Кинорулетка: Ты просто динамит, детка!

24 ноября 2017

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит какой-то праздник и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

25 ноября 1867 года шведский инженер Альфред Нобель запатентовал динамит — и на ближайшие сотню лет именно при помощи этого изобретения производилась большая часть взрывов в горном деле; да и в криминальных делах динамит пришелся как нельзя кстати. Именно слово ДИНАМИТ стало темой нашей рулетки на этой неделе.

Как всегда, правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы в нашей рулетке (за ее огромное число выпусков!) по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Шарлотта Грей» (Charlotte Gray, 2001)

Режиссёр: Джиллиан Армстронг

В ролях: Кейт Бланшетт, Билли Крудап, Руперт Пенри-Джонс

О чем: Англичанка Шарлотта влюбляется в солдата. Начинается война, его отправляют на фронт, и вскоре он пропадает без вести. Во многом движимая желанием его найти, Шарлотта становится тайным агентом разведки, меняет имя и попадает во Францию.

Динамит: В обязанности солдат французского сопротивления входят взрывы железнодорожных путей. Естественно, без динамита они не обходятся.

Почему: Если бы эта очень красивая мелодрама была снята в эпоху классического Голливуда, она, несомненно, имела бы огромный успех, но в начале нулевых ушла в тень. И очень жаль, потому что совсем несложный сюжет искупается пейзажами Прованса, хорошими актерами и отсутствием приторности. Дамский роман? Да, может быть. Но редко когда он оказывается настолько хорошим.

«Простые люди» (Simple Men, 1992)

Режиссёр: Хэл Хартли

В ролях: Роберт Джон Берк, Билл Сейдж, Карен Сайлас, Элина Ловенсон, Мартин Донован

О чем: Билла МакКейба во время и так не самого удачного ограбления бросила девушка. Будто одного этого мало, выясняется, что его отец сбежал из тюрьмы, а чересчур активный брат Дэннис настаивает на том, что они вместе должны его найти. Да и девушке отомстить хочется.

Динамит: Уильям МакКейб, отец Билла и Дэнниса, умудрявшийся много лет скрываться от правосудия, обвиняется в том, что пытался взорвать Пентагон. Правда, сам он утверждает, что к взрыву не причастен, и скрывается только потому, что это у него хорошо выходит. Но кто его знает, анархиста.

Почему: Третий и лучший из ранних фильм Хэла Хартли — явный оммаж Роберту Олтману, и он даже не пытается это скрывать (это очевидно, начиная с фамилии главных персонажей). Но что здесь интересно, уловив главную тенденцию творчества режиссера в 1970-х, Хартли и свой фильм делает не просто олтманеском, а, если можно так выразиться, анти-олтманеском. Здесь привычные рефлексии, заменяющие активное действие, подаются уже не на полном серьезе, а чуть утрированно, и рефлексируют все, от героев до эпизодического шерифа. Более того, они накладываются на эстетику французской Новой Волны, а в диалогах и отдельных сценах (да и в самом названии фильма) постоянно проскакивают отсылки к классической рок-музыке 1970-х. В такой неожиданный микс включена характерная для творчества Хартли тема конфликта с отцом. Как всегда, это очень красиво и здорово сыграно. А еще здесь почти все постоянные актеры Хартли, эпизодические персонажи, которые будут фигурировать в его следующих фильмах, и одна из самых оригинальных отсылок к Годару. Под Sonic Youth.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Свидание вслепую» (Blind Date, 1987)

Режиссёр: Блейк Эдвардс

В ролях: Ким Бейсингер, Брюс Уиллис, Джон Ларрокетт, Уильям Дэниелс, Джордж Коу, Фил Хартмен

О чём: Уделяющий работе и карьере подавляющее количество имеющегося времени Уолтер (Брюс Уиллис) сталкивается с тем, что его личная жизнь и внешность начинают приходить в упадок. Поэтому, когда его босс предлагает принять участие в деловой встрече с ключевым партнёром фирмы из Японии, поставив условие, что Уолтер должен появиться на приёме со спутницей, для него это становится серьёзной проблемой. Брат Уолтера (Фил Хартмен) посоветовал пригласить кузину жены, Надю (Ким Бейсингер), категорически предупредив, что ей нельзя употреблять алкоголь. Разумеется, Уолтер послушал совета.

Динамит: стоит Наде выпить хоть немного алкоголя, он действует на неё как детонатор, и она становится просто взрывоопасной не только для своего спутника, но и всех окружающих.

Почему: Блейку Эвардсу удалось сделать лёгкую, смешную, немного глуповатую и наивную комедию с очаровательной Ким Бейсингер и Брюсом Уиллисом, за год того, как он надолго войдёт в мировой кинематограф в амплуа «крепкого орешка».

«Долгий поцелуй на ночь» (The Long Kiss Goodnight, 1996)

Режиссёр: Ренни Харлин

В ролях: Джина Дэвис, Сэмюэл Л. Джексон, Ивонн Зима, Крэйг Бирко, Брайан Кокс, Том Амандес, Патрик Мэлахайд, Дэвид Морс

О чём: 8 лет назад обычная учительница Саманта Кейн (Джина Дэвис) счастливо живёт тихой обычной жизнью с мужем и дочкой. После странного и случайного возвращения моторной памяти тела, проявившего мастерские навыки владения холодным оружием, она обращается к детективу Митчу Хеннеси (Сэмюэл Л. Джексон), чтобы тот помог выяснить, кем Саманта была в прошлом и откуда у неё такие боевые навыки. Оказалось, что в прошлом миролюбивая семьянинка была профессиональным киллером, работавшим на ЦРУ. Начав с расследования жизни простой учительницы, они раскапывают такое прошлое, которое способно погубить всех родных и близких ей людей.

Динамит: на примере главной героини, можно увидеть, что самокопания и разгребание прошлого может превратить мирную женщину в такую опасную и роковую, которая способна победить своих врагов и заставить их страдать сильнее, чем связка динамитных шашек.

Почему: несмотря на такое нетипичное для боевика название, «Долгий поцелуй на ночь» оставляет чувство ностальгии по брутальным боевикам 90-ых годов с настоящим «взрывным» экшеном.

«„V“ значит Вендетта» (V for Vendetta, 2006)

Режиссёр: Джеймс МакТиг

В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Хёрт, Тим Пиготт-Смит, Руперт Грейвз, Роджер Аллам

О чём: в антиутопичной Англии будущего, пострадавшей от смертоносной эпидемии неизвестного вируса, опираясь на тотальную цензуру, силы правоохранительных органов, тайной полиции, доносчиков и пропагандистского телевидения, властный и фанатичный канцлер (Джон Хёрт) с непомерной манией величия, устанавливает диктаторский режим, борется с неугодными, инакомыслящими и вводит в Лондоне комендантский час, объясняя обычным людям, что все предпринимаемые меры вводятся исключительно для безопасности мирных граждан и борьбы с хаосом, одолевшим страну. Это не может продолжаться долго и приводит к тому, что в Лондоне появляется террорист-анархист (Хьюго Уивинг), который с помощью молодой спутницы (Натали Портман) и методов партизанской войны вступает в противостояние с канцлером и его окружением, погрязшем в коррупции, чтобы вернуть англичанам свободу и достоинство.

Динамит: если в «Свидании в слепую» и в «Долгом поцелуе на ночь» динамит скорее был метафорой, отражающей темперамент героинь, то главный герой «„V“ значит Вендетта» использует взрывчатку по прямому назначению, чтобы захватить телецентр или символично поднять на воздух пару лондонских зданий, являющимися достопримечательностями и символами старого неблагополучного мира.

Почему: пусть на первый взгляд «„V“ значит Вендетта» и кажется конъюнктурной спекуляцией на злобу дня, но будучи экранизацией графического романа скорее представляет собой символическое произведение актуальное вне времени, с многослойным подтекстом, шекспировским цитатам и красноречивыми монологами. Во многом в этом и есть его глубинный интерес. Как говорит главный герой: «Здание — это символ, так же как его уничтожение. Это люди дают символам силу, без них символ — ничто».


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Синяя птица» (The Blue Bird, 1976)

Режиссёр: Джордж Кьюкор

В ролях: Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Георгий Вицин, Маргарита Терехова

О чём: однажды под Рождество к брату и сестре Тильтиль и Митиль приходит фея. Волшебная гостья просит детей спасти тяжело больную девочку, но для этого необходимо найти волшебную Синюю Птицу. Благодаря фее, дети смогут оживить окружающие их простые предметы, которые помогут им в мире сказки и фантазии.

Динамит: при чём же здесь динамит, спросите вы? В позапрошлом веке Альфред Нобель изобрёл динамит, разбогател, а в начале двадцатого века решил учредить Нобелевскую премию. И как раз автор пьесы «Синяя птица», Морис Метерлинк, получил Нобелевскую премию по литературе в 1911 году, таким образом прикоснувшись к «динамитным деньгам».

Почему: помимо того, что пьеса Метерлинка сама по себе стала одним из главных произведений ХХ века, данная экранизация это уникальное явление. Холодная война, 1976 год, но вдруг появляется сказочный фильм советско-американского производства.

Если учесть этот факт, к пьесе Метерлинка можно добавить смыслов. Но и без этого фильм волшебный, полный символов и аллегорий, способный зажечь детское воображение.

А какая палитра имён — Тейлор, Гарднер, Фонда и другие гости из Голливуда приехали в СССР. Увы, современным детям «Синяя птица» вряд ли придётся по вкусу, но вот взрослым просмотр доставит удовольствие, а некоторым он таки просто обязателен.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Белое солнце пустыни» (1970)

Режиссёр: Владимир Мотыль

В ролях: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Раиса Куркина, Николай Годовиков

О чём: добирающийся домой красноармеец Сухов вынужден сделать очередной крюк — и сопроводить освобожденный гарем бандита Черного Абдуллы.

Динамит: наше сегодняшняя тема рубрики играет значительную роль в сюжете фильма; ящик динамита приходится как нельзя кстати.

Почему: в нашей рубрике регулярно появляются фильмы, о которых не знаешь, что рассказать. С одной стороны, все их видели; с другой — если уж начинать рассказывать, то не ограничиваться же двумя абзацами. «Белое солнце пустыни» — классика советского кино, один из самых цитируемых фильмов в нашей истории, крылатые фразы из которого уже настолько вошли в повседеневный язык, что не воспринимаются как цитаты; космонавты смотрят именно «Белое солнце пустыни» перед полеатми; Верещагин стал символом российской таможни и получил памятников больше, чем любой другой киногерой.

«Операция «Валькирия» (Valkyrie, 2008)

Режиссёр: Брайан Сингер

В ролях: Том Круз, Билл Найи, Том Уилкинсон, Кэрис ван Хаутен, Томас Кречман, Кеннет Брана, Теренс Стэмп

О чём: о заговоре хороших немцев против плохих — иначе говоря, о (спойлер!) неудачной попытке германских военных во главе с Клаусом фон Штауффенбергом убить Гитлера летом 1944 года.

Динамит: в самом начале фильма звучит отличная фраза, которую произносит один из героев. «Можно решить любую проблему на Земле, аккуратно применив пластиковую взрывчатку.» С динамитом — и взрывчаткой в более широком смысле — можно лишить все проблемы, и даже, по мнению героев, прекратить Вторую мировую войну.

Почему: ужасно красиво снятая картина — Сингер купается в эстетике Третьего рейха, выхолаживая ее до совершенно ледяной картинки. И создает одну за другой сцены невероятной красоты, когда каждый кадр хочется вырезать и в рамочке на стену повесить — настолько красиво он построен.

Как с успехом доказали «Подвиг разведчика», «Щит и меч» и «17 мгновений весны», бороться с Гитлером можно и в немецкой форме; от восприятия Штирлица-агента как своего всего лишь маленький шажок до того, чтобы и Штауффенберга сотоварищи рассматривать как своего, несмотря на то, что это, собственно, вермахт. Мало того, что все лица знакомые — так еще и дело собираются сделать вполне понятное и нужное. Сингеру удается совершенно невозможное: даже зная историю, ты сидишь, сжав руки, и отчаянно надеешься, что всё получится, что в этот раз всё будет иначе.

Что условные «наши» победят.

«Балбесы» (The Goonies, 1985)

Режиссёр: Ричард Доннер

В ролях: Шон Эстин, Джош Бролин, Джефф Коэн, Кори Фельдман, Керри Грин, Марта Плимптон, Джонатан Ке Кван

О чём: желая спасти свои дома от сноса, пятеро приятелей отправляются на поиски сокровищ пирата Одноглазого Вилли.

Динамит: «Это не свечка, это динамит!» — и такими открытиями полон фильм.

Почему: снятый Ричардом Доннером по сценарию Криса Коламбуса фильм был основан на придуманной Стивеном Спилбергом истории; и стал этот фильм едва ли не самым известным культурным референсом для детского кино 80-х. «Очень странные дела» едва ли не целиком выросли из «Балбесов»: да, отсылок и к другим фильмам хватает, но тон сериала, сеттинг, наконец, подача истории — это все фильм Доннера.

Если вам недостаточно культурологического интереса для просмотра фильма — то там достаточно и других прелестей. отличная авантюрная история, забавные шутки, ну и, конечно, молоденький Джош Бролин.