Кадр из фильма «Леон»

Кино и музыка: Эрик Серра

12 ноября 2017

Синемафия продолжает цикл про композиторов, работавших и продолжающих работать в киноиндустрии.

Одна из самых пронзительных сцен современного кино потеряла бы как минимум 90% своей экспрессивности, случись она без музыкального оформления композитора, известного как Эрик Серра.

Родился наш франкоговорящий герой недалеко от Парижа в сентябре 1959 года. Кроме этого факта, широкой общественности известно немного о биографии композитора. В возрасте семи лет умирает мать Эрика и он остаётся с отцом, известным композитором тех времён. В 11 лет он начинает учиться играть на гитаре и достигает в этом гораздо больших успехов, чем Фиби Буффэ,

Учился играть на гитаре Серра, наверное, не как Фиби.

а в 15 лет уже профессионально аккомпанирует музыкантам, например Мори Канте, выходцу из Гвинеи, который приехал в Париж записать альбом. Есть предположение, что именно благодаря влиянию Канте в творчестве Эрика появились столь любимые нами экзотические нотки, которые прекрасно оттеняют как инопланетных, так и земных киноперсонажей.

В начале 80-х Серра знакомится с Люком Бессоном и пишет музыку для его короткометражки L'Avant dernier. Троица Бессон-Серра-Арбогаст в дальнейшем усиленно наводила шорох в кинопрокате, слаженно воздействуя на зрителя как визуально, так и аудиально, производя тем самым небывалый эффект. Кроме музыки Серра также написал несколько песен, но они не были так популярны, как остальное его творчество.

В конце восьмидесятых за саундтрек к фильму «Голубая бездна» Эрик получил премию «Сезар». Также он был номинирован за «Метро», «Никиту», «Леона», «Пятый Элемент» и «Жанну д'Арк», но эти его работы остались без наград.

Хотя в целом музыка Серра весьма узнаваема, например:

Иногда в процессе творчества он сходил с нахоженных троп и создавал что-то в духе средневековья и Джона Уильямса. Вот отрывок из саундтрека к упомянутой выше «Жанне Д’Арк», очередного тандема с Бессоном:

По словам Серра, саундтрек именно к этому фильму было сложнее всего сочинять, так как он никогда не был силён в симфонической музыке. Но ради друга Люка можно было пойти и не на такое.

Тем не менее были случаи, когда фильм Бессона выходил с музыкой другого композитора. Например в 2005 году для «Ангел А» саундтрек создавала норвежка Аня Жарбарек, а в 2013 году над экранизацией «Малавиты» Тонино Бенанквисты работали наши соотечественники, братья Евгений и Александр Гальперины.

Также Серра писал музыку к фильмам по бессоновским сценариям, например к «Васаби».

В 1995 году наш герой участвует в создании очередного фильма про Джеймса Бонда. Саундтрек к «Золотому глазу» получил смешанный прием: критики не сходились во мнениях, в то время как фанаты франшизы восприняли главную музыкальную тему в штыки за нарушение традиций и отход от канона.

Дошло даже до того, что продюсерам пришлось для эпизода с танком нанимать другого композитора, Джона Олтмена.

А вот эта сцена с оригинальной музыкой:

Сложно определить, какой из вариантов лучше.

Также в 1995 году вышел первый рок-альбом Эрика под названием RXRA. До этого момента его музыкальный опыт вне киноиндустрии состоял в игре на бас-гитаре для французского поп-певца Жака Игелина с 1980 по 1989 год.

Последними творениями Серра согласно Библии Киномана (то есть imdb.com) являются саундтрек к фильму «Люси» про Скарлетт Йоханссон в роли usb-флэшки, а также музыка для Cirque Du Soleil. Это несколько грустно, потому что эгоистично хочется хороших фильмов, у которых саундтрек со всеми атрибутами и знаком качества от Эрика Серра.

Поэтому остаётся пересматривать «Никиту», «Голубую бездну», «Леона» и «Пятый элемент» и ностальгировать по славным временам.