«Матильда»: взболтать, но не смешивать

22 октября 2017

26 октября в прокат выходит историческая мелодрама Алексея Учителя «Матильда», рассказывающая о романе будущего Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Ажиотаж вокруг фильма беспрецедентный. Постараемся разобраться, как «Матильда» вызвала такую бурю.

«Дующие ведьмы — наиболее глупые из всех ведьм,

ибо если были бы умны, то не дули бы."

Генрих Крамер, Якоб Шпренгер,

«Mallēus Maleficārum« («Молот ведьм»), 1486.

Работа над фильмом началась 7 лет назад, бюджет картины составил порядка 25 миллионов долларов, для съёмок было изготовлено более 7 тысяч (по другим данным — 5 тысяч) костюмов, в сцене коронации участвовало около 500 человек, в сцене давки на Ходынке — свыше 2 тысяч, над сценарием работало 10 сценаристов, главные роли в фильме исполнили иностранные актёры, съёмки проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, музыку американского композитора Марко Белтрами для фильма записал симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева…

Удивительно, но все эти фантастические цифры и факты «Матильды» (уникальные для российского кинематографа!) почти никому не интересны. Все затмила эпичность конфликта команды фильма с религиозной общественностью.

В истории кинематографа есть немало примеров запрета к показу фильмов, в той или иной степени затрагивающих тему религии. Противостояние художественной и религиозной общественности вокруг «Последнего искушения Христа» Мартина Скорсезе началось уже на этапе подготовки к съёмкам. Тогда студия Paramount отказалась от проекта, испугавшись протестов верующих, и уступила права Universal. Претензии к фильму были обусловлены постельной сценой с участием Иисуса Христа и неканонической трактовкой Евангелия. Шум в прессе в итоге привёл к тому, что зрители шли в кинотеатры только для того, чтобы своими глазами увидеть фильм, о котором столько говорят. А религиозные активисты во время одного из показов бросили бутылку с зажигательной смесью в экран.

Не менее бурную реакцию в религиозной среде вызвала экранизация романа Дэна Брауна «Код да Винчи». Причём протесты были не только христианские, к бойкоту присоединились и многие мусульманские общины, которые восприняли фильм, как «издевательство над верой». Самый нетривиальный метод борьбы с фильмом придумали в соборе английского Винчестера: там открылась выставка, опровергающая бестселлер Дэна Брауна, с лекциями, на которых учёные рассказывали о многочисленных ошибках и откровенных нелепостях книги и фильма «Код да Винчи».

Замыкает тройку громких скандалов картина Мела Гибсона «Страсти Христовы», рассказывающая о последних часах жизни Иисуса Христа. Несмотря на дословную экранизацию Евангелия, фильм вызвал недовольство в религиозной среде ещё до премьеры. В частности его признали антисемитским, поскольку евреи в фильме якобы показаны в невыгодном свете. Также неодобрительно фильм восприняли мусульмане. Фильм был запрещён к показу в Израиле, а в Малайзии его разрешили к просмотру только для христиан, поэтому билеты продавали прямо в церквях.

Список этот можно продолжать если и не бесконечно, то очень долго: «Догма»… «Ребёнок Розмари»… «Сёстры Магдалины». «Гарри Поттера», например, обвиняли в пропаганде колдовства, а «Аватар» — в пародии на христианский рай (Пандора, как вы понимаете, — это эдемский сад, а Эйва — древо познания добра и зла). При желании практически любой фильм можно обвинить в оскорблении религии. Давайте попробуем, это легко: «Мастер и Маргарита» явно высмеивает Евангелие (экранизация романа Владимиром Бортко, кстати, подверглась в своё время жёсткой критике со стороны РПЦ), «Золотой компас» высмеивает церковь, «Прометей» перевирает сотворение мира, «Терминатор-2» и «Апокалипсис сегодня» пародируют Апокалипсис.

Но вернёмся к «Матильде». Сложно определить, когда дискуссия о содержании фильма приняла характер конфронтации. Отправной точкой можно назвать запрос экс-прокурора Крыма (в настоящее время — депутата Госдумы РФ) Натальи Поклонской в Генеральную прокуратуру в ноябре 2016 с целью проверки фильма на предмет оскорбления чувств верующих. По словам Поклонской, причиной этому послужила реакция людей (незадолго до этого на одном известном сайте онлайн-петиция за отмену фильма собрала порядка 10 тыс. подписей).

А с середины декабря в Общественный совет при Министерстве культуры стали массово поступать уже реальные обращения против проката «Матильды». По некоторым сведениям, их поступило более 20 тысяч. Это было первым тревожным звонком, все вдруг поняли, что это не шутка, и фильм может вызвать массовые протесты. И не в виртуальном пространстве, а на вполне реальных улицах.

Но волну хайпа было уже не остановить. Заржавевший механизм общественного мнения ожил и пусть со скрипом, но стал крутиться всё быстрее. А Наталья Поклонская делала всё, чтобы он не остановился: 30 января 2017 она направила повторный запрос в Генпрокуратуру, на этот раз попросив проверить сценарий и финансирование «Матильды».

Вторая сторона конфликта и не думала подставлять левую щёку и стала отвечать соразмерно. В феврале открытое письмо в поддержку фильма подписали известные кинематографисты: «Мы, кинематографисты, особенно старшего поколения, хорошо знаем, что такое цензура, в течение нескольких десятилетий советского времени калечившая судьбы художников и препятствовавшая развитию искусства. Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена». Странное письмо, если учесть, что фильм никто официально не запрещал и запрещать не собирался (потуги отдельных деятелей не в счёт). Однако не стоит полагать, что коллеги Учителя по цеху были столь единодушны. Владимир Меньшов, например, настаивал, что конфронтация Поклонской и Учителя — лишь организованная рекламная кампания фильма.

В феврале 2017 конфликт стал набирать обороты: режиссёр фильма обратился в прокуратуру после угроз со стороны организации «Христианское государство — Святая Русь», и уже в Кремле озаботились ситуацией. Сразу после этого официальный представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе поспешил заявить, что действия экстремистов к позиции церкви отношения не имеют. И тут случилось неожиданное: Наталья Поклонская направила новый запрос правоохранителям, но не в отношении «Матильды», а с целью проверить на экстремизм организацию «Христианское государство — Святая Русь».

Тут следует упомянуть, что в громких противостояниях фильмов и религиозной общественности краеугольным камнем почти всегда выступала не церковь, а некая организация квазирелигиозного толка (иногда не одна). Ни до скандала, ни после никому не известная, либо «широко известная в узких кругах». Так случилось и с «Матильдой». Забегая вперёд скажу, что не так давно в СМИ прошла информация о задержании лидера «Христианского государства — Святая Русь» Александра Калинина и ещё нескольких её членов. Их обвиняют в поджогах автомобилей возле офиса Константина Добрынина, адвоката Алексея Учителя, а также в телефонных угрозах кинотеатру, который показывал «Матильду». Кстати, именно угрозы «ХГ» стали причиной отказа от проката «Матильды» сети кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» (в середине октября 2017 эти сети всё-таки согласились на прокат фильма Учителя). Лидер «ХГ» Александр Калинин также утверждает, что именно с «Матильдой» связаны эвакуации в торговых центрах, школах и других объектах по всей России, и что занимаются этим не члены его организации, а «сторонники борьбы с безрассудством и безнравственностью».

В марте 2017 Поклонская провела-таки давно ею анонсируемую экспертизу фильма. Интересно в данном случае то, что экспертиза прошла без просмотра самого фильма. Эксперты, судя по всему, оценивали «Матильду» исключительно по сценарию. Это то же самое, если бы на кулинарном шоу оценивали не блюда, а рецепты их приготовления. Экспертиза полностью удовлетворила Поклонскую, поскольку подтверждала всё ранее ею высказанное о фильме в прессе: «Комиссия заключает, что созданный в фильме „Матильда“ образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан».

Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов тогда заявил, что заключение выдано без просмотра фильма, поэтому учитывать его при выдаче прокатного удостоверения не будут.

Выждав небольшую паузу, Алексей Учитель взял да и обратился в Государственную Думу, депутатом которой Поклонская является, и попросил проверить её действия на предмет нарушения правил депутатской этики. Дума подумала и решила, что таких нарушений пока нет.

Примерно в это время обсуждение «Матильды» вошло в моду. Все вдруг наперебой стали комментировать ситуацию вокруг фильма по поводу и без, а журналисты по окончании каждого интервью сколько бы то ни было крупного чиновника считали своим долгом спросить про «Матильду». Так конфликт в разное время комментировали Владимир Путин, Дмитрий Песков, Владимир Мединский, Дмитрий Медведев и многие-многие другие. Суть их реплик сводилась к здравому смыслу: дайте Учителю спокойно выпустить фильм, там будет видно.

А этого как раз делать никто не собирался: в мае 2017 Поклонская направила новый запрос, на этот раз в Следственный комитет, после чего в кинокомпании Учителя Rock Films началась налоговая проверка. Вещь во всех отношениях малоприятная, какое уж тут спокойствие.

В День России Учитель впервые встретился с Поклонской, и, надо сказать, всё неожиданно прошло мирно, однако Поклонская наотрез отказалась смотреть фильм, чтобы самой оценить его. Вместо этого опять настаивала на показе «Матильды» экспертам.

А вот коллеги Поклонской не были столь категоричны: в конце июня 2017 состоялся закрытый показ «Матильды» в парламентском клубе Госдумы, среди прочих его посетили спикер Госдумы Вячеслав Володин, вице-премьер Ольга Голодец, Владимир Мединский, чиновники из администрации президента. Отзывы звучали в основном положительные.

28 июля 2017 проявили себя активисты ещё одного общества — «Сорок сороков», которые с баннерами против «Матильды» устроили пикет около Госдумы, прокуратуры и Министерства культуры.

В начале августа глава Чечни Рамзан Кадыров направил Владимиру Мединскому ноту протеста с просьбой не показывать «Матильду» на территории Чечни. «Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда». Однако Минкульт неожиданно ответил отказом, указав, что прокатное удостоверение, если оно выдано, действует на всей территории РФ. Кадыров на это заметил, что так даже лучше: пусть прокат «Матильды» в Чечне идёт, всё равно смотреть не будут. Интересно будет после проката посмотреть статистику сборов фильма по Чеченской республике, не удивлюсь, если там будут гордые нули…

31 августа в день рождения Матильды Кшесинской (и, по интересному совпадению, Алексея Учителя) неизвестные забросали студию режиссера в Санкт-Петербурге бутылками с зажигательной смесью. В ответ Учитель обратился к министру внутренних дел и директору ФСБ, потребовав обеспечить свою безопасность, а также безопасность зрителей фильма.

Оправданность столь резкого обращения подтвердилась утром 4 сентября, когда в Екатеринбурге в фойе кинотеатра въехал микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался пожар. По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали люди и стали бросать в здание «коктейли Молотова». Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман связал поджог кинотеатра с кампанией против фильма «Матильда».

10 октября газета Die Zeit сообщила о том, что исполнивший роль Николая II Ларс Айдингер не приедет в Россию на премьеру «Матильды» из-за опасений за свою жизнь.

12 октября Поклонская вновь обратилась к Генеральному прокурору через социальные сети: «…Прошу внести представления в профильные министерства правительства РФ с требованием принять меры к устранению нарушений закона путем отзыва прокатного удостоверения на провокационный фильм „Матильда“. Этого ждут 90% населения России, верующие основных ее традиционных конфессий».

Скажу честно, среди моих родных, знакомых и коллег никто отмены «Матильды» не ждёт (может, мы как раз входим в оставшиеся 10%?). Наоборот, все жаждут посмотреть столь нашумевший фильм, даже те, кому изначально не была интересна его тема.

26 октября «Матильда» выходит в прокат. Будем надеяться, что фильм всё-таки не оскорбит ничьих чувств и примирит, наконец, враждующие стороны. Перефразируя Оскара нашего Уайлда, в заключение добавлю: фильмы, которые мир называет аморальными, — это фильмы, показывающие миру его собственный позор.