Итоги-2017: Скандалы, интриги, расследования

26 декабря 2017

Синемафия подводит итоги года: пришло время рассказать о самых главных событиях в киноиндустрии в 2017 году.

Мы решили не превращаться в ЗАГС и не рассказывать вам о том, кто женился, кто развелся, у кого родились дети, а кто нас покинул. Мы сконцентрируемся на событиях в мире кино, трендах индустрии и скандалах, которые ярче всего окрасили 2017 год.


Оскаровская оплошность

Самый громкий скандал начала года: 27 февраля (или — уже 28, если вы, как и мы, смотрели церемонию из России) при вручении призов Американской Киноакадемии произошел конфуз. Вышедшие вручать приз лучшему фильму года Уоррен Битти и Фэй Данауэй получили не тот конверт и вручили золотого болванчика «Ла-Ла Ленду» — хотя победил вовсе даже «Лунный свет».

Недоразумение быстро прояснилось, команда «Лунного света» поднялась на сцену за своим «Оскаром», мы во время ведения текстовой трансляции впали в шок. Позже выяснилось, что представитель компании PwC Брайан Куллинан за сценой был занят не своими прямыми обязанностями, а постил фоточки с собой и звездами. Брайана, конечно, отстранили от дальнейшего участия в церемониях, но PwC свое место в подсчете голосов удержала — потому как если ты много лет ведешь бухгалтерию киноакадемии, просто так тебя не выгонят.

Харасмент и насилие

Осенью грянул гром: 5 октября New York Times опубликовали статью с обвинениями продюсера Харви Вайнштейна в приставаниях; среди главных обвинителей были актрисы Роуз МакГоуэн и Эшли Джадд. Уже несколько дней спустя хор голосов, рассказывающих о «грязном Харви», пополнился еще десятками доселе молчащих, включая актрис первой величины, и их число продолжает расти — высказались многие, от Гвинет Пэлтроу, Анджелины Джоли и Сальмы Хайек до Кары Делевинь и Лены Хиди. Вайнштейн извинился, отправился лечиться в специализированную клинику — и, видимо, надеялся, что на этом дело закончится; по факту на конец года он перестал быть академиком Американской киноакадемии, был изгнан из собственной The Weinstein Company, от него ушла жена, закрылась большая часть его будущих проектов, с части уже вышедших было снято его имя (к примеру — с «Ветреной реки» Шеридана), а полиция с США и Британии расследует некоторые из обвинений.

Заодно с Вайнштейном попало тем, кто быстро выступил с заявлением о том, что ничего не знал, или не очень ловко сформулировал свое мнение: под пристальное внимание попали многие, от Вуди Аллена (кстати, именно его сын Ронан Фэрроу проводил одно из журналистских расследований о Вайнштейне) до Мерил Стрип и Энджелы Лэнсбери.

Но Харви был только вершиной айсберга: следующим колоссом на глиняных ногах оказался Кевин Спейси, которого актер Энтони Рэпп обвинил в приставаниях — Руппу тогда не было и пятнадцати. Пример выпущенного пиар-агентом Спейси извинений войдет в учебники как пример того, как реагировать не надо.

Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на извинениях, Спейси написал, что не помнит, было ли что-то, а вообще-то он отныне решил быть геем.

Карьера Спейси закончилась так быстро, что мы и глазом не успели моргнуть: финальный сезон «Карточного домика» будет снят без него, в фильме «Все деньги мира» его с космической скоростью заменил Кристофер Пламмер, проект о Горе Видале закрылся.

Волна срыва покровов прошла про Голливуду как цунами: из-за обвинений в приставаниях потерял свой пост глава Amazon Studios Рой Прайс; издательский дом Conde Nast закрыл свои журналы (в том числе Vogue, Vanity Fair и GQ) для фотографа Терри Ричардсона; появились новые материалы против Романа Полански, актеров Джереми Пивена и Эда Вествика; в приставаниях обвинили режиссеров Джеймса Тобака и Бретта Ратнера; выяснилось, что в 80-х Дастин Хоффман непристойно вел себя с 17-летней партнершей по фильму «Смерть коммивояжера»; и так далее, и тому подобное.

И это явно еще не конец.

Rotten Tomatoes против киноиндустрии

Лето 2017 в американском бокс-оффисе стало самым «медленным» за последние двадцать лет: всего 3,8 миллиарда долларов — то есть на 15% меньше, чем в прошлом году. Для сезона, когда собирается едва ли не половина годовых сборов — это очень плохо, и, конечно, надо было найти виноватого.

Виноватым был назначен сайт Rotten Tomatoes — агрегатор отзывов критиков, который на основе сбора рецензий и их оценок выставляет фильму оценку. Будет ли фильм «свежим» или «гнилым» зависит от критиков и только них — оценка зрителей приводится, однако на окончательный «сертификат свежести» не влияет (запомните этот факт, мы к нему еще вернемся). Для сайта, привлекающего миллионы уникальных посетителей в месяц (для примера — 13,6 миллиона уников в мае 2017 года), стать арбитром в обсуждении «стоит ли идти на фильм» — вполне естественно, решили студийные боссы, и вместо того, чтобы обратить внимание на качество фильмов, поспешили заявить, что во всем виноваты Гнилые Помидоры. Ладно бы информация о полученных процентах положительных отзывов была видна только на самом сайте, но нет — с прошлого года эти цифры появились и на сайте Fandango, занимающемся продажей билетов онлайн.

Но, следите за руками: 75% Rotten Tomatoes принадлежат как раз Fandango, который, в свою очередь, принадлежит NBCUniversal. Забавный твист, не так ли?

Кстати, опыт с сокрытием рейтинга RT до самого дня премьеры был проведен с «Лигой Справедливости»: увы, фильм это не спасло, до ожидаемых цифр сбора он не добрался (и, видимо, вряд ли доберется).

«Матильда» против всех

Выход фильма «Матильда» Алексея Учителя сопровождался беспрецедентным для российского кино скандалом: мы подробно рассказывали о нем в октябре. От угроз расправы до отказа кинотеатров показывать фильм — чего только не было. По результатам, увы, гора родила мышь — никаких особенных поводов для скандала в «дорого-богато» сделанной мелодраме не нашлось, как и поводов защищать её с пеной у рта как последнее свободное высказывание. Вечная отечественная тенденция снять сериал и порезать из него фильм тоже на пользу конечному продукту не пошла.

Но зато скандал был — есть что вспомнить.

Российское кино на мировой арене

В этом году российское кино отлично выступало на фестивальной арене.

«Нелюбовь» получила приз жюри в Каннах, и с этого началось её триумфальное шествие по миру. Призы лучшему оператору и лучшим композиторам на «Европейских Оскарах», лучший фильм Лондонского и Мюнхенского кинофестивалей, номинации в категории «лучший фильм на иностранном языке» в Independent Spirit Awards и Золотых Глобусах.

«Нелюбовь» вошла в шорт-лист оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и всё пока указывает на то, что в итоговую пятерку фильм тоже попадет. Победит ли — что ж, давайте верить и болеть!

Но не только Звягинцевым единым живо российское кино. Приз ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» в Каннах — у «Тесноты» Кантемира Балагова; приз фестиваля в Карловых Варах лучшему актеру достался Александру Яценко за «Аритмию» — как и приз в аналогичной категории Чикагского кинофестиваля; гран-при в секции «К востоку от запада» фестиваля в Карловых Варах — у фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

И это мы еще не называем проходившие в России международные кинофестивали!

Замены режиссеров и досъемки

Участие другого режиссера на досъемках фильма — широко практикующаяся в Голливуде практика; Тони Гилрой, скажем, принял самое активное участие в доработке «Изгоя-Один», пусть в титрах и стоит имя одного Гарета Эдвардса, а новый фильм Майкла Грэйси «Величайший шоумен» перед выходом на экран побывал в руках Джеймса Мэнголда.

А вот замена режиссера на полпути — это крайний случай, обычно приберегаемый для ситуаций из ряда вон выходящих. А в этом году таких ситуаций было ох как немало.

Зак Снайдер в апреле покинул режиссёрское кресло «Лиги Справедливости» по причине трагедии в семье (его дочь покончила с собой); на замену был вызван Джосс Уидон.

Фил Лорд и Крис Миллер в июне — на полпути съемок! — расстались с проектом о молодом Хане Соло. По слухам, их работа не устроила продюсера Кэтлин Кеннеди, и ситуацию отправился спасать ветеран Рон Ховард. Если верить новому интервью Пола Беттани, Рон Ховард не только снял свою часть — но и переснял многое из того, что сделали Лорд и Миллер.

Кеннеди вообще очень ревностно отнеслась к тому, что молодые да ранние могут сделать с её «Звездными войнами»: так, Колин Треворроу должен был стать режиссёром IX Эпизода, но в сентябре — в связи с теми же творческими разногласиями, — покину проект, и заменил его старый-надежный Джей Джей Абрамс.

Самая свежая отставка режиссёра случилась в декабре, на биографическом фильме о Фредди Меркьюри и группе Queen — Брайан Сингер несколько дней не являлся на съемки, и его быстренько заменили Дектером Флетчером. Сингер немедленно выпустил заявление, что отсутствие его было связано с болезнью одного из родителей — но ходят упорные слухи, что студия просто использовала неявку как повод избавиться от Сингера, чье имя может оказаться следующим в череде сотрясающих Голливуд секс-скандалов.

Whitewashing

Самое страшное обвинение для директора по кастингу в этом году — это самое «отбеливание» персонажей. Проблеме этой уже не один год: уже несколько лет актеры и актрисы вынуждены извиняться за то, что их выбор на роль оказался «расово нечувствительным». Руни Мара извинялась за то, что сыграла индианку Тигровую Лилию в «Пэне», Эмма Стоун — за роль героини с китайскими корнями в «Алохе» Кэмерона Кроу; и только Ридли Скотт с каменным лицом уверял, что взял актеров в свой фильм «Исход: Цари и боги» не по цвету кожи, а за умение играть исключительно.

В этом году все началось все с обвинений в сторону ремейка «Призрака в доспехах»: причем то, что главные роли в ремейке японского фильма достались не-японцам (кроме, конечно, Китано), в виде обвинения звучало реже, чем ругань в адрес выбора Скарлетт Йоханссон на главную роль. Майор в манге и аниме — полностью роботизированное тело с тем самым сохраненным «призраком», однако оно — тело — должно было быть, по мнению критиков, все-таки японским, за японку Скарлетт принять трудно.

Следующий акт марлезонского балета состоялся уже летом, когда на роль Бена Даймио в новом «Хеллбое» позвали британца Эда Скрейна. Даймио в комиксе обладает ярко выраженными азиатскими чертами, и потому возмущению интернетных экспертов по равным возможностям не было предела. Дошло до того, что Скрейн публично извинился и отказался от роли, а на его место позвали актера корейского происхождения Дэниэла Дэй Кима.

Наконец, львиная часть критиков обрушилась на американский ремейк «Тетради смерти» за то, что L приобрел европейские черты лица — хотя фильм и без того есть за что ругать.

На этом фоне забавно вспомнить еще один пример обвинений в «отбеливании»: Мэтта Дэймона на этапе появления трейлеров «Великой Стены» окрестили «традиционным белым спасителем» и заявили, что он отнимает хлеб у азиатских актеров. Почему забавно? Потому что после выхода фильма сам сюжет картины успокоил недовольных.

Зрители против критиков

Помните, я говорила об особенностях выставления оценок критиков и зрителей на «Гнилых помидорах»? Отсюда в конце года пришел еще один сюрприз.

Едва ли не самый горячо принятый критиками фильм из вселенной «Звездных войн» — «Последние джедаи» Райана Джонсона — разделили зрителей, да так, что первой реакцией в адрес «Томатов» были обвинения в накрутке и троллинге.

При этом оценка Cinemascore — то есть оценка зрителей, которые точно посмотрели фильм — была отличной (A по шкале от A до F).

Идет ли речь о накрутке, о hate-голосовании (когда пользователь ставит оценку «1» горячо не нравящемуся фильму — и неважно, успел ли он его посмотреть)? Или критики просто страшно далеки от зрителей?

С другой стороны, вот вам и обратный пример разделения мнений: критики назвали фильм «Яркость» Дэвида Эйра худшим в году (впрочем, судя по оценкам, были и хуже), а вот зрители его оценили высоко.

Фильмы ужасов вернулись в мейнстрим

Год принес жанровый сюрприз: фильмы ужасов опять вышли из загончика, в котором содержались кассово успешные, но игнорируемые критиками работы. «Прочь!» стал фильмом года по мнению доброго десятка объединений американских критиков и имеет все шансы быть номинированным в главной оскаровской категории; «Оно» собрало почти 700 миллионов долларов по миру и было почти единодушно признано лучшей экранизацией Стивена Кинга.

Посмотрим, добрется ли «Прочь» до основных оскаровских номинаций — если да, это будет означать окончательный выход хорроров из жанрового закутка.

Девочки правят миром

Как никогда громко в этом году звучали призывы к гендерному балансу в кинопрофессиях: надо сказать, что этот год в США стал первым, когда в широкий прокат вышло больше 10 фильмов, снятых женщинами-режиссерами. В этом году появился первый снятый женщиной-режиссером фильм («Чудо-женщина»), собравщий за уик-энд больше ста миллионов долларов — предыдущий рекорд составлял 85 миллионов и принадлежал Сэм Тэйлор-Джонсон с ее фильмом «50 оттенков серого».

Три самые главные телевизионные удачи года, если судить по церемонии Эмми и номинациям Золтого Глобуса, принадлежат сериалам о женщинах — это «Большая маленькая ложь», «Рассказ служанки» и «Вражда». Селена Гомес и Риз Уизерспун спродюсировали отличные сериалы. Кэтлин Кеннеди правит «Звездными войнами», в конце концов.

Наконец, едва ли не главный претендент на «оскары» года — пока не вышедшая у нас картина Греты Гервиг «Леди Бёрд».

Girl power!

Командовать парадом будет мышь

Главная новость последних недель декабря: за 52,4 миллиарда долларов Disney приобрели 21st Century Fox. Вернее, большую часть акций комапнии, что дает право мышиной компании не только использовать всю огромную библиотеку фильмов и сериалов «Фоксов», но и наконец объединить в рамках одной вселенной всех марвеловских персонажей. Никаких больше двух Ртутей.

Ну и, конечно, Чужой теперь — диснеевская принцесса.