Синемафия посмотрела: «Звёздные войны: Последние джедаи»

18 декабря 2017; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Звёздные войны: Последние джедаи».

По поводу новых «Звёздных войн» у наших авторов особых разногласий не возникло — несмотря на некоторые придирки, мы определенно сошлись во мнении, что Райан Джонсон снял один из лучших эпизодов легендарной саги. Разбираемся, как же ему это удалось.

Евгений ИзрайлитХочется сразу с главного: Райан Джонсон снял абсолютные лучшие «Звездные войны», созданные на моем веку. Новый фильм снят с нежной любовью к франшизе, но без излишнего пиетета, который сделал из «Пробуждения Силы» слабую копию классической космической оперы. Вместо копирования сюжетной линии, Райан Джонсон рассказал совершенно другую историю, притом далеко не отходя от канона. Самое главное достижение фильма — это невероятная способность удивлять. Поскольку Джонсон не побоялся рисков, сюжетные повороты картины действительно кажутся свежими и живыми. Он постоянно ведет зрителя за собой, и когда нам кажется, что мы точно знаем ответ на все свои вопросы, Джонсон делает разворот на 180 градусов и дарит нам что-то новое. Помимо этого, Джонсон также обыгрывает дизайн франшизы и немного подтрунивает над ее канонами. Также он не обходит стороной актуальную политику — сцена в казино прекрасна тем, что она имеет отношение не только к миру «Звездных войн», но и к миру, в котором мы живем. Более того, Джонсон — очень аккуратный режиссер, и многочисленные батальные сцены не лишены логики и порядка. Впервые за довольно долгое время на экране блокбастер, где вместо хаотичного монтажа отчетливо видно, кто в кого стреляет и кто кого убивает. А это важно. Единственное, к чему я могу придраться, это к излишнему феминизму фильма. На протяжении двух с половиной часов мужчины показывают либо импульсивность, либо трусость, а женщины проявляют умный героизм, и порой создается впечатление, что на экране не борьба Первого Ордена и Сопротивления, а схватка умных женщин и глупых мужчин, и это слишком выпукло и режет глаз. Но если этот глаз прикрыть, то впервые за 36 лет «Звездные войны» дышат не столько межгалактическим воздухом, сколько искренней сюжетной новизной — а это дорогого стоит.

Алексей КуртышевВы живёте прошлым, отпустите его. Не вспоминайте старые эпизоды, когда будете сидеть на сеансе эпизода восьмого. С помощью «Пробуждения Силы» Абрамс отдал дань уважения оригинальной трилогии как ярый фанат, теперь же Джонсон, аналогично не менее ярый фанат, просит устами нескольких главных героев забыть о прошлом и обратить свой взор в будущее, открыться новому.

Под предводительством Райана Джонсона серия делает шаг вперёд и уже не смотрит на старые эпизоды так, как это делал седьмой фильм. Всё становится немного сложнее и глубже. Сила раскрывается с новой стороны, но происходит это согласно логике вселенной, не нарушая её целостности, как это делали некоторые произведения расширенной вселенной, входящей в канон ранее.

Фильм становится весточкой изменений «Звёздных войн» благодаря режиссёру, и новая трилогия, которую решили отдать в его руки, видится весьма впечатляющей, сродни лучшим произведениям старого канона (да даже этот номерной эпизод вполне мог ранее существовать в виде одной из тех старых книг под обложкой Star Wars).

И здесь совершенно нет смысла говорить о качестве музыки или картинки. Мы говорим о фильме, где почти каждый кадр можно забрать для своего рабочего стола или постера для своей белой стены, а музыка проникает настолько глубоко, что ей удаётся докопаться до забытого детского восторга далёкой вселенной.

Юлия Данилина

Райан Джонсон сделал очень простую, но при этом правильную вещь — постепенный аккуратный отход от канона «Звездных войн», без сильного уклона в ностальгию или резкой смены стилистики. Это помогает настроиться на новые части саги, с совершенно новыми персонажами и свежим авторским видением, но. Почти всегда есть это небольшое «но», даже несмотря на то, что очень хочется, чтобы его не было. Эти новые персонажи на данный момент (может, просто с непривычки) проигрывают классическим. Здесь дело не только в харизме актеров (это довольно спорный момент), но и в проработке образов, среди которых на данный момент преобладают более раздражающие и менее раздражающие. Если что, это не о дроидах, дроиды и зверюшки все чудесные. Оскар Айзек тоже. Если так и не получится привыкнуть ко всем остальным, то остается только надежда на то, что он в «Звездных войнах» подольше задержится. Что же до остальных… Пока мне очень сложно поверить, что человек с нестабильной нервной системой может быть воплощением зла, не особо интересная сама по себе девочка — той самой «Новой надеждой» (для сравнения, в того же Люка изначально верилось больше), а между не особо подходящими друг другу негром и азиаткой могут завязаться романтические отношения. И, что самое главное, на данный момент я не понимаю, почему мне, как зрителю, должно быть до них какое-то дело.

В целом же все хорошо — космические бои, панорамы планет, интерьеры, дроиды, зверюшки и все остальное, отвечающее за сугубо визуальное удовольствие. И именно в попытке аккуратно внедрить авторское видение Джонсон большой молодец. Самой историей проникнуться до конца пока не получается. Может, конечно, дело во мне, но я постараюсь привыкнуть.

Максим Поспелков

Как и бессчётное число зрителей, я могу рассказать банальную историю, как я люблю поражающую воображение сказку о рыцарском ордене джедаев. Но не хочется повторяться. Восьмой эпизод «Звёздных войн» оставил почти восторженное, но всё же смешанное впечатление. Что само по себе — прекрасно, потому что наконец-то зрители смогли почувствовать ощутимое развитие.

Соглашусь со многими высказанными мнениями, что во многом это произошло благодаря новаторскому взгляду на вселенную «Звёздных войн», который сделал Райан Джонсон, подготовивший сценарий нового эпизода и воплотивший свой замысел на экране. В отличие от снятого Дж. Дж. Абрамсом седьмого эпизода, «Последние джедаи» не цитируют предыдущие эпизоды, а уверенно идут дальше, развивая историю далёкой-далёкой галактики. При этом режиссёр не забывает об отсылках к предыдущим частям, с любовью сохраняя атрибуты и наследие легендарной космической саги.

Старые персонажи неумолимо уступают место новым. Конфликт между тёмной и светлой стороной Силы перемещается с внешне заметного противостояния между Первым орденом и почти разбитым Сопротивлением внутрь самих персонажей. В разной степени, но так или иначе, почти все из них становятся сложнее, интереснее и многограннее. Им приходится принимать непростые решения, совершая не такой уж очевидный выбор между добром и злом, трусостью и храбростью, мудростью и отчаянным, бездумным героизмом.

А благодаря некоторым второстепенным персонажам история приобретает новые штрихи, которые ещё больше размывают границы между добром и злом, раскрывая суть многих политических игр — как таковая борьба между светлым и тёмным происходит лишь на поверхности, и пока одни убивают других из-за надуманных предлогов, другие зарабатывают, сталкивая лбами и спонсируя обе стороны.
Всё это расширяет драматический диапазон и усложняет историю, делая её интереснее. И несмотря на то, что очередной эпизод ожидаемо закачивается на полуслове, я готов и дальше доверять создателям, которые уводят франшизу всё дальше от оригинальной трилогии, ожидая следующего эпизода.

Татьяна Кислякова

Возможно, я познакомилась со вселенной «Звездных войн» слишком поздно, поэтому каждый её фильм оцениваю чуть более трезвым, нефанатским взглядом. К лучшему это или нет — сказать не берусь…
Восьмой эпизод поразил многими аспектами: отличным визуалом, цепляющим саундтреком, проработанными характерами персонажей, удачными сюжетными поворотами. После просмотра была мысль — создатели потрудились на славу, скорее бы уже увидеть, что там дальше напридумывали! Но при этом некоторые моменты фильма казались неуместными, вызывая недоверие и сомнение: так ли уж была необходима подобная сцена, неужели без этого никак нельзя было обойтись? Также местами резали слух шутки — где-то они попадали в цель, а где-то подпортили впечатление от напряжённых моментов (хотя, может тут виноват дубляж, кто знает). В итоге у меня не случилось эффекта «вау», вернее, он оказался не столь впечатляющим, чтобы я смогла закрыть глаза на те недочеты, которые отметила для себя во время просмотра.

При этом восьмой эпизод все равно стал одной из самых зрелищных картин, что мне довелось увидеть на большом экране в уходящем году! Без спойлеров описать яркие запоминающиеся сцены сложно, скажу так: последние минут тридцать — просто услада для глаз, хотя и в первые пару часов будет чем полюбоваться.

Что касается персонажей, то очаровательный BB-8 точно вызовет у зрителя ещё больше умиления и, как ни странно, уважения, По Дэмерон откроется в новом свете, а вот поступки Рей порой покажутся не совсем обдуманными (хотя ближе к финалу все встанет на свои места). Неоднозначным получился персонаж Бенисио Дель Торо, но тем интереснее будет понаблюдать за ним в девятом эпизоде. Истинных же фанатов порадуют Люк и Лея — отрадно отмечать, как они стали мудрее с годами, при этом не потеряв задора и озорного взгляда на жизнь.

«Звездные войны», определённо, взяли курс в верном направлении, они держат высокую планку и не перестают удивлять. Можно провести ещё небольшую работу над ошибками, которые, впрочем, почти не портят впечатления от увлекательного зрелища.

Ольга Володина

Не знаю, как насчет трезвости взгляда — вроде бы пьяными наша редакция отзывы на фильмы никогда не писала — но постараюсь объективно.

Как правильно написали выше Максим и Евгений, новаторский подход — главная заслуга Джонсона после очень аккуратного возвращения во Вселенную Абрамса; однако не забудем, что новые герои (по крайней мере основная четверка) — заслуга именно Абрамса. Это он подобрал талантливую молодежь, которая на своих плечах вытащила сложную драматургию VIII Эпизода — потому как «Последние джедаи» построены в основном на развитии персонажей, а не развитии действия. Да, несколько событий происходит — однако их описание едва ли займет десятую долю того, что происходит в фильме; остальные 90% — это то, как меняются герои.

Идея построения фильма на развитии персонажей, а не сюжета — не такая уж новаторская для вселенной «Звездных войн»: в конце концов, вся вторая трилогия должна была отражать именно что развитие одного героя. Однако у Лукаса что-то пошло не так, а вот у Джонсона и его команды всё сложилось. И там, где Лукас пытался сыграть с развитием одного героя — Джонсон в два с половиной часа укладывает по меньшей мере четыре внутренних конфликта, каждый из которых доводит если не до завершения — то до логической паузы.

Опять же, возвращаясь к написанному — прелесть VIII Эпизода именно в том, что от картонных типажей ушли к живым людям. Антагонист оказывается не суровым злом в черном шлеме, а живым человеком с травматическим опытом и не такой уж очевидной финальной судьбой. Дарт Вейдер был символом (и его очеловечивание — это как раз главная неудача второй трилогии Лукаса); Кайло Рен — человек, к которому можно относиться совершенно по-разному, а не просто как к овеществлению зла в черном шлеме. И без Адама Драйвера, конечно, ничего бы не вышло — так что спасибо Абрамсу за кастинг, а Джонсону — за возможность дать отличному актеру показать диапазон, от юмористического до вполне себе шекпировского. Ведь Рен по сути — вполне шекспировский персонаж, и от его заявления «да, я монстр» до монолога о зиме тревоги нашей — меньше шага.

А главная героиня, новая надежда — она тоже не символ, которым должен был быть Люк в первой трилогии (кстати, развитие Люка — одно из самых интересных во вселенной вообще). Она 19-летняя девчонка, которая ничего о мире не знает, у которой в голове каша, а спасать мир она может по отдельному человеку разве что. Она еще набьет себе шишки — но пока это именно тот момент в развитии героя по Кэмпбеллу, который обычно хуже всего удается (статичные картонные описания «еще не герой» — «уже герой» куда проще). И огромное спасибо Джонсону и Ридли, что у нас есть такая Рей — на пути.

Есть По Дэмерон, у которого самый очевидный путь развития — и Финн, который также получает свой урок; есть прекрасные новые герои, каждый из которых не только исполняет сюжетную функцию, но и раскрашивает мир новыми красками, от розовых волос вице-адмирала Холдо до красного цветка в пелице у мелькнувшего в камео Теру. Есть прекрасный новый мир — с новыми расами и животными, новыми планетами и локациями, новыми технологиями и новыми способами применения Силы. И этот дивный новый мир не перечеркивает, но дополняет уже существующий; и не отвлекает на себя, устраивая моменты простого любовния — нет, все важно в сюжете.

И, наконец, фантастическое цветовое решение — от тронного зала Сноука (съешь свой галстук, Кристиан Грей, вот это — красная комната) до белого снега Крейта, от черно-белого решения противостояния протагониста и антагониста — до оранжевого заката с двумя лунами в финале.

Абрамс, миленький, сделай IX Эпизод на таком же уровне.

Максим Девяткин

Тяжело жить в эпоху перемен. А уж тем более тяжело снимать девятый фильм огромной киновселенной. И огромное спасибо режиссёру Джонсону за чуткую смелость, с которой он подошел к вопросу движения вперёд такой махины, как «Звёздные войны». Мы же как привыкли? Есть джедаи и ситхи — у них свои разборки, а есть ещё Империя (Первый орден), Сопротивление и они тоже не дружат между собой. Новый эпизод многократно талдычит — это уже другая история.

С помощью новых героев, мелких деталей, небольших эпизодов и полутонов создатели обращают внимание, что не только светлой и тёмной стороной полна Галактика. Всё гораздо сложнее (как и в реальном мире), и никогда ещё в киновселенной «Звёздных войн» не было такого потенциала для развития, как после картины Джонсона. Тут уже не только ситхи, джедаи и Сопротивление с Первым орденом (Империей). Появляются новые стороны. Вдруг оказалось, что на свете и тьме не сошёлся свет клином, и есть в Галактике существа, которым в общем то нет дела до этой борьбы, и о них тоже стоит рассказать, они тоже часть ЗВ, а не просто фон. Есть крутые молодые герои, с характером. Даже генерал Хакс, к которому имеются определённые замечания — не просто «я злой, потому что я на корабле Империи».

Подобное расширение требует огромного количества кропотливого труда, не говоря уже о том, что нужно двигать сюжет и героев развивать. Райан Джонсон с актёрским составом Джей Джея справились на ура. Помимо раскрытия персонажей, о котором коллеги писали выше, в «Последних джедаях» лучшая сцена битвы на световых мечах. Каждый эпизод, каждая реплика важна, и два с половиной часа даже при повторном просмотре пролетают мгновенно, словно на скорости света.

Да, были вопросы «откуда, зачем, как, почему», а последние тридцать минут фильма выглядят порой очень уж фантастично даже для «Звёздных войн», но всё равно итог подведён закономерно и красиво, так что скрести косяки фильма по сусекам занятие столь же неблагодарное, как и обвинять Disney во всех грехах.

Speaking of the devil. Сколько можно обвинять Disney в святотатстве и кощунстве, мол всё скупили и на конвейер поставили? Возмущает, что Disney будет зарабатывать на продажах мерча с поргами? Да боже ты мой. Фанатам следует дать шанс. Шанс для тех, кто хочет не просто бережно сохранить, но и привнести что-то новое во всеми любимую историю. А обвинять компанию в зарабатывании денег просто глупо.

Даже замечательных молодых героев Абрамса умудряются ругать похлеще Хейдена Кристенсена и Джа-Джа Бинкса. Но некоторым не угодишь. Седьмой эпизод как оммаж «Новой надежде» — плохо, «Последние джедаи» поэкспериментировали — тоже не торт. Увы, но фанатские теории и фантазии делают своё дело, отчего зачастую и достаётся что «Звёздным войнам», что тем же Marvel. Зритель фантазирует с закрытыми глазами и получает перо под ребро, словно один товарищ из нового эпизода. А Disney то как раз фанатов слышит, многие недочёты из фильма Абрамса учли. Например, как теперь можно ругать Адама Драйвера и его Кайло Рена? Персонажа развили, маску сняли, красота.

Удивляет огромное количество поворотов в сюжете. Это праздник какой-то. СПОЙЛЕРЫ! Если смерть Люка была предсказуема, Марк Хэмилл всё-таки уже пожилой человек, то смерть супер-антагониста стала неожиданной, но всё в итоге сложилось в одну цельную картину. Да, была удобная планета-рояль в кустах, но произошла воистину великая рокировка персонажей, которая способна ещё не раз вскружить зрителю голову, и все немногие огрехи можно простить. В конце концов, попробуйте всё учесть в таком огромном проекте. КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ!

Отдельным пунктом хочется заметить, что с феминизмом и правда немного перебор, как заметил выше Евгений. Получилось, что барышни это ум, разум и честь Вселенной, а парни… Ну сами увидите, там по-разному. Но можно на это внимания и не обращать. И какая великолепная Лора Дерн!

Да, пересмотрите Седьмой эпизод для атмосферного просмотра. Ну или все восемь предыдущих фильмов.

Петр Зайцев

Удивительно, насколько фанаты «Звёздных войн» не готовы принимать что-то новое, и при этом могут быть свято убеждены в гениальности весьма посредственной (увы!) трилогии приквелов Лукаса и стерильного, на мой взгляд, «Изгоя-один», в котором нет ровным счётом ничего, кроме бесконечного и крайне неизобретательного фан-сервиса. К счастью, Disney снимает новые фильмы не только для фанатов, но для гораздо более широкой аудитории, и если взглянуть на рецензии критиков и кассовые сборы, станет понятно, что Кэтлин Кеннеди всё делает правильно. В конце концов, пусть у каждого поколения будут свои «Звёздные войны», а старые фильмы никто ни у кого не отнимает. К тому же, я убежден в том, что если взять десять хардкорных фанатов ЗВ и дать им возможность снять свои собственные «настоящие» «Звёздные войны», не получится ни одной версии, которая бы устроила всех остальных — каждый фанат считает настоящими те ЗВ, которые придумал сам себе, и в этом, с одной стороны, великая сила саги Лукаса, а, с другой стороны, её слабость — ни один фильм ни одной франшизы не вызывает столько споров и обсуждений, как очередной эпизод «Звёздных войн», и ни у одной франшизы нет такого количества непримиримых поклонников, которые всё равно смотрят каждый новый фильм, а затем с пеной у рта доказывают, насколько же он оказался хуже предыдущих. Самое занятное, что ведь и Абрамс, и Джонсон, которым доверили создание новой трилогии — они тоже фанаты, со своим собственным видением и пониманием «настоящих» ЗВ. Вот только, к счастью, они ещё и очень талантливые кинематографисты, прекрасно знающие и понимающие, что именно они делают. Поэтому лично мой выбор, как давнего и преданного фаната, довериться этим прекрасным ребятам и получать удовольствие от возвращения в далекую-далекую галактику, а не скрупулезно выискивать огрехи и недостатки, потому что, справедливости ради, у Лукаса их найдётся в сотню раз больше.

Райан Джонсон совершил практически невозможное — с необычайной любовью и вниманием к оригинальным фильмам он умудрился создать крайне самобытное и умное кино, окончательно перезагружающее вселенную «Звёздных войн» и задающее новые правила игры. Мир далёкой галактики теперь не чёрно-белый, а персонажи ещё никогда не были настолько многогранными и живыми. Оригинальных и сильных режиссёрских ходов в «Последних джедаях», пожалуй, больше, чем во всех предыдущих эпизодах вместе взятых. И, конечно, главное достоинство фильма Джонсона в том, что он не перестаёт удивлять даже при повторном просмотре. Если бы Райан снял фильм, соответствующий ожиданиям и теориям фанатов, получилось бы самое скучное кино на свете. И спасибо огромное ему и Disney, что не стали идти на поводу у фэндома. Смелость, величие и значимость «Последних джедаев» мы сможем в полной мере осознать лишь со временем, но уже очевидно, что «Звездные войны» больше никогда не будут прежними. И если для кого-то это конец любимой вселенной, то для меня это — настоящий праздник, который я с радостью разделяю со всеми, кто способен открыться чему-то новому и вновь вернуться в детство. Никогда ещё «Звёздные войны» не были столь живыми, удивляющими и многообещающими.

Наш вердикт: