосовать. Да, правило о том, что по желанию можно посмотреть фильмы не из своего списка и голосовать за них, остается. Сколько фильмов должен посмотреть каждый голосующий (и могут ли они хоть один не смотреть вообще) — пока неизвестно.

Благодаря голосованию будет выбрано шесть фильмов для шортлиста.

Еще три фильма выберет управляющая комиссия по иностранным фильмам (собственно, структура Киноакадемии, занимающаяся приемом выдвинутых разными странами фильмов): так происходило и раньше, однако ранее комиссия прибегала к своему праву выбора для того, чтобы в шортлисте оказались громкие и важные фильмы, упущенные академиками. По слухам, именно так в прошлом году попали в шортлист и «Тони Эрдманн», и итоговый победитель «Коммивояжер».

«Тони Эрдманн«

Новая система, возможно, позволит комиссии выбирать еще три не самых известных, но кинематографически важных фильма.

Второй этап голосования: как это было и будет

Далее из объявленных девяти фильмов в шортлисте надо выбрать пять, и делают это при помощи сложной процедуры: выбирают по 10 членов Киноакадемии для показов им фильмов в Нью-Йорке, Лондоне и Лос-Анджелесе, и они, просмотрев все 9 фильмов, ранжируют их.

Берем первые пять мест — и вот она, номинация.


Мы обязательно посмотрим на самых вероятных претендентов на попадание в эту самую номинацию, но уже сейчас понятно, что болеть мы все будем за «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.