Кино и музыка: Джед Курзель

29 октября 2017

Синемафия продолжает рассказывать о работающих в кино композиторах; в этот раз обратимся не к классике, а к молодежи.

Продолжая двигаться от более известных композиторов, работающих в кинематографе, к менее известным, пришло время обратиться к австралийцам. Самый успешный из них на данный момент — Джед Курзель, работающий как в независимом австралийском кино, так и в масштабных голливудских проектах.

Несмотря на то, что последние годы сорокалетний музыкант крайне активен, его биография не особо богата событиями. Джед Дэниэл Курзель родился в 1976 году в Говере, в семье польского эмигранта. Интерес мальчика к музыке пробудили итальянские фильмы ужасов с музыкой Эннио Морикконе, но на его творчестве, как ни странно, это не отразилось. О том, есть ли у него музыкальное образование, никаких сведений нет, и, скорее всего, оно отсутствует, как и у значительного количества рок-музыкантов. В 90-х, в возрасте восемнадцати лет, без работы и денег, он переехал в Сидней к старшему брату Джастину, который сильно повлиял на его дальнейшую жизнь и карьеру. В 2001 они оба вошли в состав группы The Mess Hall. В скором времени Джастин понял, что музыка — это не его призвание, и покинул группу. The Mess Hall по сей день остается дуэтом, играющим блюз-рок и гаражный рок, и в качестве своего вдохновения использующим творчество The Black Keys и The White Stripes.

По словам Джеда Курзеля, до определенного момента он писал инструментальную музыку, но исключительно для себя, и слышал ее только его брат (не считая того, что он периодически писал музыку для короткометражек друзей и один раз получил предложение работы на телевидении). Так что вполне логично, что для музыкального оформления дебютного фильма Джастина Курзеля «Снежный город» музыкальное оформление писал именно его младший брат, таким образом дебютировав как кинокомпозитор. Кроме того, братья выросли в том же городе, где происходили описанные в фильме события, и на создание скора Джеда вдохновили фотографии людей, ставших прототипами главных героев. Имея на руках только сырой материал со съемочной площадки, он создавал музыку скорее интуитивно, не опираясь на творчество знаменитых предшественников. Без его саундтрека эту мрачную, основанную на реальных событиях драму, представить очень сложно, и известность фильм принес как режиссеру, так и композитору. Если первый получил на «Сандэнсе» приз за лучший фильм в категории мирового кино и много новых интересных предложений, то второй был награжден на австралийской музыкальной премии в категории «Саундтрек года» и начал активно работать в независимом кино.

Следующий совместный проект братьев Курзелей, крайне амбициозная экранизация «Макбета» с Майклом Фассбендером и Марион Котийар, принимал участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но ничего не выиграл — что, конечно, совершенно не умаляет его достоинств. Так как экранизация практически не предлагает принципиально новых ходов и старается скрупулезно воспроизвести эстетику средневековья, музыкант приложил все усилия для того, чтобы его музыка также носила скорее средневековый характер. Именно поэтому в ней преобладают струнные инструменты и волынки, хоть и в современной электронной обработке. Особенно это заметно в сцене появления ведьм, где такое необычное звучание подчеркивает мистическую атмосферу. Как в «Снежном городе», Курзель во многом отталкивается от локации съемок, и электронная обработка, по его собственным словам, усиливает ощущение того, что эти пустынные шотландские пейзажи прокляты.

Еще больше Курзелям не повезло с третьей совместной работой, экранизацией компьютерной игры «Кредо убийцы», которую ждала разгромная критика. Несмотря на это, и фильм, и его саундтрек, имеют своих поклонников. На мой скромный взгляд, работа действительно неоднозначная, но самое запоминающееся, что в ней есть — это, определенно, музыкальное оформление.

Среди других заметных австралийских и британских фильмов, для которых Курзель написал музыку — «Молодая кровь» Джулиуса Эйвери, «Бабадук» Дженнифер Кент, «Ровер» Дэвида Мишо, «Уна» Бенедикта Эндрюса и «Строго на Запад» Джона МакЛина. Наиболее интересным представляется последний пример, ироничный анти-вестерн, для которого композитор снова активно использовал струнные инструменты (в том числе скрипку и виолончель), но электронной обработке их не подвергал, оставив звучание акустическим.

Наконец, самый крупный на данный момент проект, в котором Курзель был задействован как композитор — предпоследний на сегодняшний день фильм Ридли Скотта «Чужой: Завет». Приступив к написанию музыки в тот момент, когда фильм был на стадии финального монтажа, он постарался отдать дань уважения работе Джерри Голдсмита. При этом ему удалось создать оригинальное и запоминающееся музыкальное оформление, более диссонирующее и ориентированное на электронику в сравнении с оригиналом — несмотря на классические вставки.

Не так давно композитор отметился в европейском кино, написав музыку для нового фильма Корнеля Мундруцо «Спутник Юпитера», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале в этом году. В этой кратине Курзель снова основное внимание уделяет струнным инструментам и с их помощью создает симфоническое звучание, весьма подходящее для этой современной притче.

Курзель пишет музыку для кино только на протяжении последних восьми лет, но, несмотря на это, представить современный независимый кинематограф без него уже довольно сложно. Еще несколько лет, за которые, несомненно, появятся новые интересные работы, и самый заметный на данный момент молодой кинокомпозитор вполне сможет тягаться с классиками.