Кадр из фильма «Осенний марафон»

Кино и музыка: Андрей Петров

24 сентября 2017

Синемафия продолжает цикл статей о работавших и продолжающих работать в кино композиторах.

В истории отечественного кинематографа есть очень интересный миф. Как-то раз пятьдесят лет тому назад один уже немного популярный, но еще не повсеместно известный молодой режиссер пригласил одного (также известного, но еще не до конца знаменитого) композитора написать музыку для его нового фильма. Композитор специально приехал из Ленинграда в Москву, просмотрел рабочую версию фильма, сел за рояль и сыграл режиссеру несколько мелодий. Режиссер остался не впечатлен.

Несколько позже режиссер вспомнил другую музыку того же композитора и удивился, насколько качество предыдущего произведения превосходит то, что предложил ему композитор. Вдруг он понял — композитор прекрасно пишет музыку, но проблема в том, что он просто плохо играет на рояле. После этого озарения музыка была принята, фильм был окончен, и весь Советский Союз неожиданно познакомился с тандемом Эльдара Рязанова и Андрея Петрова. Фильмом, к слову, был «Берегись автомобиля».

Биография Андрея Павловича Петрова одновременно банальна и немного неожиданна. Родился он в Ленинграде, а в возрасте 11 лет был вынужден уехать в эвакуацию в Сибирь — началась блокада. В эвакуации юный Андрей увлекался литературой, а музыка для него была скорее хобби. Тем не менее, уже в пятнадцать лет Андрей решил стать композитором. На это решение его подтолкнул просмотр фильма «Большой Вальс» об Иоганне Штраусе.

Дальше последовал классический путь юного музыканта. Петров сначала окончил музыкальное училище, потом консерваторию. После окончания обучения он работал преподавателем музыки. Но всего этого было недостаточно. Уже в 1956 году Петров создает «Станционного смотрителя» — свой первый балет, а его оркестровые произведения появляются и того раньше. Например, «Пионерская сюита» датирована аж 1950 годом, когда композитору было всего 20. В начале 60-х Андрей Петров наконец приходит в кино, и именно его музыка к фильмам станет проводником нескольких поколений советских зрителей.

Несмотря на то, что первым фильмом, для которого Аднрей Петров написал музыку, является «Мишель и Мишутка», почти сразу после него выходит «Человек-амфибия», один из самых популярных фильмов в истории СССР. В 1962 году в СССР этот фильм посмотрело 65 миллионов человек, а музыка Андрея Петрова с первых же нот впилась в память и сознание зрителей.

Сразу после «Человека-амфибии» последовала уйма предложений, и музыка Андрея Петрова стала сопровождать фильмы лучших режиссеров Советского Союза. При этом Андрей Павлович, как и его коллеги, работал в совершенно разных жанрах. Год спустя после «Человека-Амфибии» была лирическая комедия Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

Чуть позже в сотрудничестве с этим же режиссером Петров написал музыку для запрещенного фильма «Тридцать три». Отрицательная реакция Михаила Суслова на эту комедию, слава богу, не имела никаких последствий для талантливого композитора. Тем более, что годом позже он познакомился с Эльдаром Рязановым.

Дальше последовали один хит за другим: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Синяя птица», «Белый Бим, Черное ухо», «Служебный роман», «Гараж», «Осенний Марафон» — всех фильмов не перечесть. Создавалось такое впечатление, что как минимум раз в год (каждый год!) в СССР выйдет новый гениальный фильм, музыку для которого напишет не менее гениальный Андрей Петров. Так оно и происходило. Пока великие режиссеры без устали писали и снимали прекрасные фильмы, Андрей Павлович писал музыку, которая по сей день кажется родной не одному поколению зрителей.

Возможно, самое интересное в творчестве Андрея Петрова — то, что многие зрители наизусть знают его мелодии и песни, не имея ни малейшего представления о том, что именно он их написал. И это даже неудивительно. В конце концов, почти любой русскоязычный человек, который хоть раз в жизни держал в руках гитару, сможет наиграть «А цыган идет». При этом каждый второй будет уверен, что эту песню не только спел, но и написал Никита Михалков. И в какой-то мере, этот зритель будет прав, так как в этом факте есть какая-то месть Михалкова Петрову за то что тот не доверил ему спеть «Я шагаю по Москве». А, как уже было сказано, и эту песню написал именно Андрей Павлович.

На самом деле, послужной список Андрея Петрова настолько велик, что кажется, будто перечислять написанные им песни не имеет смысла. И все же, мне кажется, что зрителям необходимо напомнить, что «Я шагаю по Москве», «У природы нет плохой погоды», «А цыган идет», «В моей душе покоя нет» и уйму других песен, мелодии которых мы продолжаем напевать, написал именно Андрей Петров. Тоже самое касается мелодий из кинофильмов. Будь то вальс из «Берегись автомобиля», симфоническая пьеса из «Укрощения огня» или просто лирическая мелодия из «Осеннего Марафона» — именно гений Андрея Павловича помогает делать эти фильмы до боли родными.

В Ленинграде (а позже и в Петербурге) про Андрея Петрова ходило много легенд: были, к примеру, слухи, что Андрея Павловича из «Осеннего Марафона» назвали так не случайно. Но главным остается именно его музыка, ибо она всегда не только дополняла фильмы, для которых она была написана, но и создавала для них какое-то особое измерение. В конце концов, мы не просто так помним эти мелодии, эти песни, это состояние в которое они способны нас привести.

Творчество Андрея Петрова восхищает прежде всего тем, насколько точно его музыка передает настроение фильмов, для которых написана. В его произведениях ненавязчиво, но всегда очень точно рассказана вся история фильма — с первых нот нам понятно настроение Володи, когда он приезжает в Москву в «Я шагаю по Москве», любовь Ихтиандра и Зуриты в «Человеке-амфибии», внутренняя трагичность Деточкина в «Берегись автомобиля», потерянность и закольцосванность жизни Бузыкина в «Осеннем марафоне» и так далее. Петров всегда очень тонко передавал именно то, что зритель должен был ощущать.

Творческая жизнь Андрея Петрова — это список шедевров отечественного кинематографа. С 1961 по 2007 год, Андрей Павлович написал музыку к 75 фильмам. Эта музыка, возможно, нам более известна чем его оркестровые или театральные произведения, но это ни в коем случае не обесценивает творчество Андрея Петрова. Наоборот, он подарил нам музыку, которую мы любим, которую мы узнаем по первым нотам, и, если не можем сыграть, то как минимум - допеть до конца. Представить себе отечественный кинематограф без его музыки просто невозможно.

Сегодня существует конкурс композиторов имени Андрея Петрова, стипендия имени Андрея Петрова и даже сад имени этого великого композитора, но лучшая память о нем — это его вклад в кино. Передать на словах это невозможно. Можно только смотреть фильмы, слушать его музыку и получать неповторимое удовольствие. Единственная сожаление — это то, что впервые его музыку можно услышать только один раз.