Кадр из фильма «Большой» Валерия Тодоровского.

«Взгляд из России»: Неделя российского кино в Париже

21 ноября 2017

В Париже прошла пятнадцатая неделя российского кино. Синемафия рассказывает что представили на фестивале и какие остались впечатления от фильмов.

Уже пятнадцать лет в большом зале парижского кинотеатра «Арлекин» (в прошлом — «Космос») собираются почитатели России, русской культуры и непосредственно российского кино. Фестиваль «Взгляд из России» традиционно привлекает массу зрителей, причем как французов, так и русских в Париже, которые жаждут на большом экране посмотреть, что снимают на далекой родине.

Таким образом, на неделе российского кино как правило присутствует большое количество пожилых французов, старых интеллектуалов с коммунистическими взглядами и любовью к фильмам Тарковского и Михалкова, а также молодых русских, иммигрантов поневоле, студентов и артистов, которые по той или иной причине приехали в Париж и остались в нем. Все это создает фестивальную атмосферу, где фильмы и их создатели всегда приветствуются аплодисментами и лишь редкие специалисты в кулуарах делятся своими впечатлениями.

Несмотря на то, что парижский зритель искушен большим количеством фильмов со всех уголков планеты, российское кино редко доходит до широкого проката. Этот год не исключение — из тринадцати фильмов представленных на фестивале только два выходят на большой экран за его пределами: «Рай» Кончаловского и «Нелюбовь» Звягинцева. К слову, «Нелюбовь» в прокате уже прошла, но не включить этот фильм в неделю кино из России организаторы по справедливости не смогли.

Программа недели российского кино традиционно представляет из себя смесь признанных мастеров — Алексей Учитель, Павел Чухрай, Валерий Тодоровский, Андрей Кончаловский, Андрей Звягинцев; и молодых режиссеров — Клим Шипенко, Кирилл Плетнев, Иван Шахназаров. Также, как правило, находится место и для молодых, но уже значительно более именитых режиссеров — как Борис Хлебников и Владимир Котт.

Выпуск 2017 года исключением не стал, и фестиваль был открыт нашумевшей еще до выхода «Матильдой» Алексея Учителя, а закрыт «Роком» Ивана Шахназарова. Открытие недели российского кино как правило проходит с немалым ажиотажем, а так как фильм открытия в России до сих сопровождается бесконечными скандалами, неудивительно, что зал был полон настолько, что люди фактически сидели друг у друга на коленях.

Ренат Давлетьяров, один из организаторов фестиваля, выразил благодарность Наталье Поклонской за рекламу, Кира Саксаганская, продюсер «Матильды», сказала, что такой рекламы не пожелала бы и врагу, а молодая актриса Сара Штерн, сыгравшая итальянку Пьерину Леньяни, просто пожелала всем хорошего просмотра, и так фестиваль российского кино был открыт.

«Матильда» — режиссёр Алексей Учитель

«Матильда» — один из редких случаев, когда про кино скорее всего было написано намного больше до его выхода в свет, чем после. И это неудивительно. Сказка о любви будущего последнего императора всея Руси и русской балерины польского происхождения просто не получилась. Фильм постоянно пытается навязать идею любви, без которой ни Ники ни Матильда не могут существовать, но самой любви на экране нет — есть только слова о ней. В мелодраму также неловко вплетены детективные сюжетные линии, неразвитые второстепенные герои и царские кандалы, в которые закован будущий Николай II.

В результате зритель остается с теми же знаниями, с которыми он пришел на сеанс: брак по любви — это не про императоров (хотя история намекает нам на то, что свою жену Николай очень любил). Авторы также пытаются намекнуть на то, что несчастная любовь косвенно привела к страданиям державы, но все это очень условно и поверхностно. Остается только снять фильм о том как создавалась «Матильда», ибо создается впечатление, что в этой истории драмы куда больше, чем в сюжете нашумевшей картины Алексея Учителя.

«Карп отмороженный» — режиссёр Владимир Котт

Сюжет нового фильма Владимира Котта очень прост — Елена Михайловна, бывшая сельская учительница, узнает, что может в любой момент умереть и решает подготовиться к собственным похоронам. Весь фильм является по сути бенефисом Марины Нееловой, которая в роли застенчивой, милой и упрямой Елены Михайловны блистательно бегает по разным инстанциям, получает свидетельство о собственной смерти, справку в ЗАГСе, покупает гроб и уговаривает лучшую подругу — неожиданно деревенскую и по-деревенски косноязычную Алису Фрейндлих — помочь ей умереть в срок.

Этот неожиданный фильм о старческой безысходности в провинции напоминает наполовину обесточенную лампочку, в которую иногда пускают такой напор тока, что ее свет способен ослепить, а иногда она еле дребезжит полуночным мерцанием. К сожалению, сама история, так же как и второстепенные персонажи, лишена развития, но отдельно взятые сцены уморительно смешны. Увы, режиссер постоянно ищет оправдание драматическим поворотам, но так до конца их и не находит. В конце свет тухнет, а мы все еще смеемся над совсем другим. Впрочем, может, так и надо.

«Холодное Танго» — режиссёр Павел Чухрай

Павлу Чухраю не чужд жанр исторической драмы, и «Холодное Танго» — очередной экскурс в прошлое. После оккупации Литвы нацистскими войсками молодой еврейский мальчик Макс теряет свою мать и сестру. Вернувшись в свой дом, он видит, что дом отдали литовцам, которые сотрудничают с немцами. В семье есть дочь — Лайма — девочка, в которую он влюблен. Параллельно действие происходит в 1950 году, когда Макс и Лайма работают в одном ресторане — любимом месте майора Таратуры (импозантный, как, впрочем, и всегда Сергей Гармаш). Макс все еще влюблен в Лайму, но Лайма не может простить ему мальчишескую слабость и мстит бесконечными романами со всеми подряд.

«Холодное Танго» это вроде как история любви на фоне тяжелой истории евреев и нацистской Литве и литовцев в советской Литве, но фильм страдает от собственного надрыва. Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд кричат, бушуют, беснуются и продолжают ненавидеть себя. А все остальное действительно только фон.

«Аритмия» — режиссёр Борис Хлебников

Олег — врач скорой помощи. Катя — врач приемного отделения. Они молоды и несчастны. Жанр «Аритмии» можно сопоставить с первыми титрами моего любимого фильма «Осенний Марафон» — это грустная комедия. Из сцены в сцену мы видим, как Олег сталкивается с сумасшедшими пациентами, их родственниками, глупыми врачами, пробками и всеми возможными проблемами врача скорой помощи. Поэтому он пьет, и пьет он много. По уши влюбленная в него Катя наконец не выдерживает и просит развода. Но уходить ни ему, ни ей пока некуда. Да и никто не хочет уходить — просто надо как-то преодолеть кризис. Трагедия Олега заключается именно в том, что он хороший — он не может отказать ни пациентам, ни друзьям — и Катя это прекрасно понимает. Просто на нее у него уже не хватает сил — он принимает ее как должное. Это и приводит к кризису.

Ключевую роль в фильме играют даже не прекрасные Александр Яценко и Ирина Горбачева, а полное погружение в жизнь современной медицины. Даже самая яркая драматическая прямая проходит именно тут — приходит новый начальник и пытается провести реформы, которые идут против инстинкта врачей. Но это погружение также немного отвлекает нас от проблемы Олега и Кати. И несмотря на то, что оба они врача, их служебные и любовные миры как будто живут отдельно друг от друга. А они должны найти силы жить вместе.

«Салют-7» — режиссёр Клим Шипенко

В 1985 году орбитальная станция Салют-7 неожиданно полностью теряет управление. СССР вынужден выслать корабль Союз Т-13 для того, чтобы пилот Владимир Федоров и бортинженер Виктор Алехин смогли починить станцию. Эта часть — кроме имен космонавтов — является исторической правдой. Все остальное на экране, по признанию самих космонавтов — полная выдумка.

Но это никак не мешает тому, чтобы «Салют-7» стал своеобразным прорывом отечественного кинематографа. Впервые на экране идеально выстроенный, почти геометрически расчерченный сюжет, внутри которого героев сразу бросают в бой, и у каждого персонажа есть о чем подумать и попереживать. Помимо главных героев, у всех персонажей есть четкое понимание того, что они делают в этом фильме, и это, вместе с идеальной картинкой, отличным ритмом и держащей музыкой и яркой режиссурой, приводит к тому, что мы видим перед собой что-то новое — прекрасную российскую драму в космосе.

«Жги!» — режиссёр Кирилл Плетнев

Надсмотрщица в женской колонии Алевтина Романова (Ромашка) всю жизнь мечтала стать певицей. Но ей уже сорок, и она пытается воплотить свои мечты через свою дочку. В ее день рождения Алевтине дарят караоке, и ее сольное выступление записывает новая заключенная колонии — Маша Стар. Видео становится неожиданным хитом интернета, Алевтину приглашают принять участие в популярном песенном шоу «Зажги!» в Москве. Дальше идет то ли драма, то ли комедия о том, как Маша Стар, бывшая певица, учит Алевтину правильно петь оперу и пытается помочь ей вырваться из заключения.

Кто больше узник — Алевтина или Маша — постоянно ставится под вопрос. К сожалению, фильм так и остается не то комедией, не то драмой, оставляя во рту послевкусие и желание сказать, что все люди — уроды.

«Нелюбовь» — режиссёр Андрей Звягинцев

Возможно, лучший фильм Андрея Звягинцева — на днях фильм получил призы Европейской киноакадемии за лучшую музыку и операторскую работу — рассказывает историю пары, которая пытается развестись, продать квартиру и начать новую жизнь. Единственное, что их объединяет — это не особо любимый сын Алеша, который, собственно, и поженил этих двух несовместимых людей. После очередного скандала родителей Алеша убегает из дома и больше не возвращается. Обеспокоенные родители бросаются на поиски сына, но ни полиция, ни поисково-спасательный отряд несмотря на все усилия не могут им помочь.

Звягинцев создает невероятно сильное полотно о людях, для которых любовь это функция — любить по-настоящему они не способны. Борис и Женя разводятся, уходят к вроде как любимым людям, но некоторое время спустя мы видим, что их отношение к любви не изменилось — их новые браки так же лишены любви, как и предыдущий.

«Большой» — режиссёр Валерий Тодоровский

Юля Ольшанская — бедная провинциальная девочка, которая чудом поступает в академию при Большом театре. Карина Курникова — девочка из богатой московской семьи, которая всю жизнь мечтала стать примой. В десять лет они знакомятся, и между ними завязывается дружба на всю жизнь. Тем не менее, когда дело идет к выпускному спектаклю и становится очевидным, что Юля и Карина главные соперницы, их дружба обретает несколько иную окраску. Рассказывая историю этих девочек в возрасте 10, 18 и (предположительно) 20 лет, Тодоровский пытается показать две противоположные судьбы, сведенные любовью к балету. И отчасти у него это получается. Путь Юли от танцующей шахтинской воровки к трудной, но талантливой ученице академии ярок и интересен ровно так же, как и противопоставление дочке-принцессе Карине. Особенно примечательно то, что в детстве Карина даже не признает в Юле конкурентку. Но жизнь меняется, девочки взрослеют, конкуренция растет, и только одна может стать примой. В случае с «Большим» в историю вмешиваются две матери — бедствующая, ненавидящая мать Юли и богатая, переживающая за дочь мать Карины. В результате Юля жертвует своим будущем, чтобы помочь семье, но Тодоровский намекает на то, что жизнь всегда даст еще один шанс, если продолжать работать.

К сожалению, повествование фильма настолько растянуто, что зритель успевает потерять интерес к персонажам и их проблемам, даже не смотря на то, что эти проблемы никуда не уходят. Тем не менее, прекрасные молодые актрисы под взглядом безупречной Алисы Фрейндлих заставляют волноваться и верить. А что еще надо?

«Рок» — режиссёр Иван Шахназаров

В дебютной картине Ивана Шахназарова три провинциальных музыканта срываются в Москву после неожиданного приглашения от странноватого адвоката с радиостанции «Рок». В пути с ними приключается… да чего только с ними не приключается.

Они убегают от полиции, знакомятся с беглым каторжником, скрываются от наемного убийцы, попадают к религиозным фанатикам, и ничего из этого не вызывает ни малейшего интереса по той простой причине, что их дебютный музыкальный номер — с чего начинается фильм — не дает зрителю надежд на их музыкальное будущее. Да и сами приключения не помогают персонажам раскрыться. Фильм как будто сделан ради прикола, и это не вызывает ни сочувствия, ни интереса.


Неделя подошла к концу, показав парижанам много чего интересного и не очень, и все были безумно рады увидеть такое количество российских фильмов на большом экране. Уже через 10 дней в Онфлере будет еще один фестиваль российского кино, причем с немного другой программой, и с полной уверенностью можно сказать, что интерес Франции к российскому кинематографу не пропал и очень хочется верить, что в следующем году будет еще больше «Аритмий» и «Салютов-7», которые будут радовать глаз не только зрителей в России, но и их парижских единомышленников.