Кино и музыка: Дэнни Эльфман

22 октября 2017

Синемафия продолжает рассказывать о выдающихся композиторах. Герой нашего сегодняшнего рассказа — 64-летний ветеран киномузыки Дэнни Эльфман.

Родился один из самых востребованных композиторов современного кинематографа 29 ноября 1953 года в Лос-Анджелесе. Юный Дэниел Роберт Эльфман рос в городе, подарившем миру Фабрику Грёз, под влиянием творчества таких оскароносных композиторов как Макс Штайнер, Дмитрий Тёмкин, Бернард Херрманн и Франц Ваксман. Поэтому неудивительно, что сам Эльфман последовал схожим жизненным путём.

Однако серьёзная музыкальная карьера началась для него с рок-группы Oingo Boingo. Группа была основана его старшим братом Ричардом Эльфманом и сначала представляла собой экспериментальную перформанс-арт-труппу под названием The Mystic Knights of the Oingo Boingo. Позже именно Дэниел станет её лидером и основным автором, а название будет сокращено до Oingo Boingo. Успех группы сложно назвать головокружительным, но тем не менее, 13 альбомов группы входили в чарт Billboard 200, а сингл Weird Science в 1985 году отметился на 45 месте чарта Billboard Hot 100, что удавалось далеко не каждой группе того времени.

Благодаря опять же старшему брату Дэнни Эльфман напишет свой первый саундтрек. Им станет музыка к фильму «Запретная зона» (Forbidden Zone, 1980), который срежиссировал Ричард Эльфман. Почти до самого конца XX века — до 1996 года, когда группа распадётся, — Дэнни Эльфман будет работать на два музыкальных фронта, создавая рок-музыку и киномузыку, хотя граница между ними достаточно условна, и влияние рок-н-ролльного прошлого долго будет ощущаться в работах композитора.

В киноиндустрии часто складываются творческие команды, которые годами работают вместе. Одна такая команда родилась в 1985 году, когда Дэнни Эльфман получил предложение написать саундтрек к «Большому приключению Пи-Ви» (Pee-Wee's Big Adventure, 1985) — одному из первых полнометражных фильмов Тима Бёртона, с которым Эльфман будет работать ещё долгое время.

Результатом этого творческого тандема станут горячо полюбившиеся зрителям фильмы. В них — порой причудливых, порой немного жутковатых, — безошибочно угадывается авторский почерк Тима Бёртона в визуальной части и характерное для Дэнни Эльфмана, ни на что не похожее меланхоличное сочетание нежных хоров и своеобразного звучания симфонического оркестра, благодаря которым композитор заслужил репутацию тёмного и мрачного музыкального художника.

В 1988 году Тим Бёртон снял фильм «Битлджус» (Beetlejuice), который многим напоминает о кукольной игровой анимации, комиксах и тех мультфильмах, которые режиссёр снимал в начале своей карьеры. Смешение стилей, граничащее с эклектикой, буйство фантазии, странный и иногда вульгарный юмор, проявившиеся в «Битлджусе», в 1989 году найдут продолжение в одном из самых популярных фильмов Бёртона — «Бэтмен» (Batman), а затем и в его сиквеле «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992).

Следующее творение творческого тандема Бёртона и Эльфмана — это странный и чудесный микс сказки, ужасов, лирической истории о первой любви и комедии «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands). Его зрители увидели в 1990 году. Бёртону удалось мастерски и иронично показать, насколько бесчеловечным может быть человеческое общество, за видимым благополучием скрывающее духовные изъяны и моральную деградацию. И во многом благодаря характерному звучанию музыки Дэнни Эльфмана «Эдвард руки-ножницы» для огромного числа зрителей стал одной из самых трогательных картин в фильмографии Бёртона.

Тим Бёртон в своей фильмографии неоднократно обращался к мистической и мрачной анимации. И вышедший в 1993 году «Кошмар перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas) — режиссерская работа Генри Селика под продюсерским крылом Бёртона — ещё раз это подтвердил. К Хеллоуину 2005 года для канала ТНТ был сделан дубляж под руководством Михаила Козырева и с участием Алексея Кортнева, Макса Покровского, Андрея Макаревича и участников группы «Машина времени», Тутты Ларсен, братьев Самойловых, а также многих других наших музыкантов.

И герой нашего сегодняшнего рассказа — Дэнни Эльфман — проявил себя не только как композитор, написавший все песни, звучащие в мультфильме, но он также озвучил вокальные партии Джека-Повелителя тыкв и некоторых других персонажей. За музыку с хулиганским темпераментом к этому мультипликационному мюзиклу Эльфман был удостоен премии «Сатурн» 1993 года.

Следующей работой творческого тандема Бёртона и Эльфмана стал фильм «Марс атакует!» (Mars Attacks!), который, с одной стороны, представляется до ужаса примитивным фильмом, напоминающим картины 50-х годов, а с другой —является ироничной пародией на типичные пафосно-героические блокбастеры про захват Земли инопланетянами.

В 1999 году в фильме «Сонная Лощина» (Sleepy Hollow) Бёртон вернулся к уже ставшей привычной для зрителя стилистике комикса и страшной сказки, экранизировав мистический рассказ классика американской литературы Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине».

Целый ворох сказок и историй в себя вмесил фильм «Крупная рыба», вышедший на экраны в 2003 году. Начиная с этой картины, можно уловить изменения в художественном стиле Бёртона, которые достигнут наибольшей силы значительно позже — в 2014 году, когда на экраны выйдет его фильм «Большие глаза» (Big Eyes). В рассказах и историях же главного персонажа «Крупной рыбы» Эдварда Блума по-прежнему чувствуется полёт фантазии, но он всё дальше уносится от мрачной и притягательной мистики авангардного и эксцентричного «Битлджуса», трепетно-лирического «Эдварда руки-ножницы», визионерской «Сонной лощины» и хулиганского «Кошмара перед Рождеством».

Тем не менее, характерный для Тима Бёртона почерк ещё неоднократно проявится, но чуть позже — в 2005 году в поэтичном мультфильме «Труп невесты» (Corpse Bride), который на сегодняшний день занимает 5 место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. А музыка Дэнни Эльфмана, как и в ранних работах с Бёртоном, помогает зрителю проникнуться жизнью и переживаниями персонажей, будто болезненно дёргая их за ниточки — как несчастных марионеток.

Разумеется, невозможно не упомянуть об экранизациях приключений Алисы: «Алиса в Стране чудес» (Alice in Wonderland, 2010) и «Алиса в Зазеркалье» (Alice Through the Looking Glass, 2016), снятых по мотивам произведений Льюиса Кэролла. В них Тим Бёртон не в первый раз снял жутко очаровательную Хелену Бонэм Картер, много лет бывшую его женой и музой; персонажа Джонни Деппа он наградил лёгкой формой раздвоения личности, а чудного Чеширского Кота — аквамариновыми глазами и ироничной улыбкой пираньи. Дэнни Эльфман тоже проявил себя очень достойно, о чём и свидетельствуют номинация Британской киноакадемии и номинация на премию «Золотой глобус».

Дэнни Эльфман работал не только с Тимом Бёртоном, но и с многим другими не менее выдающимися режиссёрами, например, Мартином Брестом, снявшим в 1988 году «Успеть до полуночи» (Midnight Run), Брайаном Де Пальмой, выпустившим «Миссия Невыполнима» (Mission: Impossible, 1996), Гасом Ван Сентом, срежиссировавшим «Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting, 1997).

Призами и номинациями престижных премий были отмечены работы Эльфмана в фильмах, снятых по комиксам. Среди них — трилогия Барри Зонненфельда «Люди в чёрном» (Men in Black, 1997, 2002, 2012) о приключениях персонажей Уилла Смита и Томми Ли Джонса, сотрудников секретной надправительственной организации, контролирующей пребывание инопланетян на Земле. В послужном списке Эльфмана также первые два фильма трилогии «Человек-паук» Сэма Рейми (Spider-Man, 2002, 2004) о приключениях Человека-паука с Тоби Магуайером и Кирстен Данст в главных ролях (в третьем фильме трилогии музыкальную эстафету у Дэнни Эльфмана принял Кристофер Янг).

В заключение хочется сказать, что в рамках этого материала, к сожалению, не получилось отметить все кинокартины, заслуживающие внимания, в создании которых принял участие Дэнни Эльфман. Но не смотря на то, что на сегодняшний день он уже является многократным номинантом премий BAFTA, «Золотой глобус» и «Оскар», а также призёром премий «Грэмми», «Эмми» и «Сатурн», хочется надеяться, что Дэнни Эльфман ещё не раз порадует зрителей своим уникальным звучанием, которое он привносит в кино. Среди ожидаемых картин можно отметить «Лигу справедливости» (Justice League, 2017), которая уже совсем скоро — в середине ноября — выйдет на широкие экраны. Из более отдалённых перспектив будет интересно посмотреть на игровую версию мультфильма о приключениях слонёнка Дамбо (Dumbo), которая планируется к выходу в 2019 года и была анонсирована на конференции компании Disney — D23 Expo. Учитывая, что к ней приложит руку «великий и ужасный» Тим Бёртон, должно получиться весьма необычное кино.