Кино и музыка: Майкл Джаккино

17 декабря 2017

Синемафия продолжает рассказывать о самых значительных создателях киномузыки.

Наш сегодняшний герой является автором саундтреков к одним из самых популярных сериалов, а также ряду фильмов и полнометражных мультфильмов, получивших огромное признание по всему миру. Речь пойдёт о Майкле Джаккино — американском композиторе итальянского происхождения. Родился Майкл в городке Риверсайд штата Нью-Джерси, США.

Несмотря на блестящую карьеру композитора, свой кинематографический путь он начал не с написания музыки, а с того, что в 10 лет попросил родителей купить ему кинокамеру, снимающую на восьмимиллиметровую плёнку. И, как многие его сверстники, стал снимать любительские фильмы на своём заднем дворе и в окрестностях родительского дома в Нью-Джерси. Надо отдать должное родителям юного таланта — они не только согласились, но и всячески поддерживали творческие начинания сына, никогда даже не намекая, что его увлечение — это пустая трата времени. Никогда.

Чуть позже, всё же сместив фокус внимания с операторского мастерства на музыкальное, он поступил Джульярдскую школу в Нью-Йорке — одно из крупнейших заведений США в области визуальных искусств и музыки, а затем продолжил обучение в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

После окончания учёбы он поступил на работу в одно из подразделений компании Disney — Disney Interactive Division, где начал заниматься созданием музыки для видеоигр. Затем он перешёл в DreamWorks Interactive Division, где написал саундтрек для игры «The Lost World: Jurassic Park», созданной по сюжету одноимённого фильма Стивена Спилберга, выпущенного в 1997 году компанией DreamWorks. Эта игра стала первой, для записи музыки в которой был использован симфонический оркестр. Впоследствии Майкл продолжит сотрудничество с игровым подразделением DreamWorks, а также с другими разработчиками компьютерных игр.

За работы в игровой индустрии он получил ряд наград. В частности наградами были отмечены саундтреки к серии компьютерных игр «Medal of Honor»: «Underground», «Allied Assault», «Frontline», а также к другим играм на тему Второй мировой войны: «Call of Duty», «Call of Duty: Finest Hour».

Успехи Майкла Джаккино на ниве видеоигр вызвали большой интерес к нему со стороны режиссёра и продюсера Дж. Дж. Абрамса, с которым композитора надолго свяжут партнёрские и дружеские отношения. Так перед Майклом открылись двери в кинематограф.

Однако справедливости ради стоит отметить, что первой крупной и серьёзной работой с Дж. Дж. Абрамсом для Джаккино стал не кинематографический проект, а телевизионный — сериал канала ABC и кинокомпании Bad Robot -«Шпионка» (Alias, 2001−2006), главную роль в котором сыграла Дженифер Гарнер.

Захватывающие интриги и роковые приключения, в которые попадает главная героиня, вынужденная жить тройной жизнью шпионки, агента ЦРУ и обычной студентки, принесли сериалу огромный успех.

А для Майкла Джаккино проект стал настоящим вызовом, поскольку в ходе работы над ним он осознал, что музыка — это не просто обёртка, а оформление сериала — это всё-таки не обои. Так же как и сценарий, и игра актёров, и хитросплетения сюжета, музыка — это полноценная часть цельного содержания, которая помогает рассказывать историю. И нужно обладать огромным талантом, чтобы делать такую музыку для сериала, выходившего еженедельно в течение 5 лет, которая постоянно будет поддерживать его историю, двигая её вперёд.

Следующим знаковым проектом для композитора стал ещё один сериал канала ABC и киностудии Дж. Дж. Абрамса Bad Robot — «Остаться в живых» (Lost, 2004−2010).

Несмотря на то, что пилотный эпизод «Остаться в живых» был жёстко раскритикован за исключительную дороговизну — он стал самым дорогим за всю историю телевизионных сериалов, — история пассажиров рейса 815 компании Oceanic Airlines, потерпевших катастрофу и оказавшихся на полном загадок и тайн тропическом острове в Океании, стал одним из самых больших коммерческих успехов в телевизионном сезоне 2004 года.

Сериал «Остаться в живых» был признан культурным феноменом, а его высшими достижениями стали премии «Эмми» 2005 года в номинациях «Лучшая драма», «Лучший режиссёр пилотной серии», которые получил Абрамс, и «Лучшая музыка», заслуженно доставшаяся Джаккино.

Стоит отметить, что в этом проекте Майкл получил огромный простор для фантазии и задался целью использовать симфонический оркестр нетипичным образом. Чтобы подчеркнуть необычность обстоятельств, в которые попали герои сериала, он использовал различные ударные инструменты, а также атональные звуки и диссонансы для увеличения напряжения. Во многом именно этим продиктован широчайший инструментальный диапазон, который то ласкает зрителя кристальными штрихами, извлекаемыми, например, из арфы или фортепиано, то припечатывает зрителей мощной стеной звука всего оркестра, бескомпромиссно погружая в водоворот роковых приключений.

Вслед за телевизионными успехами не заставили себя ждать и успехи кинематографические. Работа над музыкой в следующем совместном проекте Абрамса и Джаккино «Супер 8» (Super 8, 2011) принесла композитору премию «Сатурн» за лучшую музыку к фильму.

Фильм представляет собой историю взросления подростков, изучающих жизнь через видоискатель камеры Super 8 и ставших свидетелями железнодорожной катастрофы, в результате которой в их городке появилось инопланетное существо. Картина была спродюсирована Стивеном Спилбергом и названа в честь восьмимиллиметровой камеры Super 8, на которую свои первые киноработы снимали совсем ещё юные и Спилберг, и Абрамс, и Джаккино.

Не обошли стороной Майкла Джаккино и знаменитые франшизы. В середине 2000-ых он принял участие в создании третьей части «Миссия невыполнима 3» (Mission: Impossible III, 2006), а в 2011 году — «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (Mission: Impossible — Ghost Protocol) — четвёртому фильму серии.

Саундтрек «Протокола Фантом» в следующем 2012 году был номинирован на премию «Сатурн», а сам фильм создавался под руководством Брэда Бёрда, с которым Майкл ранее работал над мультфильмами «Суперсемейка» и «Рататуй», но о них речь пойдёт отдельно чуть позже.

Вряд ли Майкл Джаккино умышленно стремился подтверждать многогранность своего таланта, но косвенно о ней можно судить по разнообразию жанров, в которых композитор работал и продолжает работать. Кроме подростковых приключенческих фильмов и боевиков-блокбастеров можно отметить достаточно камерные истории, среди которых трагикомедийная «Жизнь прекрасна» (50/50, 2011) режиссёра Джонатана Ливайна и лирико-комедийная история американо-еврейской семьи «Дальше живите сами» (This Is Where I Leave You, 2014) режиссёра Шона Леви.

И всё же эпичные приключенческие фильмы, пожалуй, ближе американскому композитору. Среди них можно отметить выпущенный компанией Disney на широкие экраны в 2012 году фильм «Джон Картер» (John Carter) — фантастический приключенческий боевик режиссёра Эндрю Стэнтона, поставленный по книге Эдгара Берроуза «Принцесса Марса».

Спустя пару лет, видимо, ностальгируя по работе над компьютерными играми о динозаврах, послужившей большим карьерным трамплином в музыкальной карьере, Майкл Джаккино подключился к работе над продолжением серии фильмов «Парк юрского периода» и написал музыку к четвёртому фильму серии — «Мир Юрского периода» (Jurassic World, 2015).

И вполне логично, что Джаккино вошёл в съёмочную команду следующего фильма серии — «Мир Юрского периода 2» (Jurassic World: Fallen Kingdom, 2018), премьера которого назначена на середину лета следующего года.

Следующей крупной вехой в жизни и карьере композитора стала космическая франшиза из трёх картин «Звёздный путь»: «Звёздный путь» (Star Trek, 2009), «Звёздный путь. Возмездие» (Star Trek. Into Darkness, 2013), «Стартрек: Бесконечность» (Star Trek: Beyond, 2016). Первые два фильма трилогии режиссировал давний партнёр и друг композитора — Дж. Дж. Абрамс, а третий — Джастин Лин.

По словам самого Майкла Джаккино, саундтрек к приключениям капитана Кирка, командора Спока и экипажа звездолёта Энтерпрайз является одним из самых любимых среди всех, созданных композитором. И это, несмотря на то, что на старте работ над саундтреком, ни один из набросков, которые были написаны для главной темы, а их было более 20, ему не нравился.

Не прошла мимо Майкла и ещё одна космическая сага, затронувшая не одно поколение кинематографистов и преданных зрителей, точнее говоря ответвление саги «Звёздные войны» — её первый спин-офф «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» (Rogue One, 2016)

Он стал первым фильмом из вселенной Звёздных войн, музыка к которому была написана не Джоном Уильямсом. Более того, само участие в этом проекте для Джаккино стало очень непростой задачей. С одной стороны требовалось сохранить наследие и настроение первых семи эпизодов легендарной космической эпопеи, а с другой — добавить новых красок и штрихов, что, судя по отзывам критиков и рецензиям зрителей, вполне удалось. Так же это может подтвердить номинация на премию «Сатурн» 2017 года.

Продолжая тему франшиз, нельзя не отметить такое ставшее регулярным для коммерческого кинематографа явление, как экранизация комиксов. К некоторым из экранизаций во вселенной Marvel приложил руку и наш сегодняшний герой. Речь идёт об истории гениального хирурга, ставшим верховным магом и главным защитником Земли от магических и мистических угроз «Докторе Стрэндже» (Doctor Strange, 2016), а также о втором перезапуске франшизы о человеке-пауке — «Человек-паук: Возвращение домой» (Spider-Man: Homecoming, 2017)

Поскольку роль музыки в анимации, порой даже более существенна, чем в игровом кинематографе, отдельно хочется остановиться на ряде анимационных работ, в которых принимал участие Майкл Джаккино и которые создавались в студиях компании Disney и Pixar.

В первый крупный анимационный проект «Суперсемейка» (The Incredibles, 2004), в котором Джаккино принял участие, его пригласил Брэд Бёрд после того, как услышал его музыку в сериале «Шпионка». В итоге их плодотворного сотрудничества история о супергеройском семействе оказалась наполнена весёлым оркестровым джазом, который мало того, что оказался непохожим на предыдущие работы Майкла, но и отличался от музыки в предыдущих картинах Pixar, для создания которой раньше студия привлекала Рэнди и Томаса Ньюмана.

Однако такой музыкальный риск себя оправдал. Подтверждением этого стала номинация на премию «Грэмми» 2005-го года за лучший саундтрек. Кроме того, зрителей по всему миру очень скоро ждёт вторая часть мультфильма, над которой Бёрд и Джаккино также работали вместе. Премьера назначена на 14 июня 2018 года.

Следующая совместная работа того же творческого тандема подарила зрителям всего мира трогательную историю крысёнка-гурмана и его друга повара «Рататуй» (Ratatouille, 2007). А Майклу Джаккино она принесла премию «Грэмми» и номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек.

Во многом благодаря чудесной музыке, искрометному юмору, безупречной анимации и тонко выверенным деталям долгое время, вплоть до сегодняшнего дня, этот мультфильм занимает место в разных кино-рейтингах, в частности в рейтинге сайта Кинопоиск, где он находится на 232 месте.

Ещё один долгожитель рейтинга Кинопоиска — мультфильм «Вверх» (Up, 2009) — закрепился на 223 месте. Эта чудесная, искренняя и трогательная картина впервые за всю историю Каннского кинофестиваля стала фильмом, открывшим фестиваль в мае 2009 года.

Поскольку дети чувствуют тоньше, чем огрубевшие с возрастом взрослые, может показаться, что полнометражный детский мультфильм, рассказывающий маленьким зрителям о смерти — это достаточно радикально даже по меркам творцов из студии Pixar. И, наверное, именно поэтому первая часть была создана такой по-человечески трагикомичной, заставляющей порой глаза зрителей намокнуть, а вторая часть наполнена весёлыми говорящим собаками, малость упоротыми птицами додо, а также прочей веселухой и беготнёй. В общем, получился такой компромисс настроений.

Как бы то ни было, музыка к этой достойной анимационной картине принесла нашему сегодняшнему герою награды Американской киноакадемии, Британской киноакадемии, а также премию «Золотой глобус».

А следующей крупной анимационной работой, в которой Майкл Джаккино принял участие спустя несколько лет, стал мультфильм «Головоломка» (Inside out, 2015).

Как и многие мультфильмы студии Pixar, «Головоломка» оказалась вызывающе неординарным мультфильмом, в котором обманчиво банальный на первый взгляд сюжет об одиннадцатилетней девочке, на самом деле закручен просто безмерно изобретательно. Он строится вокруг эмоций, которые движут всеми людьми, и основной конфликт развивается вокруг борьбы и единства противоположностей: Радости и Печали. Кроме того, режиссёр Пит Доктер со своей командой смогли без назиданий и нравоучений показать, зачем вообще нужна Печаль — часто неприятная эмоция.

Буквально спустя год на экраны вышел ещё один анимационный шедевр — Зверополис (Zootopia, 2016), на этот раз в сольном исполнении студии Disney. При этом нельзя не отметить влияние дочерней студии Pixar — создавая «Зверополис» творческая команда Disney не побоялась пойти новым неординарным путём, чтоб обычно делают вPixar, взяв в работу оригинальный сюжет и разработав просто поразительный мир антропоморфных зверей.

И крайняя на сегодняшний день, как часто говорят кинематографисты, но от этого не менее выдающая, анимационная работа с музыкой Майкла Джаккино, вышла на экраны совсем недавно — Тайна Коко (Coco, 2017).

Творческая команда Pixar снова проявила чудеса изобретательности, представив широкому зрителю очередной фильм, сочетающий глубину и парадоксальность с общедоступностью и актуальностью.

Несмотря на отсутствие как таковой оригинальности в сюжете, ведь тема принятия смерти и памяти о безвременно ушедших близких не раз поднималась и в кинематографе, и в анимации, в том числе и самими пиксаровцами в упомянутом ранее мультфильме «Вверх», в «Тайне Коко», чуть меньше, чем за пару часов зритель проживает широчайший диапазон настроений: от печали и слегка разрывающего душу томления до солнечно-летнего ликования и радости. Удивительно легко это происходит по разным причинам. В том числе благодаря визуальному психоделически-волшебному пиршеству, о котором после премьеры не упоминал только ленивый, и благодаря знойной темпераментной музыке, созданной Майклом Джаккино, переполненной мексиканскими мотивами, и таким же ярким песням, к сожалению, дублированных в нашем прокате.

Очень хочется надеяться, что престижными наградами в следующем году будут отмечены не только сам мультфильм, но и замечательная музыкальная работа Джаккино.

Последние анимационные работы, в которых принял участие композитор и которые были выпущены студиями Pixar и Disney, в последние годы, очень полюбились зрителями. И хоть кинорейтинги могут не отражать объективной действительности, они могут косвенно служить некими ориентирами. В уже упомянутом ранее рейтинге Кинопоиска «Головоломка» сегодня находится на 138-ом месте, «Зверополис» — на 65-ом, а «Тайна Коко» невероятно быстро забралась на 20-ое место.

И прежде чем перейти к заключению, сначала подведём черту под анимационной темой. Для этого напоследок отметим ряд выдающихся и ярких анимационных короткометражек, которые многие наши читатели и зрители могли видеть на экранах перед полнометражными мультфильмами студии Pixar. Есть ощущение, что эти маленькие, но очень достойные фильмы, не нуждаются в каких-либо дополнительных комментариях, поэтому они будут просто перечислены:

«Человек-оркестр (One Man Band, 2005)»

«Похищение (Lifted, 2006)»

«Переменная облачность (Partly Cloudy, 2009)»

«День и ночь (Day & Night, 2010)»

«Луна (La Luna, 2013)»

«Первое свидание Райли (Riley's First Date, 2015)»

Теперь же, подводя итог, можно отметить, что, помимо композиторских работ в кино, Майкл Джаккино был так же музыкальным директором и принял участие в организации и проведении 81-ой ежегодной церемонии вручения наград Американской киноакадемии. А в 2015 году, отчасти благодаря дружбе с Дж. Дж. Абрамсом, снялся в «Звёздных войнах. Пробуждение силы» (Star Wars: Episode VII — The Force Awakens) в роли штурмовика Первого ордена FN-3181.

Вообще Майклу Джаккино удивительно повезло, потому что он имел возможность работать с нескрываемым восторгом в составе творческих команд, создающих фильмы, которые горячо любимы целыми поколениями, среди которых и «Стартрек», и «Звёздные войны», и некоторые другие.

Очень надеемся, что работы Майкла Джаккино ещё много раз будут отмечены престижными наградами, а зрители по всему миру увидят много-много работ, для которых замечательный и талантливый композитор ещё создаст чудесную музыку.