Кино и музыка: Александр Депла
8 октября 2017
Синемафия продолжает рассказывать о композиторах, работавших и до сих пор работающих в кино.
Александр Депла на сегодняшний день является одним из самых востребованных кинокомпозиторов во всем мире. Большинство критиков отмечает, что его музыкальный стиль достоин высших похвал. При этом Депла продолжает стремиться к совершенству, не уставая упорно работать и удивлять поклонников все новыми и новыми виртуозными музыкальными композициями.
Родился Александр Мишель Жерар Депла 23 августа 1961 года в Париже. Его родители познакомились, когда учились в американском колледже Беркли. После свадьбы они переехали во Францию (отец Александра — француз, а вот мать — гречанка), где и появился на свет будущий известный композитор. Благодаря влиянию родителей мальчик рос, слушая музыку самых разных жанров: от классики и джаза до южноамериканских и африканских мотивов. Уже в возрасте пяти лет Александр обучился игре на фортепиано и в совершенстве освоил трубу и флейту. Музыка стала неотъемлемой частью его жизни, поэтому в выборе будущей профессии Депла ничуть не сомневался.
Услышав удостоенный «Оскара» саундтрек Джона Уильямса к «Звездным войнам» 1977 года, Александр принимает решение обучиться оркестровке и дирижированию. Учеба во Франции, а затем и в США продолжает формировать у юного виртуоза разнообразнейший музыкальный вкус. Депла постоянно совершенствует собственный стиль и манеру исполнения — происходит это и по сей день.
Дебют Александра в качестве кинокомпозитора состоялся в 1985 году, когда ему предложили заняться музыкальным оформлением французской картины «Ki lo sa?». В своем первом саундтреке для художественного фильма Депла использовал цимбалы — инструмент, который популярен в цыганской музыке, а также в Венгрии, Румынии и Греции. Дебют оказался успешным, и Александр продолжил писать музыку к французским фильмам. Только в начале 2000-х его заметили и пригласили в Голливуд: международная слава французского композитора началась с фильма «Девушка с жемчужной сережкой», за которую Депла получил свою первую номинацию на «Золотой глобус».
Уже в 2005 году Александр впервые становится номинантом на «Оскар» — за саундтрек к «Королеве» Стивена Фрирза. Исполнительница главной роли Хелен Миррен тогда получила заветную статуэтку, а вот путь Депла к этой награде занял ещё почти 10 лет.
Александр в одном из интервью признался, что его всегда восхищали прелюдии для фортепиано Клода Дебюсси в исполнении великого итальянского пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели. Наверняка Депла при работе над саундтреками вдохновлялся этим и другими классическими произведениями, но при этом его мелодии всегда уникальны и пронзительны. К примеру, в композициях для картины шведского кинорежиссёра Лассе Халльстрёма «Казанова» хоть и заметно влияние классической музыки, но саундтрек все равно звучит самобытно и создает нужную атмосферу.
В 2000-х французский композитор только начал покорять Голливуд, но Голливудская ассоциация иностранной прессы уже в 2007 году отметила работу Александра над фильмом «Разрисованная вуаль», вручив Депла «Золотой глобус» за лучший саундтрек.
Дальше число именитых режиссеров, желающих заполучить Депла в качестве композитора, с каждым годом лишь возрастало — в 2008 Дэвид Финчер пригласил того написать музыку к «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Завораживающие мелодии придали истории о мужчине с необычной судьбой еще более волшебную окраску.
Появились среди работ композитора и анимационные картины: в 2009 году Александр создает саундтрек для «Бесподобного мистера Фокса» Уэса Андерсона. Тогда это была их первая совместная работа, но сейчас режиссер и композитор тесно сотрудничают — яркие мелодии Депла дополняют самобытные картины Андерсона как нельзя лучше.
Постепенно в послужном списке композитора стали появляться не только отмеченные кинонаградами картины, но и просто крупнобюджетные блокбастеры. Одним из таких фильмов стал «Сумерки. Сага. Новолуние», который можно поругать за многое, но только не за саундтрек!
Работа с франшизами на этом не закончилась: Александр принял предложение создать саундтрек к двум последним фильмам о Гарри Поттере. На это решение в какой-то степени повлиял и тот факт, что творчество Джона Уильямса вдохновляло Депла в течение долгих лет, а именно Уильямс писал саундтрек для первых трех фильмов о мальчике, который выжил.
На весь процесс создания музыки к «Дарам Смерти» у Депла ушло около четырех месяцев, причем работа велась сразу над саундтреком к обеим частям. Композитор признает, что этот проект дался ему нелегко, но стал своего рода вдохновением: «Такие масштабные фильмы оказывают давление, и ты стараешься продумать все до мелочей, убедиться, что каждая нота подобрана точно и правильно. Ты постоянно бросаешь вызов самому себе. Чтобы приблизиться себя к Джону Уильямсу, нужно очень внимательно и тщательно делать работу. Невозможно написать музыку сразу и быстро, необходимо проверять каждую мелочь снова и снова». Кстати, сложно поверить, но в саундтрек настолько британского фильма смогли вполне гармонично вписаться бразильские музыкальные инструменты: тамбурин и пандейру.
Александр Депла неоднократно подчеркивает в интервью, что каждый саундтрек, который он пишет, создан лично им — поэтому композитор никогда не берется одновременно за несколько фильмов. «Я жду, пока не закончу один саундтрек, а потом приступаю к другому. Это важно для меня, потому что я действительно хочу быть физически и умственно ориентированным на один проект за раз», — говорит Александр.
Тем удивительнее, насколько плодотворна его карьера. «Король говорит» Тома Хупера, «Древо жизни» Терренса Малика, «Мартовские иды» Джорджа Клуни, «Резня» Романа Полански, «Операция „Арго“» Бена Аффлека, «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу — список именитых режиссеров и успешных картин пополняется из года в год.
Композитор как-то признался, что больше всего ему импонирует работа с Романом Полански: «Он очень любит музыку и дает полную свободу своему композитору. Что, на самом деле, удивительно. Просто ему хочется, чтобы композитор был совершенно свободен в своем творчестве и привносил какие-то новые идеи. Роман ненасытный в этом плане: ему всегда так волнительно слушать новые мелодии, которые искренне его восхищают. Причем Полански никогда не использует временную музыку — ему это не нужно».
Депла написал саундтрек уже к пяти фильмам Полански, один из которых — «Основано на реальных событиях» с неподражаемой Евой Грин — демонстрировали в этом году в Каннах.
При этом «Оскар» Александру принесло долгосрочное сотрудничество с другим режиссером — «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона на премии Американской академии кинематографических искусств и наук в 2015 году получил четыре статуэтки, в том числе и за лучший саундтрек. «Когда я вышел на сцену, чтобы получить „Оскар“, вдруг понял, что Спенсер Трэйси и Гэри Купер тоже получали эту награду, и подобное осознание стало очень эмоциональным опытом», — признаётся Депла.
По своему тону саундтрек в «Отеле…» — некая смесь меланхолии и элегантного чувства юмора. Композитор в одном из интервью отметил, что Уэс использует мелодии саундтрека на свой лад: он любит нарезать музыку и размещать ее так, как если бы это был простой звук, за счет чего в фильме создается совсем иной ритм.
Кстати, в тот год Александр получил сразу две номинации в одной категории, что случается не так уж и часто — академики также отметили музыку к картине «Игра в имитацию». Оба фильма и оба саундтрека очень разные по атмосфере и настроению, что лишний раз доказывает многогранность таланта Александра.
Не так давно Депла работал над музыкой к мультфильму «Тайная жизнь домашних животных». Перед Александром стояла задача создать такой саундтрек, которой зритель не привык слышать при просмотре анимационной картины. Сочетая эклектичные джазовые элементы с более традиционным оркестровым звучанием, композитор рисковал сделать мелодии слишком саркастичными или слишком комичными, но крайностей удалось избежать — саундтрек стал одной из лучших составляющих мультика.
«Королевство полной луны», «Хранители снов», «Филомена», «Годзилла», «Девушка из Дании», «Флоренс Фостер Дженкинс», «Свет в океане», «Валериан и город тысячи планет» — все эти прекрасные фильмы очень разные, они рассказывают о разном и сняты, по большому счету, для разной аудитории. Но музыку к каждому из них написал Александр Депла, и это ли не доказательство его гениальности? «Музыка никогда не должна имитировать то, что показано на экране. Она должна добавлять происходящему новое прочтение, словно иное измерение», — так говорит о своей работе Депла, и можно с уверенностью сказать, что композитору всегда удается создать в своих саундтреках то самое иное измерение.
Нужно заметить, Депла не ограничивается одним лишь сочинением инструментальных композиций для кино. Он также пишет песни и музыку для театральных постановок, а его лучшие произведения можно услышать в исполнении Лондонского симфонического оркестра, Королевской филармонии и Мюнхенского симфонического оркестра. Кроме того, Депла занимается и преподаванием: он проводит мастер классы в парижской Сорбонне и в лондонском Королевском музыкальном колледже.
На Венецианском кинофестивале в этом году мне дважды удалось побывать на пресс-конференциях с участием Александра — он, кстати, возглавлял жюри фестиваля в 2014 году. На сей раз Депла присутствовал в Венеции только как композитор: он написал музыку к «Субурбикону» Джорджа Клуни и «Форме воды» Гильермо дель Торо. Оба режиссера искренне восхищались талантом Александра и вполне серьезно заявляли, что без созданного Депла саундтрека фильмы не получились бы такими, как задумывалось. Сам композитор во время конференций произвел впечатление светлого, добродушного и довольно скромного человека, не привыкшего говорить о себе, но готового всегда поддержать своих коллег. Музыка в новых проектах Клуни и дель Торо действительно впечатляющая, так что не удивляйтесь, если на грядущей премии «Оскар» в числе номинантов вновь появится фамилия Депла.
В свои 56 лет Александр Депла за год успевает написать музыку к пяти, шести, а то и семи фильмам, при этом каждый его саундтрек — уникален. Хочется верить, что такая тенденция в творчестве французского композитора сохранится еще на долгие-долгие годы.