«Ван Гог. С любовью, Винсент»: Источники вдохновения

7 ноября 2017

9 ноября в российский прокат выходит фильм «С любовью, Винсент». Синемафия рассказывает, какие шедевры художника стали основой для вдохновения создателей картины.

«Мы можем выражать себя только через свои картины». Эти слова Винсента Ван Гога, написанные им в письме родственникам за неделю до смерти, вдохновили польского мультипликатора Дороту Кобелу сделать то, на что до нее никто не решался. Выходящий в российский прокат на этой неделе мультфильм «С любовью, Винсент» (или, если переводить более точно, «Любящий вас Винсент») не просто размышление на тему биографии великого художника, а уникальный на сегодняшний день мультфильм, целиком написанный масляными красками на холсте. Мало того, каждый его кадр — определенная картина Ван Гога, более или менее известная.

«С любовью, Винсент» — не первое обращение к биографии Ван Гога в кино. В разное время эту роль играли Кирк Дуглас, Тим Рот и Бенедикт Камбербетч, не так давно Джулиан Шнабель заявил о том, что снимает фильм о жизни Ван Гога в Арле и его дружбе с Полем Гогеном. Дорота Кобела в соавторстве со своим мужем Хью Уэлчманом написала сценарий для мультипликационного проекта и смогла собрать команду из 125 классических художников из разных стран (включая одну россиянку). Каждый из них должен был скрупулезно воспроизвести экспрессивную стилистику великого художника. Перед тем, как они приступили к работе на трех организованных в Польше студиях, был снят фильм с настоящими актерами на фоне зеленого экрана. Самой главной задачей было полностью перевести каждый из 65 000 кадров на холст, чтобы при переносе на экран масляные картины ожили. Художественный руководитель проекта Петр Доминиак объехал все музеи, где хранятся картины художника, и сфотографировал каждую из них, для того, чтобы художники смогли их воспроизвести. В процессе подготовки, которая заняла шесть лет (четыре года на разработку техники и два на исполнение), было написано более 1000 полотен (12 на секунду), 125 из которых на данный момент экспонируются в музее недалеко от Амстердама. Конечно, перечислить все использованные в проекте работы Ван Гога невозможно, поэтому стоит остановиться на тех, которые запоминаются в наибольшей степени, и узнать которые наиболее легко.

Прежде всего, следует сказать о том, что лежит на поверхности. Винсент Ван Гог действительно провел последние два месяца жизни в маленьком городке Овер недалеко от Парижа, где его лечил доктор Поль Гаше. Он рисовал не только портреты Гаше и его семьи, но и жителей города, пейзажи, натюрморты, работал вплоть до дня своей смерти. 27 июля 1890 художник вернулся домой после работы на пленере и признался хозяевам квартиры, что стрелял в себя из револьвера, который впоследствии так и не нашли. Через два дня он умер, и похоронен был там же, в Овере. Существует множество версий о том, что произошло на самом деле, но картины Ван Гога этого периода во многом говорят сами за себя — эмоциональное состояние человека, который их писал, явно расшатано, что чувствуется и в композиции, и в колорите, и в напряженных мазках. Большинство визуальных образов основано именно на позднем творчестве художника, но только им не ограничивается.

Например, в сцене, где Тео Ван Гог в своей квартире оплакивает смерть брата, среди стоящих у стены картин можно заметить портрет доктора Феликса Рея, хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Рей был практикантом в одной из психиатрических клиник, и был настолько добр к Ван Гогу, что тот в знак благодарности написал его портрет. Так как он был человеком, не особо разбирающимся в искусстве, портрет хранился то на чердаке его дома, то использовался вместо двери в курятнике, и обнаружен был случайно только в 1900 году.

Вторая картина из московской коллекции — «Красные виноградники в Арле», постепенно оживающая в финальном отрезке фильма. Она была написана в наиболее плодотворный период жизни Ван Гога, в окрестностях аббатства Монмажур, и стала одной из немногих, проданных при его жизни.

Единственная фигурирующая в фильме работа из Государственного Эрмитажа — «Хижины» 1890 года, написанная в Овере. Художник настолько был впечатлен деревенскими домиками, напоминавшими ему о Нидерландах, что написал несколько версий картины в разных ракурсах, но та, что хранится в Петербурге, наиболее известна.

Для видов ночного города и неба использованы две картины — «Звездная ночь над Роной» (1888, Париж, музей Д’Орсе) и «Звездная ночь» (1889, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Первая из них более известна, и, как и «Красные виноградники», была написана в Арле.

Также для сцен в Арле использована одна из самых известных работ художника — «Ночная терраса кафе» (1988, Музей Креллер-Мюллер, Оттерлоо). Изображенное кафе существует до си пор и теперь носит название «Кафе Ван Гог».

Не менее известно и «Ночное кафе» (1888, Художественная галерея, Йельский университет) также реально существующее в Арле, которое рисовал как Ван Гог, так и Поль Гоген.

С реально существовавшими персонажами, с которыми художник дружил, и чьи портреты писал неоднократно, было проще всего. Было написано три портрета Жюльена-Франсуа Танги, одного из немногих торговцев, решившихся выставить у себя Ван Гога при его жизни. Самый известный из них был подарен его дочерью Огюсту Ренуару и сейчас находится в музее Ренуара в Париже.

Жозеф Рулен — почтальон, с которым Ван Гог познакомился в Арле. Он стал близким другом художника, неоднократно для него позировал, и даже навещал в одной из больниц. Самый известный из его портретов хранится в Бостоне.

Существует также и портрет сына почтальона, Армана, центрального персонажа мультфильма (1888, Эссен, музей Фолькванг). Также художник неоднократно рисовал и других членов этой семьи.

Портрет Аделины Раву, в доме которой художник жил в последние месяцы жизни, и которой в 1890 году было двенадцать лет, хранится в частном собрании.

Существует два портрета последнего врача художника Поля Гаше, в мультфильме использован самый известный, хранящийся в музее Д’Орсе.

Также неоднократно Ван Гог писал портреты Маргариты Гаше, всю жизнь прожившей в доме своего отца. Из двух вариантов ее портрета у фортепиано, более известный хранится в Художественном музее Базеля. Как упоминал художник в переписке, Гаше обещал уговорить дочь позировать для портрета с фисгармонией, но он, судя по всему, не был выполнен.

Для образа местного дурачка использована картина «Молодой человек с васильком» (1890, частная коллекция).

Для вымышленного образа доктора Мазери использована картина «На пороге вечности» (другой вариант названия — «Старик, опустивший голову на руки, 1890, Музей Креллер-Мюллер, Оттерлоо). Несмотря на то, что картина написана в последний год жизни художника, она выполнена на основе рисунка, который он сделал в самом начале творческого пути.

Фигурирует в мультфильме еще один бесспорный шедевр художника — «Церковь в Овере» (1890, музей Д’Орсе).

Одна из самых цитируемых поздних картин Ван Гога (и, по некоторым данным, последняя) — «Поле пшеницы под грозовым небом (второй вариант названия — «Пшеничное поле с воронами», 1890, музей Винсента Ван Гога, Амстердам). То самое поле, в которое он ушел работать 27 июля.

Наконец, авторы проекта не могли пройти мимо многочисленных автопортретов художника. Каждый из них, включая «Автопортрет с перевязанным ухом», использован в мультфильме. Его финальный кадр — это автопортрет 1889 года, хранящийся в музее Д’Орсе.

Итоговый результат поражает, в первую очередь, уровнем проделанной работы. Все известные картины, которые до того можно было увидеть только в репродукции или на музейной стене, оживают, чего, казалось бы, никогда не должно было произойти, и передать ощущение, которое при этом испытываешь, очень сложно. За это можно простить даже очень простой сюжет. Хочется, чтобы этот опыт не стал единственным, и впоследствии для подобного проекта было выбрано творчество как современников Ван Гога, так и других великих художников, работавших до и после него. Этого достоин каждый из них.