Синемафия посмотрела: «Большая игра»

15 января 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Большая игра».

«Большую игру» наши авторы единогласно оценили «на троечку». Разбираемся, с чем не справился сценарист Аарон Соркин, дебютировав в качестве режиссера.

Ольга Володина

Режиссерский дебют Аарона Соркина вышел не то чтобы беззубым, но очень «правильным», как по учебнику. К сожалению, «правильные» фильмы не очень интересно смотреть. Даже если в них прекрасный актерский состав, как тут — это выглядит скорее мастер-классом по игре и написанию (и говорению) быстрых диалогов.

Отличительной чертой Соркина-сценариста всегда было умение вывести на первый план очень неоднозначных героев, которых можно полюбить скорее вопреки их комплексу недостатков, чем за достижения. Молли Блум не такая: Молли Блум — poster girl для истории успеха (и его последствий). И из-за этого Молли Блум — пусть и отлично сыгранной Джессикой Честейн — не получается стать запоминающейся героиней в череде чильных независимых женщин, зачастивших на киноэкран в последние годы. Возможно, дело в том, что Соркин писал свой сценарий на основании мемуаров самой Молли; возможно, в том, что решив заняться и режиссурой, он слишком распылил свои силы — и в итоге и режиссура не выдающаяся, и драматургия не увлекает так, как могла бы. При этом начало — отличное; но после первого часа история теряет весь запал, увы. Более того, финал в зале суда — это тот самый плохой пафос, который может убить любую картину, и «Игра» — не исключение.

Где-то в глубине этой истории есть отличный фильм — но жалко, что его нам Соркин не показал. Критик из Boston Globe привел красивую покерную метафору для описания происходящего: у Соркина на руках вроде бы и король, и дама, и туз, а чем больше он говорит — тем больше ощущение, что он блефует. «Большая игра» просто неинтересная, увы — а для покера это смерть.

Ужасно жалко, что одна из лучших актерских работ Джессики Честейн в ее карьере пришлась на фильм, у которого был огромный потенциал — и который будет забыт едва ли не быстрее, чем закончится прокат.

Максим Девяткин

Аарон Соркин известен миру, как мастер сценарного дела, человек, который способен реальную (порой весьма длинную и сложную) историю поместить в рамки двухчасового фильма. С лёгкой руки Соркина мы узнали историю создания фейсбука («Оскар» за адаптированный сценарий), заглянули в закулисье компании Apple и, наконец, кто бы мог подумать, что фильм о бейсболе может быть настолько увлекательным, а Бред Питт всё ещё ого-го.

И вот, Аарон взялся за историю «принцессы покера» Молли Блум, заодно присвоив режиссёрское кресло. И, в целом, дебют удался, хотя не так ярко, как хотелось бы. Работай Соркин в тандеме с кем-то, может, фильм не напоминал бы визуализированную аудиокнигу. При всей любви к диалогам фильма и закадровым чтениям Джессики Честейн, при хронометраже почти два с половиной часа, начинаешь скучать. Взятый масштаб впечатляет, Джессикой можно любоваться сколько угодно (она великолепна, разумеется), но в «Большой игре» дефицит накала страстей, нет круговорота эмоций. Всё, как за покерным столом — страсти и риск где-то там, за poker face’ом. Даже лучшая слезовыжимательная сцена досталась рыдающему папке-Кевину Костнеру, а не главной героине, побитой русской мафией. Эффект аудиокниги можно списать на режиссёрскую неопытность, а отсутствие драйва попыткой усидеть на двух стульях. Жаль, Тейлору Шеридану в «Ветреной реке» такое совмещение удалось, а вот Соркину не очень.

Если о Молли, то тут она просто кремень — что в спорте, что в бизнесе, что в борьбе за честное имя. Открытым текстом её ставит в пример своей дочери адвокат Молли, герой Идриса Эльбы, и поделом. Несмотря на полулегальность своего бизнеса, хозяйка подпольного казино не ударила в грязь лицом, встав на защиту профессиональной этики. Сильный женский персонаж — это тренд. Да, с ними перебор, но «Большая игра» — это неплохая картина, заслуживающая внимания, как режиссёрский дебют Соркина, очередная роль Честейн на высшем уровне, и просто занимательная история предприимчивой женщины. Но вряд ли это тот фильм, ради которого стоит немедленно бежать в кинотеатр.

Наш вердикт: