Кино и музыка: Дэниел Харт

26 ноября 2017

Синемафия продолжает цикл рассказов о работающих в кино композиторах. Сегодня — работающий в независимом кино Дэниел Харт.

Несмотря на то, что американское независимое кино сейчас находится в куда лучшем положении, чем лет пять назад, и даже смогло два года подряд получить главный «Оскар», большой популярностью у массового зрителя оно не может похвастаться. По этой причине композиторы, преимущественно работающие в независимых проектах, не особо известны вне англоязычного пространства. Чтобы нарушить эту традицию, хотелось бы завершить свой вклад в цикл рассказом о том из них, кто лично мне представляется наиболее интересным. Кроме того, в прошлом году он даже смог засветиться в фильме производства Disney.

В августе 1976 года в небольшом городе Эмпория штата Канзас в семье церковных музыкантов родился Дэниел Фредерик Харт. С трех лет он начал играть на скрипке, которая по сей день остается его основным инструментом. По-настоящему заинтересоваться музыкой ему удалось в подростковом возрасте, когда он впервые принял участие в выступлениях школьного оркестра. Поступив в колледж и позже в университет, он продолжал выступать в ансамблях, и постепенно окончательно увлекся написанием музыки и живыми выступлениями, при этом, по его собственным словам, не задумывался о том, чтобы когда-либо писать музыку для кино. На протяжении последующих десяти лет он гастролировал как сессионный музыкант с несколькими группами, самой заметной из которых является St.Vincent. Также он на постоянной основе входил в состав группы The Polyphonic Spree, куда также входил Тоби Хальбрукс, благодаря которому в жизни музыканта началась новая глава.

Хальбрукс познакомил его со своим лучшим другом Дэвидом Лоури, на тот момент собиравшимся снимать свой режиссерский дебют. Написав две композиции для фильма «Святой Ник», Харт настолько проникся стилистикой режиссера, что не только стал серьезно заниматься киномузыкой, о чем ранее не предполагал. Он создал музыкальное оформление для всех последующих работ Лоури, хотя, опять же, никогда не думал, что будет длительное время сотрудничать только с одним человеком. Его музыку можно услышать и в других независимых полнометражных и короткометражных фильмах, но в первую очередь он является частью самого активного на сегодняшний день тандема «режиссер-композитор» в независимом кино.

«Святой Ник» после премьеры большого шума не произвел. Чуть лучше дела обстояли у следующего проекта, короткометражного фильма «Первый», в котором очень четко прослеживается новационная эстетика как режиссера, в первую очередь строящего фильм на монтаже и звуковом дизайне, так и композитора, работа которого является неотъемлемой его частью. Благодаря этому фильму, Лоури получил финансирование на полный метр, но, в отличие от Ди Риис или Дамьена Шазелла, сделал его совершенно самостоятельным, содержащим только пару визуальных отсылок к короткометражке. Оформление «В бегах» стало первой крупной работой для Харта, от которого теперь требовалось не две композиции, и не этюд на пятнадцать минут, а полноценный скор для почти полуторачасового фильма. Приняв во внимание, что, при всем оригинальном подходе, фильм все же отталкивается от стилистики 1970-х, он сделал акцент на струнных инструментах, включая банджо и мандолину.

У Лоури было несколько идей насчет того, что можно делать дальше, но направление его следующего фильма удивило многих. Студия Disney, до того нанявшая его и Хальбрукса для написания сценария «Дракона Пита» — одного из ремейков их классических фильмов — после успеха «В бегах» пришла к выводу, что ему же можно отдать и режиссуру. Причем в отличие от многих других примеров, когда успешные независимые режиссеры нанимались крупными студиями для масштабных проектов и не могли раскрыть в них свою индивидуальность, ему было дано на удивление много творческой свободы. Даже было позволено сохранить постоянного композитора, благодаря чему Харт получил возможность написать музыку для студийного фильма. Так как режиссер здесь полностью отходит от своей привычной эстетики, снимая сугубо детское кино (конечно, такое, каким он его себе представляет, куда больше похожее на «Уиллоу», «Бесконечную историю» и даже «Красный шар», чем на современные сказки), композитор пишет принципиально новое музыкальное оформление. Записанное совместно с оркестром в Лос-Анджелесе, оно приобрело симфоническое звучание, и некоторым даже напомнило лучшие работы Джона Уильямса.

Четвертая и последняя на сегодняшний день совместная работа Лоури и Харта «История призрака» — самая сложная и лучшая у них обоих. В снимавшемся в Техасе за микроскопические деньги и в обстановке полной секретности фильме практически полностью отсутствует нарратив, сохранен только базовый сюжетный костяк. В силу того, что диалоги также сведены к минимуму, визуальная и аудиальная часть, включая монтаж, скор и звуковой дизайн, окончательно становится первостепенной. Харт, как и Лоури, получил здесь полную творческую свободу, не ограниченную кинематографическими рамками. Его гипнотическая музыка, преимущественно электронная (еще одно новое направление для композитора), с небольшими симфоническими и фолк-вставками — неотъемлемая часть этой работы, которую сейчас сложно назвать фильмом, в силу отказа от всех привычных схем и концентрации исключительно на внутренних ощущениях зрителя. Скорее это экспириенс. Возможно, кино будущего.

Останавливаться на достигнутом режиссер и композитор явно не собираются — Харт числится автором музыки нового фильма Лоури «Старик и ружье», премьера которого, традиционно, ожидается на «Санденсе» в следующем году. Ходят слухи, что она может состояться и позже, но это не так важно. Главное, что есть еще одна возможность для того, чтобы их наконец заметили не только кинокритики и небольшой круг почитателей.