Синемафия посмотрела: «Снеговик»

27 ноября 2017; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Снеговик».

Экранизация романа Ю Несбё нас, мягко говоря, не впечатлила. Разбираемся, почему даже Майкл Фассбендер не спас киноверсию скандинавского детектива.

Ольга Володина

Фильм Томаса Альфредсона по бестселлеру Ю Нёсбё вышел не совсем тем, что от него ожидали: это не добуквенная экранизация и не так чтобы переосмысление сюжета, а просто винегрет из книжки. От сюжета остались рожки да ножки: есть нестреляющие ружья, никуда не ведущие концы и даже противоречащие друг другу моменты; виноват ли в этом именно сценарий, или уже на монтажном столе постарались — разбираться не хочется. С другой стороны, «винегрет» — это не так чтобы совсем приговор: и в винегрете есть хорошие составляющие.

Допустим, кастинг: ни Майклу Фассбендеру, ни Шарлотте Генсбур, ни Ребекке Фергюсон, ни Джеймсу Д'Арси совершенно не мешает тот факт, что составные части расследования не очень состыкуются друг с другом — они показывают отличную актерскую игру и ухитряются создать вполне логичных персонажей.

Очень красивые съемки: вообще весь сеттинг очень продуманный, и от экрана веет холодом так, будто ты не в омываемой Гольфстримом Норвегии, а в Сибири как минимум. Холод, пустота, огромные белые пространства от одного конца экрана до другого; ощущение ужаса не от того, что где-то бегает маньяк, а просто потому, что пропадешь ты в этой снежной белизне — и концов не найдут.

Если для вас детектив — это набор из харизматичного главного героя, пугающего преступления и атмосферы, то все это в фильме есть. Когда читаешь критику фильма, и по мнению критиков выходит, что это едва ли не худшее, что они видели в этом году — хочется противоречить им не просто из чувства противоречия, а еще и потому, что ей-богу, в фильме достаточно хорошего, чтобы дать ему шанс.

Максим Девяткин

Не каждая серия книг получает экранизацию. В случае Ю Несбё она и вряд ли была нужна. Жила себе серия про Харри Холе столько лет — прожила бы ещё. И почему начали со «Снеговика»? Есть у него и получше сюжеты про Харри Холе.

Первая экранизация — большая ответственность. Фассбендер идеально подходит на роль Холе, но кто теперь пойдёт смотреть продолжение? Кто на него даст деньги? Харизматичный герой-алкаш, скандинавский детектив и жестокие убийства это ещё не всё в мире кино, увы и ах.

Надо сказать, что и книга не ахти под экранизацию. Слишком много деталей и линий, которые не вместить в два часа экранного времени. А если сжать, то, Ольга права совершенно — выйдет винегрет. Конечно, многое изменили в героях, сюжете, и вообще старались люди, но кроме завораживающих снежных полей и вида Фассбендера в роли алкаша (ему безумно идёт этот налёт безумия на лице, почти как в «Макбете») и вспомнить-то нечего. Если следовать за логикой повествования и сюжетной линией, то можно сразу уйти из зала минуте на двадцатой — так нельзя.

Шанс-то дать можно, да. Но не рассчитывайте на хорошее кино. Серия книг про Харри Холе была бы органична в виде сериала, а полнометражный формат пока не по зубам. Но, опять же, «Снеговик» — не лучшая книга Несбё для экранизации.

Наш вердикт: