Оскар: Прогноз-2018, часть 2

14 декабря 2017

23 января будут объявлены номинанты на призы Американской Киноакадемии — они же «Оскары». Попробуем угадать, кто окажется в этом списке из актеров и сценаристов.

Оскаровская гонка этого года, в отличие от прошлого, где сразу наметились три фаворита, периодически догонявшие и обгонявшие друг друга, на редкость разнообразна. До первого важного этапа — объявления номинаций на Золотой Глобус — она уже успела пережить несколько резких поворотов. Единого лидера тоже пока нет, и за эту позицию идет крайне напряженная борьба, в которой участвуют уже не три фильма, а как минимум пять. Хотелось бы в их числе назвать «Дюнкерк», но статистика, к сожалению, пока говорит против него (как и против «Формы воды» и «Зови меня своим именем»). В актерских и сценарных категориях тоже далеко не все понятно, и кандидаты собрались достойные.

Лучшая мужская роль

Эта категория, на первый взгляд, самая легкая — уже в тот момент, когда выяснилось, что Гэри Олдман получил роль Уинстона Черчилля в фильме Джо Райта «Темные времена», стало понятно, что он будет лидером оскаровской гонки. Здесь есть все, что обычно любит Академия — роль реально существовавшего исторического персонажа, физическая трансформация (пусть скорее при помощи грима, но все-таки), наконец, у Олдмана есть безусловный нарратив ветерана, которого уже очень давно пора отметить. На премии BAFTA у него, скорее всего, не будет конкурентов, Гильдия актеров тоже очень любит такой тип ролей и критики, принявшие фильм сдержанно, к актеру не имеют совершенно никаких претензий, но свои «но» здесь тоже уже появились. Во-первых, за всю свою многолетнюю карьеру Олдман только сейчас смог получить номинацию на «Золотой Глобус», и ранее был замечен в критике HFPA, так что так что получить Глобус ему будет непросто. Во-вторых, у него пока нет безусловного лидерства на раздачах региональных критиков, и даже крупные организации критиков Нью-Йорка и Лос-Анджелеса его не поддержали. И даже притом, что этот год не так чтобы очень сильный на мужские роли, конкуренты у него весьма неплохие.

Критики Нью-Йорка и Лос-Анджелеса поддержали молодого Тимоти Шаламе, который, конечно, на победу в силу возраста рассчитывать не может, но в не самый сильный год место в итоговой пятерке ему обеспечено. И в «Зови меня своим именем» он действительно очень неплох. Также в раздачах критиков фигурируют Том Хэнкс (который представляется неплохим вариантом и для Глобуса), Дэниэл Дэй-Льюис (заявивший о том, что завершает актерскую карьеру), Джеймс Франко и Дэниэл Калуя. Последнее место в пятерке, на мой взгляд, разыграют именно последние два претендента, и тут во многом решат «Золотой Глобус», номинации Гильдии актеров и дальнейшее развитие событий на региональных раздачах. На данный момент шансы Калуи кажутся чуть более реальными (да, черный слот). Номинации актерской гильдии в данном раскладе мало что изменили — судя по всему, ее члены действительно не успели посмотреть «Секретное досье».

  • Гэри Олдман — «Темные времена»
  • Том Хэнкс — «Секретное досье»
  • Тимоти Шаламе — «Зови меня своим именем»
  • Дэниэл Дэй-Льюис — «Призрачная нить»
  • Дэниэл Калуя — «Прочь»

Лучшая женская роль

В этой категории лидеров не один, и не два, а целых три. Во-первых, это Сирша Ронан, сыгравшая главную роль в дебютном (или почти дебютном) фильме Греты Гервиг «Леди Берд» (горите, локализаторы, горите), который буквально до вчерашнего дня держал рекорд на Rotten Tomatoes по количеству положительных рецензий. У нее уже есть награды NBR и критиков Нью-Йорка и очень выгодный нарратив молодой красивой актрисы с двумя номинациями. Во-вторых, это Салли Хоукинс, замечательная и очень недооцененная британская актриса, сыгравшая в «Форме воды» роль немой, что для Академии также очень выигрышно, и уже отмеченная критиками Лос-Анджелеса. В третьих, это Френсис МакДорманд с сильной драматической ролью (а учитывая тенденции этого сезона, еще и актуальной), и у нее также уже есть несколько наград. Есть они и у Марго Робби, сыгравшей фигуристку Тоню Хардинг, и у нее схожий с Ронан нарратив, но сейчас сложно понять, понравится ли академикам едкая сатира.

Наконец, есть Мэрил Стрип. Мэрил Стрип есть всегда, и счет ее номинациям уже давно потерян, а в этом году ей еще и повезло попасть в крайне актуальный проект. Так что четвертый «Оскар» у нее вряд ли будет, но номинация — безусловно.

  • Сирша Ронан — «Леди Берд»
  • Салли Хоукинс — «Форма воды»
  • Френсис МакДорманд — «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • Мэрил Стрип — «Секретное досье»
  • Марго Робби — «Ледяная стерва»

Лучшая мужская роль второго плана

Если посмотреть на раздачи наград критиков, то лидер здесь очевиден — Уиллем Дефо, еще один ветеран без «Оскара», собирает все, что плохо лежит за роль в «Проекте Флорида», и если он наконец поднимется за золотой статуэткой, за него будет крайне радостно. По степени недооцененности сразу за ним идет Сэм Рокуэлл, но, так как фильм МакДоны уже успели обвинить в расизме, рассчитывать он может только на номинацию. Но пока продолжают награждать Дефо, со всеми так. Также среди претендентов на пятерку выделяются Ричард Дженкинс, Майкл Шеннон и — внезапно — Арми Хаммер, хотя после премьеры «Зови меня своим именем» на «Сандэнсе» все сходились на том, что больше всего шансов на победу у Майкла Стулбарга. У него все еще есть шансы на номинацию, но, учитывая крайне малый хронометраж роли, они незначительны. В дополнение ко всему, он, как и Хаммер, не получили номинаций от актерской гильдии. После номинации на «Золотой Глобус» Кристофера Пламмера хотелось бы включить в прогноз и его, тем более, что в трейлере он действительно очень хорош, но я пока я сомневаюсь в том, что фильм Ридли Скотта по-настоящему закрепится в сезоне.

  • Уиллем Дефо — «Проект Флорида»
  • Сэм Рокуэлл — «Три Биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • Вуди Харрельсон — «Три Биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • Ричард Дженкинс — «Форма воды»
  • Майкл Шеннон — «Форма воды»

Лучшая женская роль второго плана

В этом сезоне за награду соревнуются две актрисы, играющие матерей главных героинь. С одной стороны — Эллисон Дженни, очень известная на телевидении (и в силу этого она имеет небольшое преимущество), но при этом играющая гротескный отрицательный образ. С другой — еще одна известная телевизионная актриса Лори Меткаф, чей персонаж более приближен к реальности, но тут может возникнуть немного другая проблема, ведь в другой категории очень неплохо выступает Сирша Ронан. То, что Академия решится наградить двух актрис из одного фильма, пока сомнительно, хотя, при популярности «Леди Берд», вполне возможно. Если сочтут, что Ронан все еще рано, Меткалф будет очень удобным вариантом для того, чтобы отметить фильм. Кроме Дженни и Меткалф, в пятерку могут попасть Октавия Спенсер (за роль, как обычно, Октавии Спенсер), Холли Хантер и Мэри Дж. Блайдж. Последней может помешать то же, что и Идрису Эльбе несколько лет назад — Академия все еще не воспринимает Netflix как кинопрокатчика — но прошлогодний успех Amazon Studios позволяет рассчитывать на подвижки.

  • Лори Меткаф — «Леди Берд»
  • Эллисон Дженни — «Я, Тоня»
  • Холли Хантер — «Любовь-болезнь»
  • Октавия Спенсер — «Форма воды»
  • Мэри Дж. Блайдж — «Ферма «Мадбаунд»

Лучший оригинальный сценарий

Самым очевидным способом отметить нашумевший иронический хоррор «Прочь» (пожалеем Джордана Пила и не будем считать его комедией) представляется награждение его в этой категории, и большинство критиков на данный момент со мной согласны. С другой стороны, есть и другие, не менее сильные претенденты — Грета Гервиг (если не Ронан, не Меткаф, и не режиссура, то сценарий точно должен быть), Пол Томас Андерсон, Мартин МакДона (если сильно повезет, и Академии понравится его специфичный юмор). И где-то рядом Гильермо дель Торо, которому обязательно нужно быть отмеченным за сценарий, чтобы его фильм претендовал на что-то большее. Но, опять же, конкуренция. Сценарий «Секретного досье» легко может перевесить в силу актуальности.

  • «Прочь»
  • «Леди Берд»
  • «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • «Призрачная нить»
  • «Секретное досье»

Лучший адаптированный сценарий

Здесь, как казалось изначально, был Джеймс Айвори и остальные. Вот только Джеймс Айвори, хорошо известный ветеран, действительно проделавший очень большую и тонкую работу по адаптации не самого легкого произведения, пока выступает не так чтобы очень уверенно. И среди номинантов на «Золотой Глобус» его тоже нет. Пока хочется верить в лучшее, и утешать себя тем, что в конкуренция в оригинальном сценарии куда больше, чем в адаптированных (и награжденные критиками сценарии именно что оригинальные), а когда дело дойдет до деления на категории, то все встанет на свои места. На данный момент, даже в адаптированных сценариях куда чаще отмечают «Горе-творца», но данный проект весьма специфичен, и тут дай бог номинация. С другой стороны, более очевидных претендентов, чем Айвори, все еще нет, и так как год на адаптации выдался весьма слабый, кто знает, может и Тодду Хейнсу повезет. Тем более, что «Мир, полный чудес» — экранизация романа Брайана Селзника, в которой действие частично снято в стилистике немого кино. И Аарон Соркин, из очевидного.

  • «Зови меня своим именем»
  • «Горе-творец»
  • «Большая игра»
  • «Чудеса»
  • «Последний взмах флага»