Фото: ТВ-3

Валерий Федорович и Евгений Никишов: «Мы хотим сделать ТВ-3 местом силы для кино и сериалов»

29 сентября 2017

Генеральный директор и генеральный продюсер ТВ-3 рассказывают о «Гоголе» в кино, о втором сезоне проекта «Быть или не быть» и о новой эре производства и потребления видеоконтента.

Совсем скоро на канале ТВ-3 стартует второй сезон проекта «Быть или не быть», который теперь позиционируется как чемпионат по сериалам. Принять участие в проекте может любой желающий: для этого достаточно выложить в социальной сети ВКонтакте авторский видеоматериал любой протяженности и в любом качестве с хэштегом #СнимуПилот. Участвовать может как один человек, так и целая команда создателей. Приём заявок продлится до 1 октября. Зрители смогут голосовать за проекты в сообществе канала ТВ-3 ВКонтакте, чтобы определить 25 фаворитов, а финалисты станут участниками шоу, которое выйдет в эфир ТВ-3 в декабре.

На Санкт-Петербургском международном форуме «Кино Экспо» генеральный директор ТВ-3 Валерий Федорович и генеральный продюсер ТВ-3 Евгений Никишов представили продолжение сериала «Гоголь» в кино. В кинопрокат выйдет ещё две картины: 5 апреля 2018 года нас ждёт «Гоголь: Вий», а 30 августа 2018 года — «Гоголь: Страшная месть».

После презентации мы встретились с Валерием и Евгением и поговорили об успехах «Гоголя» и о том, почему было решено сократить количество фильмов до трёх вместо анонсированных ранее четырёх, о новом сезоне «Быть или не быть» и о том, почему было решено кардинально поменять правила шоу, о новых проектах, готовящихся к выходу в эфир на ТВ-3, о наступлении новой эры в сфере кино и видеоконтента и о том, как ТВ-3 планирует адаптироваться к новым реалиям.


«Гоголь»

Для начала хочу вас поздравить с успешным прокатом «Гоголя». Мы с вами общались ровно полтора года назад, когда вы ещё работали на ТНТ, а не на ТВ-3, и уже тогда вы предполагали, что было бы здорово показать его в кино.

Никишов: А мы говорили про это тогда?

Да, вы тогда говорили, что у вас есть желание выпустить его в кино, но всё было очень туманно.

Федорович: Вот, значит есть документальное свидетельство о том, что мы давно этого хотели.

Кассовые сборы «Гоголя. Начало» на сегодня уже составляют 440 миллионов рублей, и есть информация о том, что бюджет одной серии был порядка 25 миллионов. Можно ли говорить о том, что кинопрокатом первого фильма вы уже окупили производственный бюджет всего сериала?

Никишов: Мы можем точно сказать, что весь производственный бюджет сериала окупили первой частью, да.

Теперь нас ждёт ещё два фильма в кино. Вы перемонтируете оставшиеся 6 серий в два фильма, или же покажете серии с третьей по шестую, а две последние будут эксклюзивом для телеэфира?

Федорович: Если упростить и не вдаваться детали, то мы сделаем вторую часть из третьей и шестой серий, а третью — из седьмой и восьмой. Мы покажем в кино законченную историю.

Никишов: А по телевизору люди увидят потом две дополнительные серии…

Федорович: …в которых будут вертикальные кейсы, не влияющие на горизонтальную сюжетную линию сериала.

Будут ли ещё какие-то отличия киноверсии «Гоголя» от телевизионной? Например, придется что-то вырезать из-за ограничений по возрастным рейтингам?

Федорович: Во-первых, у нас, как и в кино, будет две телевизионные версии: 16+ и 18+. Во-вторых, в сериал мы добавляем чуть-чуть больше воздуха.

Никишов: В сериал мы вернем те сцены, которые выкинули из фильма, чтобы он был плотнее по ритму. Некоторые хорошие сцены пришлось выкинуть из-за ограничений по хронометражу.

Федорович: У нас было условие от кинотеатров, что хронометраж российского фильма должен быть максимум 1:40—1:45. Это нас очень сильно ограничивало.

Когда планируется телевизионный эфир полной версии сериала?

Федорович: Фильм «Гоголь: Начало» мы планируем показать в эфире перед тем, как в апреле выйдет в прокат следующая часть. Потом мы хотим показать уже две части в эфире перед прокатом третьей в августе. А сериал выйдет осенью следующего года. У нас есть безумная идея показывать в один день сразу две версии: условно, в 19:00 — 16+, а в 23:00 — 18+. Возможно, мы так и сделаем.

Есть ли планы на второй сезон «Гоголя»?

Никишов: Да, мы уже начинаем активно писать второй сезон.

Он будет писаться сразу с расчетом на кинотеатральный прокат?

Федорович: Конечно. Писаться будет так, а дальше всё будет зависеть от сборов второй и третьей частей.

У вашего сопродюсера Александра Цекало уже есть успешный опыт продажи сериалов для Netflix. Планируются ли международные продажи «Гоголя»?

Федорович: Сейчас уже идут активные разговоры. Вначале он будет продаваться как кино, а потом — как сериал. Осенью на MIPCOM в Каннах у нас будет показ первой части и встреча с дистрибьюторами.

Никишов: Там у нас будет презентация проекта именно как кейса — первый в мире сериал в широком кинопрокате.

«Быть или не быть 2»

Что ж, желаю вам удачи, и будем с нетерпением ждать выхода в прокат второй части. Теперь давайте поговорим о проекте «Быть или не быть 2». Но прежде все-таки вернемся к первому сезону «Быть или не быть», в котором право на полноценный сезон получил только один пилот — «Детки» Нигины Сайфуллаевой. Итак, что с «Детками»? Они уже снимаются?

Федорович: Они пишутся. Буквально пару недель назад мне Нигина написала, что они с соавтором Любой Мульменко встречались и наконец-то вроде придумали, как продолжить пилот. Когда мы работаем с талантливыми режиссёрами-авторами, мы никогда никого не подгоняем и всегда говорим, что «мы хотим делать то, что вы хотите, в то время, когда вы хотите». Поэтому если они напишут это через три года, то снимем через три года. Напишут сейчас, снимем сейчас. Мы готовы в любой момент времени.

А что будет с остальными четырьмя проектами, не набравшими необходимое число голосов? Может быть, все-таки они получат шанс на реализацию?

Никишов: Мы планируем из «Призрака опера» сделать полнометражный фильм. Сериала точно не будет, потому что это противоречит правилам, которые мы сами для себя придумали.

Федорович: С точки зрения зрительских показов он был самый успешный. Он хорошо себя показал и в эфире, и в интернете. На самом деле, в течение двух месяцев после завершения проекта «Быть или не быть», когда мы встречались с разными продюсерами и режиссерами, нас спрашивали: «неужели вы „Призрак“ не сделаете?», «неужели вы не сделаете „Квартет“?». Как мы шутим на работе после «Быть или не быть»: демократия — это плохо. Когда ты сидишь и смотришь на эти меняющиеся не в ту сторону проценты, сразу появляется желание как-то повлиять на результат.

Когда мы весной говорили о «Быть или не быть» с директором по маркетингу ТВ-3 Лили Шерозия, как раз обсуждали, что вы поставили очень высокую планку при голосовании.

Федорович: Да, во-первых, была высокая планка — 75%. А во-вторых, проблема была в том, что у нас не было механизма, отслеживающего, чтобы голосовали только те люди, которые точно посмотрели пилоты. Например, по данным голосования с помощью SMS во время эфира, все проекты получали больше 80%. Когда мы делали выборку по данным на КиноПоиске и понимали, что человек хотя бы минуту посмотрел и после этого проголосовал, там тоже были похожие цифры.

Никишов: Просто очень много людей заходили и голосовали, вообще не посмотрев.

Федорович: Возможно, они посмотрели в эфире и пришли специально проголосовать на КиноПоиске «против», но в это слабо верится. Скорее, имело место такое принципиальное хейтерское голосование против российского продукта.

Никишов: При этом мы всем режиссерам говорили, что если вы хотите продолжать свои проекты в какой-либо форме, приходите к нам, и мы придумаем, как это сделать так, чтобы, с одной стороны, не обманывать людей, а с другой стороны, реализовать ту идею, которая была изначально заложена в сценарий. И вот автор «Призрака опера» пришел к нам с предложением сделать из этого пилота полнометражный фильм, нам это понравилось, у нас есть поддержка от ТНТ, и я думаю, что мы совместно с ТНТ это сделаем. Если напишется сценарий, конечно. Сейчас он как раз находится в процессе написания.

Я так понимаю, что ко второму сезону «Быть или не быть» вы очень сильно пересмотрели подход к проекту. Расскажите вкратце, как это всё теперь будет происходить и почему именно так.

Никишов: Мы рассматриваем проект «Быть или не быть» немножко шире, чем просто телевизионную передачу в каком-то устоявшемся формате. Мы планируем развивать этот бренд в самых разных формах, в частности как дискуссионную площадку.

Федорович: Да, площадку, на которой профессионалы индустрии и люди, которые болеют за неё — активные зрители, могут пообщаться друг с другом на какие-то животрепещущие интересные темы. Например, мы сейчас хотим совместно с «Каро-прокат» сделать такую дискуссию по «Матильде»: «Быть или не быть фильму „Матильда“».

Никишов: Позвать тех, кто «за», и тех, кто «против», объединить их в одной студии, показать им фильм и потом поговорить об этом.

Федорович: Я вижу, например, что в том же самом фейсбуке люди активно хотят высказываться. И мне самому не хватает площадки, где можно было бы про это говорить. Мы с Женей учились в разное время на редакторских курсах на Мосфильме, и нам рассказывали, что раньше были творческие объединения, в которых происходили обсуждение и приёмка фильмов. Там же помимо цензуры, которую осуществляла редактура, был очень сильный творческий поиск и взаимообмен идеями. Сейчас же все разделились на каналы, холдинги, продакшены… А мы хотим сделать площадку «Быть или не быть», где нет этого разделения. На первом сезоне мы звали людей и с СТС, и с Первого канала — нам всё равно, где люди работают. Еще раз повторю — для меня основная мотивация в том, что мне самому не хватает таких дискуссий. Выходит интересное кино, и я на самом деле хочу найти собеседников, чтобы поговорить о нём, прочитать что-то. А что я нахожу? Либо хейтерские рецензии, либо краткие анонсы. Кроме того хочется включать в обсуждение кроме профессионального взгляда ещё и контекст современной жизни в России и мире, потому что кино и сериалы всё равно в любом случае являются отражением этой жизни. И хочется находить собеседников, обсуждать и увязывать всё это между собой. Иначе у нас не появится то кино, которое, с одной стороны, будет успешным у зрителя, а с другой — с точки зрения профессии будет не просто нестыдным, а классным. Хочется делать проекты, которые все обсуждают не потому, что это плохо или хорошо, а потому, что это попадает в тебя и отражает время.

Никишов: Теперь что касается конкретно второго сезона «Быть или не быть». Периодически к нам, как на любой другой канал или большой продакшн, приходят снятые студентами киношкол или обычными людьми какие-то кусочки чего-то. Это могут быть короткометражные фильмы, пилоты сериалов, какие-то отдельные сцены — и во многих из них очевидно есть потенциал. Для меня самый показательный пример такого рода — это когда ребята, выросшие потом в большую мега-успешную продакшн-компанию Good Story Media, в свое время пришли на ТНТ с пилотом «Реальных пацанов». И этот пилот, который они сняли за три копейки своими силами у себя в Перми, без изменений пошел в эфир. Это воспоминание живёт во мне, и мы отталкиваемся от того, что, вполне возможно, где-то, не только в Перми, а в Красноярске, Новосибирске, может быть, и в Лондоне (потому что у нас и оттуда сейчас есть заявки), есть какие-то люди, которые с помощью мобильного телефона или простейших средств видеофиксации жизни вроде видеорегистратора снимут что-то, что будет интересно не только им и их друзьям, но и более широкой аудитории.

Федорович: А ещё мы с Женей разделяем мнение, что не надо читать книжки о том, как написать сценарий, а надо писать сценарии.

Никишов: Слоган второго сезона «Быть или не быть» — хватит учиться, давайте снимать.

Федорович: Чем больше ты снимешь, тем больше поймёшь. В своё время у Юрия Быкова, который будет одним из экспертов во втором сезоне, был выбор — либо пойти учиться за деньги во ВГИК, поскольку он получал второе высшее образование, либо потратить эти деньги на свой короткометражный фильм. И он снял фильм, и попал на Кинотавр.

Никишов: В общем, идея была такая — попытаться найти талантливых людей, которым довольно сложно пробиться через все барьеры, которые существуют у нас в индустрии. Потому что на самом деле индустрия, конечно, очень закрытая для человека, который хочет попасть туда извне. А тут очень просто — ты выкладываешь свою работу ВКонтакте, её точно посмотрят, за неё проголосуют обычные зрители. И те работы, за которые проголосует больше всего людей, мы покажем на канале. У нас будет жюри, которое будет состоять из продюсеров, актеров, сценаристов, режиссеров. Понятно, что у всех большая занятость, но мы рассчитываем, что там будут Петр Буслов, Юрий Быков, Анна Меликян, Валерий Тодоровский, Игорь Толстунов, Александр Петров, Ирина Горбачева. Они посмотрят отобранные работы и оценят, хорошо это или плохо, есть ли в них какие-то продуктивные идеи, которые можно развивать, или нет.

Федорович: На самом деле, мы в этом видим помимо всего прочего, как бы пафосно это ни прозвучало, социальную функцию. Потому что очень трудно для того, кто находится, условно, в городе Находка, достучаться до тех, кто находится в Москве. И при этом мы верим в талант. Когда мы на уровне заявок или сценариев отбираем проекты, хочется что-то делать не только с тем, что сделано профессионально и по определенным законам, а с тем, в чем есть жизнь. Если в твоей идее есть жизнь, что-то настоящее, плоть и кровь, то потом ты это можешь оформить во что-то, что люди будут смотреть.

Никишов: По сути функция настоящего продюсирования и заключается в том, чтобы помочь талантливым людям при участии профессионалов реализовать ту идею, которая изначально у них появилась. Вот и всё. Эту идею нужно развить сначала в сценарий — для этого нужны редактор и сценарист. После этого нужно найти режиссёра, который этот сценарий адекватно и точно смог бы реализовать. К режиссеру должен подключиться оператор, художник, и так далее. То есть это всё уже профессиональная цепочка, но в её основе должно лежать что-то живое. Потому что если изначально этого не будет, то какие бы опытные люди это ни реализовывали, получится херня, что-то мертворожденное. Но если это настоящее есть, то есть и все шансы, что благодаря общим усилиям это может вырасти в нечто хорошее. И такие примеры на нашей памяти были, поэтому мы верим, что это очень жизнеспособная идея.

То есть по сути вы ищете непрофессиональных и необученных шоураннеров, с которыми затем будут работать профессиональные команды?

Никишов: Совершенно верно.

И при этом вы собираете не сценарии, а какой-то уже готовый видеоматериал, который можно показать в эфире?

Федорович: Материал, на основании которого можно сделать выводы о том, есть ли в нём живая энергия, или её нет.

Никишов: В программе мы покажем эти пилоты или их фрагменты, зарисовки. Потом это, возможно, будет переснято на сто процентов, если проект будет запущен в производство. С условным победителем, который пройдет через все этапы, мы сядем, напишем сценарий, снимем пилот, и после этого уже сериал целиком. По факту тот же путь у нас проходит любой проект.

Федорович: Может быть, есть шанс, что мы найдём что-то совершенно готовое, как «Реальные пацаны».

Но сценарные заявки на «Быть или не быть» вы не принимаете?

Никишов: Мы принимаем их не в рамках проекта «Быть или не быть», а в рамках нашей повседневной работы.

Федорович: «Быть или не быть» мы, с одной стороны, делаем как профессиональную дискуссионную площадку, а с другой стороны, чтобы включить триггеры у людей по всей стране, которые мечтают снимать кино, чтобы они начали уже это делать. Я даже думаю, что эффект этого может быть растянут во времени. То есть мы сейчас можем не получить тех работ, которые ищем, зато люди, которые увидят шоу, поймут, что все возможно. И я надеюсь, что такая волна всяких интересных работ придёт и нас догонит уже после второго сезона «Быть или не быть».

Никишов: Если совсем упрощать, то мы хотим найти талантливых людей, которые пока не знают, как попасть в индустрию и как реализовать свой талант.

Федорович: И мы хотим их мотивировать действовать.

В последнее время было много проектов, от питчингов на Кинотавре и до сценарного конкурса компании Sreda, которые начинались под лозунгами «мы ищем новые таланты» и «мы открыты для новых идей». Но потом приходили серьезные продюсеры, и в общении с ними потенциальные новые таланты сталкивались с диким снобизмом и той самой закрытостью индустрии — мол, вроде, с одной стороны они и ищут кого-то, но по факту работают с теми, кого уже знают. В итоге многие сценаристы и режиссеры заведомо разочарованы таким отношением и с большой опаской относятся к любому новому подобному проекту. Как вы можете их убедить, что в вашем случае всё это работает иначе?

Никишов: У нас есть очень простые примеры. Например мы съездили на Кинотавр пару лет назад и увидели там короткометражку «Кира», которую сняла режиссер Владлена Санду. Она по-моему даже не получила никаких призов, но мы в ней увидели то, что нам понравилось. Сейчас Владлена уже заканчивает снимать для нас пилот «Идентификация», который она сама написала вместе со своим соавтором Никитой Иконниковым. На наш взгляд, это очень сильная драматическая история. Всё было очень просто — мы посмотрели эту короткометражку, встретились с ней и сказали: «Напиши то, что тебе самой было бы интересно сделать». Но тут надо отметить, что Владлена все-таки окончила режиссерскую мастерскую Алексея Учителя, то есть она, конечно, не человек с улицы…

Федорович: А я расскажу историю про «человека с улицы». Про ребят, во главе с Женей Замалиевым, которые в Бурятии сами сняли и выпустили «Решалу» и «Решалу 2». Это люди вообще не из индустрии. С ними познакомился наш креативный продюсер Витя Митрофанов и сказал, что у них есть интересные проекты. Мы оплатили перелёт авторов в Москву, они нам пропитчили несколько идей, и по одной из них мы решили снимать пилот «Шаман. Черная вера». Сейчас ребята вместе с режиссером Игорем Хомским вернулись с выбора натуры, и наш исполнительный продюсер Иван Голомовзюк говорит, что Кричман со Звягинцевым будут просто плакать, что не доехали до тех мест, где побывала наша съемочная группа — настолько выразительная природа. Но самое главное — там потрясающий драматический сценарий, действие которого завязано на местном фольклоре. Сценарист из Москвы просто не смог бы написать эту историю.

Никишов: И таких примеров много — у нас действительно есть практический опыт работы с дебютантами.

Федорович: В конце концов, Илья Куликов — наш любимый и, как мы считаем, самый профессиональный, самый крутой, самый-самый-самый телевизионный сценарист в стране. Абсолютно «человек с улицы» в индустрии. У него нет никакого профессионального образования. Он просто в какой-то момент своей жизни решил рассказывать истории и делает это теперь лучше других. Почему? Потому что у него написано 30 или 40 проектов. Он просто писал сценарии. А перед этим он разбирал чужие сценарии.

Никишов: Сейчас кстати он сделал интересную штуку — свой youtube-канал, где он рассказывает, как начинал писать и снимать и как вообще это нужно делать. Я рекомендую всем, кто хочет этому научиться, не читать бесконечные книжки, написанные американскими теоретиками кино, а посмотреть youtube-канал Ильи, где он подробно рассказывает про каждую кино-профессию, начиная от сценариста, заканчивая звукорежиссером. По сути это такое интерактивное учебное пособие-практикум от человека, который реально пишет и снимает каждый день.

Федорович: Так что мы доказываем, что у нас всё по-другому, фактом сотрудничества с такими людьми — которые не знакомые знакомых. Мы делали разные проекты с разными продакшенами, у нас нет какого-то круга особо приближенных людей, с которыми бы мы работали и работаем.

Ограничивается ли как-то тематика тех работ, которые принимаются на «Быть или не быть 2», ведь ТВ-3 пока еще позиционируется как мистический канал?

Никишов: Вообще никак. На самом деле это очень важно донести до участников. Если проанализировать все работы, которые сейчас уже поступили, а там более сотни заявок, наши креативные продюсеры говорят, что там большинство работ — про апокалипсис. И в этом смысле, наверное, нам люди присылают то, что как им кажется, подходит под некий формат ТВ-3, который в их головах только и существует. Но на самом деле мы принимаем любые работы, начиная от комедий и заканчивая чистыми драмами.

Федорович: Мы можем покрыть весь спектр. Мы же остались продюсерами ТНТ — у нас есть несколько проектов на ТНТ, которые мы продолжаем вести, и будут новые проекты. Поэтому мы можем делать и комедии, и драмы, и всё, что угодно. Мы осенью или зимой сделаем какую-то встречу с авторами, где мы покажем пилоты, которые у нас уже сняты, расскажем про те проекты, которые находятся в запуске, для того, чтобы как раз показать, что всё гораздо шире, чем просто мистика. Конечно, мистика на ТВ-3 остаётся, и глупо было бы терять эту нишу. Но то, что у нас будут разножанровые проекты — это точно. Мы хотим, чтобы ТВ-3 воспринимался как канал самых классных и крутых драматических сериалов. Драматических в понимании древних греков: драма — это всё, что не комедия.

Как будет реализовано обсуждение со зрителями и голосование в рамках «Быть или не быть 2»?

Никишов: Мы с огромной благодарностью и уважением относимся к КиноПоиску, с которым сделали первый сезон — это прекрасные партнеры, и мы бы продолжали с удовольствием сотрудничать с ними, если бы была возможность реализовать в рамках этого ресурса именно ту механику, которая нам нужна на втором сезоне. Пока её нет, поэтому мы выбрали не менее прекрасного партнера — ВКонтакте. На первом этапе до 1 октября мы отбираем работы. После этого люди начнут смотреть отобранные работы и за них голосовать.

Федорович: Первые 25 работ, которые наберут больше всего голосов, попадут в передачу. А вот дальше уже будет решать профессиональное жюри. Как будет устроена работа жюри, мы сейчас ещё обсуждаем.

Никишов: Мы пока точную механику самой программы не расскажем, но суть будет в том, что эти работы будет оценивать жюри, и у нас будет либо один, либо несколько победителей. Победитель получает финансирование от телеканала ТВ-3 на производство сериала целиком — то есть люди, которые это сделают, станут шоураннерами. И нам важно, чтобы кто-то из членов жюри согласился стать куратором того или иного проекта.

Новые проекты на ТВ-3

Что нового нас ждёт в ближайшее время на ТВ-3?

Никишов: Этой осенью у нас два главных события. Первое — это «Гоголь», про которого мы уже говорили, и второе — это долгожданный второй сезон «Чернобыля», который снял для нас замечательный режиссер Паша Костомаров («ЗКД 2»). Это был самый тяжелый в производстве наш проект за всю жизнь, очень энергозатратный. Мы сами жили на площадке — месяц Валера провел на съемках, потом я месяц. Нам очень важно было добиться принципиально иного качества сериала по сравнению с первым сезоном, сделать второй гораздо круче. Почему мы три года это делали? Потому что сначала довольно долго писали сценарий. На первом этапе втроем с Валерой и Ильей Куликовым садились и придумывали сюжет, потом Илья уходил писать. Когда он присылал готовые сценарии, мы читали их в легком шоке, потому что по объему и сложности действия каждая серия получалась как полнометражное кино. Это все надо было сокращать и резать, но очень не хотелось.

Федорович: Причем все серии получились разножанровые. Одна — фильм-катастрофа с падением самолета. Другая — приключения с бандой мексиканцев, погонями и взрывами машин.

Никишов: Да, такой абсолютный Родригез. Еще одна серия — это изгнание дьявола, экзорцизм. Причем это всё должно было сниматься в Америке в трёх временных периодах: 1956, 1986 и 2013 годы. И как это уложить в бюджет телевизионного сериала, было совершенно непонятно. Мы потратили очень много сил на то, чтобы это сделать, и в ноябре состоится долгожданная для нас премьера. Состоится она на канале ТВ-3, потому что когда мы ушли с ТНТ, наши коллеги разрешили нам забрать с собой этот проект. Мы повторим в ноябре первый сезон и покажем целиком второй.

Федорович: В следующем году мы покажем новый проект Ильи Куликова «Учителя». Это не мистика, не комедия — чистая драма. История об отце и двух его дочерях, об их сложных отношениях, о жизни. Отец — замминистра образования, дочери — педагоги, одна в институте, другая в школе. Одна идет по пути, который диктует отец, вторая бунтует и хочет жить своей жизнью. О том, как они учат и одновременно учатся — жить, любить, понимать друг друга и других людей. Отца играет Вдовиченков, старшую сестру — Аня Котова, младшую — Ира Старшенбаум. Получилась крутейшая экзистенциальная драма с потрясающими актерскими работами.

Никишов: Причем это чистая драма, без каких-либо жанровых элементов. Когда драму делают, условно, на HBO, довольно часто добавляют элемент детектива (например, «Большая маленькая ложь»). Это сделано для расширения потенциальной аудитории, жанровые истории как правило всегда более зрительские. Получается, что по форме ты смотришь детектив, а по сути — драму. Это очень грамотный и правильный подход, но в случае с «Учителями» Илья поставил гораздо более сложную задачу — сделать чистую драму без жанровых вкраплений. И, на наш взгляд, у него это блестяще получилось.

Федорович: Еще у нас снят пилот «Мёртвое озеро». Режиссер Роман Прыгунов, продюсеры Петр Ануров и Данила Шарапов. Это такой суровый детективный нуар, который происходит у нас на севере. Получилось, по-моему, очень убедительно, атмосферно и мрачно. Совершенно сумасшедший актерский состав: Евгений Цыганов, Александр Робак, Павел Табаков, Тимофей Трибунцев, сёстры Кутеповы, Андрей Смоляков — что ни роль, то звезда. И там очень важным героем является природа. Большинство российских сериалов снимается в пределах Садового кольца, иногда в Подмосковье выезжают. А нам на ТВ-3 важно придумывать какие-то проекты, которые будут позволять выходить дальше. Нам очень важно показывать страну. Мало кто это делает, потому что это дорого, но нам кажется, что жизнь в нашей стране интересна и многообразна, и нам хочется эту жизнь затащить на телеэкран.

Никишов: Также мы сейчас мы обсуждаем с Данилой Козловским, чтобы он сыграл главную роль в пилоте Ильи Найшуллера «Карамора». Ему очень нравится сценарий, вопрос только в его занятости, но мы очень надеемся, что всё получится.

Федорович: Насчет этого проекта мы как раз сейчас думаем, чтобы прокатывать его в кино. «Карамора» — это 1911 год, царская семья и вампиры. В результате событий, происходящих в сериале, сначала случится первая мировая война, а потом революция.

А что вы будете делать с царебожниками, которые сейчас активно выступают против той же самой «Матильды» и, очевидно, будут выступать против истории про Николая II и вампиров?

Федорович: Мы считаем, что это очень умные люди, которые вполне распознают ту иронию, которая заложена в нашем проекте, и разделят с нами радость экранного существования этих героев.

Новая эра видеоконтента

На днях вы участвовали в бизнес-конференции «День бренда», где со своими коллегами по «Газпром-медиа» говорили о новой эре производства и потребления видеоконтента. Какой вы эту новую эру видите? Что принципиально поменялось с её наступлением?

Никишов: Начнем с самых банальных вещей. Мы безусловно не можем игнорировать интернет как самый быстроразвивающийся способ доставки и потребления контента. Сейчас все продюсеры думают о том, каким образом максимально эффективно его использовать. Например, ТНТ в числе первых начинает считать просмотры в интернете в рамках «Big TV рейтинга». Мы надеемся, что это сработает, потому что это позволит нам гораздо эффективнее монетизировать свой контент в интернете. На самом деле, после того, как мы дали вам полтора года назад интервью, у нас случился внутренний конфликт на ТНТ. Мы вам сказали, что сериалы, которые мы производим, невозможно окупить при помощи интернета, и как-то неудачно это сформулировали — в итоге внутри канала поднялась буря, сейлзы, которые продают рекламу в интернете, на нас обиделись, сказали, что Никишов с Федоровичем обесценили всю их титаническую работу, хотя они лучшие на рынке.

Федорович: А они, действительно, лучшие. Мы это осознали по-настоящему, когда пришли на ТВ-3, и нам сказали: придумайте способ, как заработать на ваших прекрасных сериалах. Мы стали встречаться со всеми онлайн-порталами и онлайн-кинотеатрами, и выяснилось, что на самом деле денег там пока нет. И то, что наши продажники, действительно, лучшие.

Никишов: Они действительно делали и делают чудеса и продают наш контент на какие-то огромные для рынка суммы, но для нас, конечно, не достаточные, чтобы мы могли делать то, что мы делаем, в необходимых для максимального качества бюджетах. И когда стало понятно, что пока там этих денег нет и не ясно, когда они появятся, мы стали думать про какие-то совершенно революционные способы дополнительной монетизации, и вот придумали историю с «Гоголем», которую сейчас осуществили. Когда мы с вами полтора года назад встречались, мы только начинали об этом думать, а сейчас этот кейс уже по сути реализован. Понятно, что это вряд ли можно поставить на поток и каждый год выпускать несколько сериалов в кинотеатральный прокат — это, конечно, утопия.

Федорович: Но по одному проекту — можно. Мы сейчас снимаем два пилота, которые надеемся точно так же прокатать.

Валерий Федорович. Фото: ТВ-3

Никишов: Многое будет зависеть от того, как пройдут вторая и третья часть «Гоголя», насколько люди окажутся готовы к этому формату. Потому что есть много отзывов после первой части, когда люди говорят, что шли на кино, а увидели сериал. Хотя мы вообще ни разу не скрывали того факта, что это всё-таки сериал в кино.

Федорович: Но при этом мы опрашивали в семи или восьми городах зрителей, которые посмотрели «Гоголя», и 80% процентов сказали, что хотят увидеть продолжение именно в кинотеатрах, а ещё 11% — в принципе хотят увидеть продолжение. То есть 90% людей хотят посмотреть, что будет дальше. При этом когда мы изучали, что люди пишут в интернете, обнаружился интересный факт — даже те люди, которые ругаются, что их обманули и показали сериал, все равно хотят узнать, что будет дальше. А сейчас на «Кино Экспо» все шутят, что «Оно» — ведь тоже сериал, там в финале появляется надпись «конец первого фильма». Если возвращаться к интернету, то, на наш взгляд, пока интернет не приносит денег, к нему можно относиться как, например, к большой фокус-группе — мы сделали это с первым сезоном «Быть или не быть», или как к части маркетинговой кампании — мы сейчас это делаем в случае с «Быть или не быть 2», когда зрители вовлечены в процесс создания контента и являются сами распространителями информации о проекте. И дальше мы хотим сделать в интернете такое отражение ТВ-3 — это должен быть сайт, который вроде бы базируется на том же самом контенте, который идет в эфире, но адаптированном под интернет. Например, самый успешный и долгоживущий телевизионный жанр — это две говорящие головы. На телевидении он в последнее время не очень хорошо работает, а в интернете прекрасным образом реинкарнировался в виде «вДудя». Это означает, что будет происходить взаимное оплодотворение телевизионного эфира и цифровой среды. Будущее в том, чтобы зритель не задумывался, где и как он это смотрит. У тебя должен быть и маркетинг на 360 градусов, и просмотр на 360 градусов. Начал смотреть по телевизору, там в конце телевизионной передачи написано «зайди на такой-то сайт», на сайте наоборот отсылки в эфир. А «Big TV рейтинг», который позволит аккумулировать зрителей и там, и там, позволит ещё и собирать деньги. Так что, на наш взгляд, будущее за тем, чтобы зритель не думал о том, как он смотрит — он просто должен смотреть то, что он хочет посмотреть.

Несколько дней назад в Петербурге состоялась стратегическая сессия «Форсайт-кино», целью которой была разработка стратегии развития киноиндустрии и аудиовизуальной сферы в России до 2025 года. И в числе трендов, которые там обсуждались, были и уход зрителей в онлайн, и дробление аудитории по интересам и жанрам, и увеличение количества различного видеоконтента, а, следовательно, усиление конкуренции за внимание зрителей, и отсутствие обратной связи производителя с потребителем — то есть, фактически, всё то, с чем вы и так уже сейчас работаете, будучи впереди планеты всей. Мы с вами много говорим про интернет, про кинопрокат, про развитие аудивизуальной сферы в целом, но непосредственно телевидение при этом отходит на второй план. Не потеряется ли ТВ-3 как телеканал, учитывая всё то, чем вы сейчас занимаетесь и планируете заниматься?

Федорович: Это практически тот же вопрос, который нам задавал руководитель нашего субхолдинга «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» Артур Джанибекян буквально несколько дней назад: «вы, ребята, всем этим увлекаетесь, но не забудьте, что телеканал — это самое главное». Конечно же, мы не забываем. Даже это отражение ТВ-3 в интернете должно базироваться главным образом на том контенте, который будет идти в эфире телеканала — это во-первых. Во-вторых, интернет для ТВ-3, в отличие от других телеканалов, не страшен, потому что наш контент базируется на дорогом высокотехнологичном производстве, а не на UGC-контенте, который уже сейчас создают блогеры, успешно конкурируя с некоторыми каналами. ТВ-3 — это, условно, «Гоголь. Начало», «Гарри Поттер», «Настоящий детектив» — то, что пользователь не может произвести самостоятельно, потому что требуются дорогие спецэффекты, недюжинный талант и серьезные профессиональные навыки. И произвести такие проекты не так-то просто. Мы во всех интервью говорим, что Content is the King. И наша главная опора — это не эфир или интернет (это всего лишь способ доставки), а классный крутой контент. Вот что является базисом, фундаментом и основой основ для нас.

Евгений Никишов. Фото: ТВ-3

Никишов: Надо отметить, что нам очень повезло с ТВ-3, потому что к нашему приходу на канале уже была сформирована очень сильная команда профессионалов на каждой практически позиции — лучшие, на мой взгляд, телевизионные менеджеры в стране.

Федорович: Без них у нас даже не получилось бы ничего с «Гоголем» сделать в кинотеатрах.

Никишов: Несмотря на неоценимую помощь продюсера Ильи Бурца («Горько!»), которого мы специально привлекли на канал для выпуска «Гоголя» в кино, весь маркетинг сделала команда ТВ-3 под руководством нашего гениального директора по маркетингу Лили Шерозия. А пока мы весь год воевали на фронте кинопроката и производства, у нас был надежный тыл в лице Кати Дунаевой и Инги Кошавцевой, которые отвечают на канале за программирование, закупку и кучу всего другого не менее важного.

Федорович: Наши замечательные продюсеры Оля Куренкова, Ваня Голомовзюк, Лера Вальцова, Саша Сысоев, боюсь кого-то забыть, но это действительно самые талантливые и профессиональные люди на российском телевидении. И то, что мы делаем, мы можем делать только благодаря тому, что у нас на канале такая сильная команда.

Никишов: Да, видишь, мы сейчас в Питере интервью даем, а они в Москве работают.

Федорович: Возвращаясь к телевидению. Когда мы с Катей и Ингой говорим про следующий год и про сетку, они просят нас произвести что-то для выходных дней. Потому что американское кино, которое у нас там стоит — оно сейчас идёт везде. Нужно что-то оригинальное. То же самое, когда мы говорим с Лили. Она говорит, что маркетинг — это контент. То есть все дороги ведут к контенту. Если у тебя есть оригинальный качественный контент, то тогда ты можешь выстраивать образ канала — эфирного или не эфирного. Как говорил бывший генеральный директор ТНТ Роман Петренко: «Отличайся или умри!». Важно отличаться. Мы хотим присвоить телеканалу ТВ-3 жанр кино и телесериалов. В этом русле находится передача «Быть или не быть», дальше мы обсуждаем ночную студию ТВ-3, где мы хотим делать еще несколько передач.

Никишов: Например, мы хотим делать передачу с «Искусством кино» и уже встречались по этому поводу с Антоном Долиным. Хотим предложить нескольким режиссёрам, с которыми дружим и работаем, в час ночи делать на ТВ-3 всё, что им интересно. Всё, что они хотят, но чтобы это было про кино, сериалы, театр, современное искусство даже. Есть отличная идея, которую генпродюсер ТНТ Слава Дусмухаметов придумал и предложил нам реализовать— отобрать пятьдесят интересных короткометражек и устроить баттлы. Каждую неделю приглашать профессионалов индустрии, которые будут смотреть две короткометражки и обсуждать, какая из них победит и почему. В общем, планов и идей полно. Осталось найти время и деньги, чтобы все их реализовать.

Федорович: Мы хотим сделать ТВ-3 местом силы для кино и сериалов. Если вы хотите произвести какой-то классный и необычный проект, кино или сериал, то приходите к нам. Мы планируем делать телевизионные передачи, дискуссионные площадки типа «Быть или не быть», выпускать сериалы в кино — делать всё, что связано с кино, но через телеканал ТВ-3. Условно говоря, ТНТ присвоил себе юмор и танцы как жанр. А мы хотим кино и драматические сериалы присвоить себе. И это нам кажется интересной задачей на ближайшее время.