Кадр из фильма «Молодой Годар»

«Послание к человеку»: обзор последних четырёх дней фестиваля

23 сентября 2017

Конкурсные фильмы и специальные показы — в материале Синемафии о второй половине фестиваля.

«Послание к человеку» — это кинофестиваль, на котором киноманы могут найти фильмы по своему вкусу — в этом году была представлена многоцветнейшая палитра, от экспериментальных фильмов до ретроспективы чешского режиссёра-документалиста Хелены Тржештиковой и кинодраматурга Бориса Добродеева. Каждый год фестиваль также даёт зрителям возможность увидеть новые документальные фильмы, которые вряд ли можно будет увидеть на большом экране: в России очень слабо развит прокат документальных фильмов, но организаторы фестиваля пытаются донести документальное кино до массового зрителя. После завершения кинофестиваля в Санкт-Петербурге пройдёт эхо «Послание к человеку» в Москве.

Программа очень насыщена, некоторые показы повторяются, но часто организаторы ставят интересующие киноманов фильмы в одно время. Но это несущественный недостаток, который никак не испортил впечатления от фестиваля.


«Изгоняющий зомби» (Whipping zombie)

Режиссёр Юри Анакарани, Италия, 2017

На Гаити существует ритуальный танец рабов и хозяев: танец зомби. Мужчины, введенные в транс гипнотической музыкой, содрогаются в танце, хлещут друг друга плётками, дерутся. Смысл ритуала заключается в том, чтобы умереть и возродиться вновь в круговороте жизни и смерти.

Юри Анкарани — режиссёр-документалист и видеохудожник, потому фильм логично рассматривать прежде всего с визуальной точки зрения. Ритуальный танец в маленькой деревне на Гаити снимался впервые. В начале фильма закадровый голос рассказывает о духовном общении живых и мёртвых с помощью языка танца. Дальше зритель только наблюдает с разных ракурсов этот танец. Под звук барабанов мужчина с плёткой входит в транс и бьёт другого. Чем сильнее бой барабанов, тем больше люди уходят от реальности; под гипнозом они повторяют одинаковые движения. Параллельно танцу режиссёр показывает ремесло жителей деревни: из стальных бочек они вырезают пластины и делают гравировку. Причудливые рельефные узоры превращаются в сюрреалистические картины. Часть картины о прикладном искусстве Гаити смотрится намного интереснее и динамичнее.

«Почти рай» (Almost Heaven)

Режиссёр Кэрол Салтер, Великобритания, 2017

В Китае проблема с трудоустройством: молодые люди из провинции едут в большие города в поисках работы. Семнадцатилетняя Йинг Линг находит работу в китайском похоронном бюро и первый раз в жизни видит труп. Стойко преодолевая страх перед мёртвыми, Йинг Линг учится омовению тел, чтобы сдать экзамен и получить работу. Она быстро адаптируется к новым условиям. Скрупулезные тренировки на манекене, затем на сотруднике бюро, и вот Йинг Линг получает работу. С каждым новым днем она всё больше сомневается в нужности этой работы и делится этими мыслями с новым другом-коллегой Джин Хау. Только он спасает её от ежедневной похоронной рутины. Они весело проводят свободное время в кафе и на аттракционах. Видя смерть и горе родственников, герои быстро взрослеют и понимают, что главная ценность — это жизнь и забота о близких людях. Именно эта мысль и заложена в фильме Салтер. Джин Хау увольняется и возвращается домой. Йинг Линг остаётся одна, без поддержки, но в этот момент принимает важное решение о смене профессии.

«Ляля. Штрихи к портрету»

Режиссёр Николай Макаров, Россия, 2017

Фильм-портрет посвящен режиссёру-документалисту Ленинградской студии документальных фильмов Людмиле Станукинас, жене Павла Когана. Фильм повествует о женщине, которая сохраняет любовь к мужу в течение 18 лет после его смерти.

Фильм снят в стиле «домашней ручной камеры» и в этом его прелесть. Николай Макаров делал фильм в течение четырёх лет. Он ездил в Израиль, где живёт героиня, снимал её на фестивалях, с коллегами, друзьями. Зафиксированные камерой отрывки из жизни Людмилы Станукинас складываются в хронику. Перед зрителем раскрывается характер этой сильной женщины. Мы видим доброго и светлого человека, и безумно преданного своей любви. Муж Людмилы — режиссёр-документалист Павел Коган умер 18 лет назад, но она до сих пор называет себя его женой, для неё он жив. И главная цель Людмилы на сегодняшний день, чтобы люди имели возможность увидеть фильмы Павла Когана.

«Трамвай идёт по городу»

Режиссёр Людмила Станукинас, СССР, 1973

Фильм-портрет о водителе ленинградского трамвая № 40 Людмиле Григорович и жителях города.

Идея фильма принадлежит сценаристу и режиссёру Ленинградской студии документальных фильмов Майе Меркель. Именно она нашла героиню фильма Людмилу Григорович. Майя Меркель ездила с ней в трамвае, зафиксировала, что говорит водитель во время рейса и написала сценарий. Людмила Станукинас уверена, что фильм получился благодаря хорошему сценарию. Две камеры снимали пассажиров трамвая, а одна — водителя. Камеры установили в кабине водителя, но, поскольку места было мало, пришлось убрать стул рядом с сидением водителя и удлинить кабину. Объективы камер установили через отверстия в стене кабины, из-за этого пассажиры думали, что таким образом ловят безбилетников. Героиню зритель видит через отражение в зеркале. Лицо Людмилы можно было снять только камерой, стоявшей за её спиной. На фестивале была впервые представлена полная версия фильма с вырезанными при монтаже сценами. Фильм начинается утренним рейсом и заканчивается ночным. Закадровый голос водителя трамвая рассказывает о ставших уже родными пассажирах, своей дочери, городе, а из окон трамвая мы видим жителей Ленинграда 70-х годов, ушедшей эпохи.

«Молодой Годар» (Le Redoubtable)

Режиссёр Мишель Хазанавичус, Франция, 2017

Париж, 1967 год. Жан-Люк Годар снимает фильм «Китаянка». Он влюблён в 19-летнюю исполнительницу главной роли Анну Вяземски. Она отвечает ему взаимностью, и они женятся. Но в 1968 году в Париже начинается социальный кризис, известный в истории как «Красный май», который увлекает Годара так сильно, что он забывает о кино и своей любимой.

Фильм снят по книге Анны Вяземски «Год спустя». Закадровые голоса героев в начале рассказывают историю любви молодой актрисы и уже знаменитого режиссёра. В фильме акцент сделан на самого Годара, а взаимоотношения с женой уходят на второй план. Провал картины «Китаянка» стал для Годара ударом по режиссерскому самолюбию.

Как вовремя происходят волнения в Париже! И вот Годар, забыв о кино, вливается в революцию. Он погружается совершенно в чуждую среду, которая его не принимает, его освистывают и унижают на студенческих собраниях. Постепенно друзья и жена отдаляются от Годара, но он даже не замечает этого. Жалуется на одиночество, но сам отвергает других людей. Годар показан как эгоистичный, самовлюбленный человек, пытающийся доказать свою правоту каждому.

Режиссёру Хазанавичусу видимо очень нравится Стейси Мартин. Он снимает её в обнажённом виде с большим энтузиазмом, эти кадры просто бросаются в глаза зрителю, но они не несут никакой смысловой нагрузки. Комедийная манера фильма весьма своеобразна: голые герои стоят в комнате и рассуждают, почему актёры снимаются в кино обнажёнными.

Реакция Годара на этот фильм неизвестна.