6 главных фильмов XVIII фестиваля Нового Британского Кино

29 октября 2017

Восемнадцатый фестиваль Нового Британского Кино начнется 30 октября и пройдет более чем в 20 городах России.

Уже восемнадцатый год подряд в России проходит фестиваль, позволяющий посмотреть наиболее интересные фильмы современного британского кинематографа. В рамках БритФеста находится место и для документальных фильмов, и для художественных, и для творческих встреч с создателями, и для лекций.

С полной программой фестиваля можно ознакомиться на сайте фестиваля или на сайте арт-объединения CoolConnections.

Традиционно мы выбрали те фильмы фестиваля, пропустить которые никак нельзя.


«Убийство священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer)

Режиссёр: Йоргос Лантимос

В ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган, Алисия Сильверстоун, Рэффи Кэссиди

В 2015 году «Лобстер» Лантимоса был одним их самых ярких на шестнадцатом БритФесте; вот пришло время и его новой картины, уже показанной в Каннах и в 2018 году выпускаемой в российский прокат.

История хирурга Стивена (Фаррелл), по непонятной причине опекающего подростка Мартина (Барри Кеоган в по-настоящему прорывной роли), охватывает целый спектр жанров, от социальной драмы до древнегреческой трагедии; и это тот самый случай, когда чем меньше о фильме знаешь — тем большим откровением он для тебя станет. Достаточно сказать, что еще в «Клыке» во весь рост заявленная тема семьи Лантимоса не отпускает который фильм подряд — и он находит новые цвета для своей сюжетной палитры в, казалось бы, уже поперек перехоженной теме.

«Прощай, Кристофер Робин» (Goodbye Christopher Robin)

Режиссёр: Саймон Кёртис

В ролях: Донал Глисон, Марго Робби, Келли Макдоналд, Уилл Тилстон, Алекс Лоутер, Фиби Уоллер-Бридж, Стивен Кэмпбелл Мур

История Александра Алана Милна и того, как он создал истории о Винни-Пухе для своего сына, Кристофера Робина. Это не волшебная сказка — это ретро-история офицера первой мировой, который хотел написать серьезную книгу антивоенной направленности — а в итоге написал сказку; и история того, как книги о Винни-Пухе отразились на его сыне. Не детское кино, а серьезный байопик с драматическим флёром.

В 2018 году нас ждет фильм «Кристофер Робин» с Юэном МакГрегором о выросшем Кристофере Робине, потерявшему свое богатое воображение — и которому герои его детских сказок помогают вновь обрести себя. Так узнаем же, с чего всё начиналось.

«Дыши для нас» (Breathe for Us)

Режиссёр: Энди Серкис

В ролях: Эндрю Гарфилд, Клэр Фой, Том Холландер, Хью Бонневилль, Диана Ригг

Для своего режиссерского дебюта Энди Сёркис выбрал довольно традиционный ход: биография человека, преодолевающего обстоятельства. Робин Кэвендиш в 28 лет оказывается парализован от шеи и ниже из-за полиомиелита; и несмотря на это он отказывается сдаваться. Отличные британские актеры и трогательная (и настоящая) история — фильм был выбран для открытия Лондонского кинофестиваля в этом году (и станет фильмом закрытия Бритфеста — а уже несколько дней спустя выйдет в прокат).

Продюсером фильма выступил сын Робина Кэвендиша, Джонатан.

«Последний портрет» (The Last Portrait)

Режиссёр: Стэнли Туччи

В ролях: Джеффри Раш, Арми Хаммер, Тони Шэлоуб, Клеманс Поэзи, Сильви Тестю, Джеймс Фолкнер

Американец Джеймс Лорд (Арми Хаммер), арт-критик, покидает Париж — и буквально накануне отъезда художник Альберто Джакометти (Джеффри Раш) предлагает ему написать портрет. «2−3 часа максимум», — говорит он. Само собой, в 2−3 часа он не укладывается. И в два дня тоже. Джеймс будет не раз откладывать свой отъезд, а Джакометти будет раз за разом разочаровываться в своей работе и начинать заново. За эти недели позирования Лорд станет едва ли не членом семьи эксцентричного Джакометти, и будет наблюдать его разборки с женой (Сильви Тестю) и музой-проституткой (Клеманс Поэзи), его приступы сомнений и гнева, а под конец уже на стенку полезет от состояния неопределенности — будет ли этот портрет вообще закочен хоть когда-нибудь?

«Последний портрет» кажется совсем безделушкой — снял фильм Стэнли Туччи, актеры в нем явно наслаждаются происходящим (а не картинно страдают, как полагается в фильме о Высоком Искусстве), но это один из самых милых фильмов об искусстве, которые выходили за последние годы. То, как Джеффри Раш с итальянским акцентом и чувством говорит «Fuck!», а герой Хаммера пытается сохранить лицо и не сойти с ума — это полтора часа милоты.

«Бесит быть нормальным» (Mad To Be Normal)

Режиссёр: Роберт Муллан

В ролях: Дэвид Теннант, Элизабет Мосс, Майкл Гэмбон, Гэбриэл Бирн, Оливия Пуле

Основанная на реальных событиях история врача Р. Д. Лэйнга, который в 60-х предложил совершенно новый метод взаимодействия с пациентами психиатров: вместо принудительного лечения и пичканья таблетками — только разговоры и отношение не как к опасному животному, а как в человеку. «Анти-психиатрическое» движение (хотя сам Лэйнг с этим термином и не соглашался) для тех времен было чем-то не просто новым, а радикальным.

Режиссер и соавтор сценария Роберт Муллан вместо традиционной для байопика структуры предлагает набор сцен, в которых блеснуть удается не только исполнителю главной роли Дэвиду Теннанту (в кои-то веки играющему почти в полной мере со своим родным шотландским акцентом), но и второму плану — исполнителям ролей пациентов Бирну и Гэмбону, а также Элизабет Мосс, которой досталась роль-амальгама жен и подруг героя.

«Моя кузина Рэйчел» (My Cousin Rachel)

Режиссёр: Роджер Митчелл

В ролях: Рэйчел Вайc, Сэм Клафлин, Холлидэй Грейнджер, Иэн Глен, Саймон Расселл Бил, Тим Барлоу

Филипа Эшли (Сэм Клафлин) вырастил его двоюродный брат Эмброуз (тоже Сэм Клафлин), убежденный холостяк. И жили они душа в душу, прежде чем здоровье не вынудило Эмброуза отправиться в Италию, в теплый климат, а из Италии начали идти письма странного содержания: сначала рассказ о случайном знакомстве с дальней родственницей, потом восторг от нее, потом известие о женитьбе, а потом — кривым почерком написанный призыв о помощи. Филип бросается на помощь — но не успевает, и в Риме получает только свидетельство о смерти и копию завещания (по которой наследник все еще он, никаких Рэйчел в тексте).

И вот, некоторое время спустя, Рэйчел (Рэйчел Вайс) приезжает в родовое поместье Эшли. Филип считает её убийцей дяди — но, перекипев, пасует перед непосредственной манерой общения и обаянием кузины. Та ничего не просит и мило шутит о том, что когда кончатся деньги — пойдет преподавать итальянский скучающим женам сельских сквайров; и вот уже у Рэйчел приличное содержание, а Филип задумывается — не переписать ли после вступления в наследство на нее все, ведь Эмброуз точно хотел это сделать, даже черновик завещания написал…

Взяв у оригинала — одноименного романа Дафны ДюМорье — лучшее, фильм старательно прикидывается мелодрамой о жизни британской сельской местности в благословенном XIX веке, на самом деле рассказывая куда более страшную историю. Оба персонажа — что благонравная Рэйчел, что юный и порывистый Филип — с червоточинкой, оба не говорят всего, и потому у зрителя в итоге рассказанная ненадежным рассказчиком история — в которой не очень понятно, кому верить. Принять на веру эмоциональную убежденность Эмброуза о том, что жена — его проклятие, или найти этому иное объяснение? Построить на одних косвенных уликах обвинения в убийстве — или же решить, что даже не самая приятная женщина тоже имеет право распоряжаться своей жизнью как хочет, даже если это разобьет сердце главному герою?