Кино и музыка: Ти-Боун Бёрнетт
1 октября 2017
Синемафия продолжает цикл статей о работавших и продолжающих работать в кино композиторах.
Нам всем хорошо известны имена основных творцов новой «американы», правда? Коэны, создающие один шедевр за другим, умудряющиеся показать колорит американцев, не потеряв при этом ни в стиле, ни в юморе. Кормак МакКарти, писатель, романы которого экранизируют те же Коэны. Тейлор Шеридан, написавший сценарий для «Убийцы» Вильнёва и «Любой ценой» Маккензи, осмелившийся в этом году на режиссёрский дебют в «Ветреной реке». В конце концов Ник Кейв и другие музыканты, воспевающие вечные сюжеты бескрайних пейзажей Америки.
Время вспомнить другого легендарного персонажа, корнями близкого всей американской культуре пыльных дорог и фолк-баллад. Доказавшего, что в кино может жить народная музыка, имея при этом бешеную популярность. Время вспомнить о продюсере, композиторе и музыканте — Ти-Боуне Бёрнетте.
Придя в этот мир, «Ти-Боун» получил куда более прозаичное имя — Джозеф Генри. Детство его пришлось на эпоху зарождения рок-н-ролла, да и в целом нашему герою можно лишь позавидовать, ведь он был непосредственным участником огромного музыкального движения второй половины двадцатого века.
Юный Джозеф был в восторге от блюза и кантри, а закончив школу в Техасе будущий продюсер поступил весьма смело — открыл собственную студию, где сотрудничал с местными и гастролирующими артистами. Разумеется, параллельно сам Джозеф играл и сочинял музыку, но к середине шестидесятых его всё больше занимал продюсерский талант, которому он пока не уделял должного внимания. Кстати, одна из первых песен Бёрнетта была записана со школьным приятелем, но примечательно в ней то, что она входит во всевозможные списки худших песен всех времён и народов, хотя и получила некоторую известность.
Тот самый трек. Ти-Боун на барабанах.
Техас не мог подыграть амбициям молодого Ти-Боуна, а потому тот отправился пытать счастья на побережье Калифорнии, что логично звучит и по сей день. Лос-Анджелес встретил Бёрнетта благосклонно и к началу семидесятых он выпустил первый альбом. Всё шло настолько неплохо, что в 1975 году Ти-Боуна заметил сам Боб Дилан и наш герой удостоился приглашения отправиться в турне с будущим лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Сольные проекты Бёрнетта имели переменный, весьма средний по американским меркам успех, зато как продюсер он выпустил немало пластинок, среди которых работы группы Los Lobos, известной российскому зрителю по фильму «Отчаянный» с Бандерасом, например. А совместная работа с певицей Лесли Филлипс окончилась для Бёрнетта первым браком. Однако, продюсируя чужие пластинки, Бёрнетт всё меньше выпускает свои.
Наш герой с гитарой, ну, а Дилана трудно не узнать.
И как такого парня занесло в кинематограф? Пишет музыку, работает продюсером, какое отношение он имеет к кино?
Мимолётное сотрудничество с телевидением на заре девяностых закончилось для Ти-Боуна участием в одном из любимейших по всему миру проекте братьев Коэнов — «Большом Лебовски». Так Бёрнетт открыл для себя кинематограф и начал записывать и подбирать музыку к кинофильмам.
Слева направо: Ти-Боун, Чувак, Джулианна Мур и Джон Гудман.
Сотрудничество с братьями Коэн продолжалось, Ти-Боун создал саундтрек к фильму «О, где же ты, брат?», ставший абсолютным хитом и получивший несколько премий «Грэмми». Побег из тюрьмы, Клуни,Туртурро, фолк и кантри — чем вам не визитная карточка Америки?
Увы, но в фильме поёт не Клуни. Жизнь — боль.
Завуалированная античная история, в которой мы видели «поющего в банку» Клуни (на самом деле нет), дала лишний толчок карьере Бёрнетта. Он помог Виму Вендерсу в работе над «Входите без стука», который в 2005 был номинирован в Каннах. В том же году вышел фильм «Переступить черту», рассказывающий о жизни и творчестве Джонни Кэша — идола американской музыкальной культуры.
Хоакин Феникс в образе Джонни Кэша. Кавер Боба Дилана Хоакин и Риз Уизерспун исполнили самостоятельно.
В 2010 году пронзительный и полный душевных песен, фильм о пожилом кантри-певце в исполнении потрясающего Джеффа Бриджеса сорвал свою гроздь внимания. Ти-Боуну Бёрнетту покорился «Оскар», (правда со второго раза, первая номинация была за песню в «Холодной горе») за песню в «Сумасшедшем сердце».
На вручении Бёрнетт предпочёл предоставить слово исполнителю песни, Райану Бингхэму.
Он выступил и со-композитором и продюсером картины. Зрители были в восторге от перфомансов Бриджеса и Фаррела, обаяния Мэгги Джилленхол, да так, что картина окупила затраты семь раз.
Песня «The Weary Kind» в исполнении Джеффа Бриджеса.
Вторая жена Бёрнетта, сценаристка Кэлли Кхури, получившая награду киноакадемии за сценарий «Тельмы и Луизы» Ридли Скотта, в 2012 запустила сериал «Нэшвилл», сюжет которого посвящён культуре кантри музыки. Да-да, в Америке это безумно популярный жанр со своими звёздами, которые редко когда известны за пределами страны. В «Нэшвилле» мужу-Бёрнетту досталась скромная роль композитора.
Наконец, публика вечно будет благодарна Ти-Боуну Бёрнетту за музыкальное сопровождение «Внутри Льюина Дэвиса», работы братьев Коэн, которые решили пролить немного света на непростую жизнь фолк музыкантов шестидесятых. Очередная сказка в духе коэновского видения мира просто не могла обойтись без того, кто помогал им с саундтреком в «О, где же ты, брат?».
Благодаря Бёрнетту фильм заполучил Маркуса Мамфорда, который на пару с Оскаром Айзеком исполнил главную песню картины «Fare Thee Well».
Даже Джастин Тимберлейк согласился спеть фолк, а представители Боба Дилана предоставили Бёрнетту уникальную запись середины шестидесятых.
«Если песня не новая и не стареет — это фолк».
Песня-сатира, в исполнении Айзека, Тимберлейка и Эла Коди, то есть Адама Драйвера, конечно.
Стоит ли вспоминать, что Ти-Боун Бёрнетт — ответственный за саундтрек к сериалу «Настоящий детектив». Музыка в сериале идеально подошла происходящему на экране, став фоном метаний Раста Коула и злоключений Марти Харта. А какой там всё-таки саундтрек, какие титры.
Во втором сезоне Бёрнетт выбрал заглавной песню Леонарда Коена, недавно почившего. Благодаря второму сезону «Настоящего детектива» широкая публика узнала о существовании Леры Линн. Её музыка нашла особый отклик в душе россиян, исполнительница даже приезжала к нам с концертами и обещала приехать ещё. А всё Бёрнетт.
Естественно, — всё это далеко не все работы Ти-Боуна. Параллельно он успевал работать не только с кинематографистами, но и с музыкантами. И какими! Роберт Плант обязан ему своим самым успешным сольным альбомом, Элтон Джон — аналогично. Многие другие, вроде Нила Янга и Джека Уайта, просто работали с ним в какой-то промежуток своей карьеры.
Колоссальный масштаб деятельности не выбивает Бёрнетта из колеи, напротив, он ещё и собственные альбомы выдает, правда редко и продаются они плохо. Но может не в этом радость для Ти-Боуна? Сольная карьера его подтверждает тезис, наглядно мелькнувший в творчестве тех же Коэнов в фильме «Внутри Льюина Дэвиса», что не всегда человек успешен и талантлив одновременно. Благо Ти-Боуну Бёрнетту не на что жаловаться. Несмотря на тернистый творческий путь в музыке, Ти-Боун сделал блестящую карьеру на ниве написания музыки для кино и продюсерской деятельности. С ним сотрудничают музыканты и кинематографисты, имён которых хватит, чтобы заполнить аллею славы в Голливуде. Пусть сам он не заметен, но дела его видны.