Оскар: Промежуточные итоги и прогнозы

23 января 2018

23 января объявят номинации на премию «Оскар» этого года. Мы с интересом пытаемся предсказать, кто окажется в этих списках — вот и проверим уже сегодня!

Начинается самый интересный период оскаровского сезона: уже завершилась церемония «Золотой Глобус», раздали свои награды ассоциации критиков из разных штатов и Critics Choice Awards, объявлены номинанты гильдий и премии BAFTA, а члены киноакадемии уже сдали свои бюллетени. В определенных категориях можно сказать, что ситуация начинает более-менее проясняться, но не везде. В любом случае, пятерки номинантов уже более-менее сформировались, а в гонке за главный приз наметилось два лидера.

Лучший фильм

Усиленно раскручивающийся последние несколько месяцев тренд борьбы за права женщин на «Золотом Глобусе» отразился максимально. Звезды на красной дорожке были исключительно в черном, со сцены почти без остановки лились поддерживающие речи, и даже Натали Портман не преминула заметить, что в категории «лучший режиссер» представлены только мужчины, что не есть хорошо. Отсюда неудивительно, что все фильмы, получившие награды, были так или иначе историями о сильных женщинах их борьбе. При этом, учитывая награды гильдий, «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» и «Леди Берд» так и остаются основными претендентами на звание фильма года. У первого есть история о женщине, пытающейся добиться справедливости, а у второго — женщина-режиссер, и просто хорошая история о взрослении девочки, которая всем нравится. Таких, конечно, много, но настолько милых и искренних уже меньше. Оба фильма номинированы гильдией режиссеров, также хорошие шансы на попадание в десятку у «Формы воды», «Дюнкерка», «Прочь», и «Зови меня своим именем», а вот у «Секретного досье» Стивена Спилберга дела обстоят очень грустно — то ли гильдии посмотреть не успели, то ли что-то еще. Победа «Формы воды» на PGA говорит о том, что фильм Дель Торо, по всей вероятности, повторит судьбу «Ла Ла Лэнда», взявшего эту награду в прошлом году — ему уйдут режиссерская и технические награды, но на лучший фильм он все еще не претендует. Актерская гильдия, отдавшая «Трем биллбордам» все, что плохо лежало и сделавшая фильм окончательным фаворитом, лишний раз это подтвердила.

  • «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • «Леди Берд»
  • «Форма воды»
  • «Дюнкерк»
  • «Зови меня своим именем»
  • «Любовь-болезнь»
  • «Чудо-женщина»
  • «Тоня против всех»
  • «Секретное досье»

Лучший режиссер

«Золотой Глобус» сделал свой выбор в пользу Гильермо Дель Торо, и он действительно сейчас кажется самым очевидным вариантом для награждения, раз уж «Форма воды» слишком сказочна, а перед Салли Хокинс стоят непроходимые Сирша Ронан и МакДорманд. Не номинированная на БАФТУ и «Золотой Глобус» Грета Гервиг все еще сохраняет шансы благодаря своему нарративу и поддержке режиссерской гильдии. Джордан Пил, номинированный гильдией и как режиссер, и как дебютант, тоже обеспечил себе место в итоговой пятерке. Хотелось бы, чтобы Кристофер Нолан также был отмечен долгожданной номинацией от киноакадемии, но вот здесь гильдия может и не помочь, его положение самое шаткое. Он может быть заменен как на Спилберга или Гуаданиньо, так и на Вильнева. Все зависит от того, насколько им понравятся сами фильмы. Лично мне кажется, что в этом году он все-таки сможет.

  • Гильермо дель Торо — «Форма воды»
  • Мартин МакДона — «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • Грета Гервиг — «Леди Берд»
  • Джордан Пил — «Прочь»
  • Кристофер Нолан — «Дюнкерк»

Лучшая мужская роль

Гэри Олдман все еще не имеет конкурентов. У него уже есть «Золотой Глобус», премии CriticsChoice Awards и SAG и номинация на BAFTA. Любимец критиков Тимоти Шаламе слишком молод, но в этот слабый год спокойно проходит в пятерку, и уже номинация будет для него большим достижением. Получивший Глобус и Critics Chice Awards за лучшую роль в комедии Джеймс Франко и так мало на что рассчитывал, а на прошлой неделе еще и был обвинен в сексуальных домогательствах пятью женщинами, что сейчас равносильно смертному приговору. Это сложно назвать smear campain (если и копать под кого, то под Олдмана стоило бы), к тому же, обвинения появились за два дня до завершения срока голосования за номинантов, поэтому на его место в пятерке мало повлияют. Если не попадет, то скорее потому, что неформат. Конечно, есть еще Дэнзел Вашингтон, номинированный на SAG и «Золотой Глобус», но больше его роль по сезону никак не отмечалась, да и фильм, даже в перемонтированном виде, несколько заглох.

  • Гэри Олдман — «Темные времена»
  • Джеймс Франко — «Горе-творец»
  • Тимоти Шаламе — «Зови меня своим именем»
  • Дэниэл Дэй-Льюис — «Призрачная нить»
  • Дэниэл Калуя — «Прочь»

Лучшая женская роль

В этой категории все свелось к противостоянию Френсис МакДорманд и Сирши Ронан. У них обеих есть «Золотой Глобус», они играют главные роли во фронтраннерах гонки, обе номинированы наSAG и BAFTA. Окончательно прояснить что-то может SAG, но МакДорманд находится не в самом лучшем положении — она уже побеждала, а гильдия актеров еще не давала два приз одной актрисе в одной категории. Сохраняют шансы на номинацию Салли Хокинс и Марго Робби. Мэрил Стрип, конечно, тоже может быть номинирована, если ее репутацию не сильно подпортили те развешанные по Лос-Анджелесу биллборды. Если что, то ее место может занять как Джессика Честейн, так и Мишель Уильямс. Лично я рискну и поставлю на последнюю. Судя по SAG, победит-то все равно МакДорманд.

  • Сирша Ронан — «Леди Берд»
  • Салли Хоукинс — «Форма воды»
  • Френсис МакДорманд — «Три биллбора на границе Эббинга, Миссури»
  • Мишель Уильямс — «Все деньги мира»
  • Марго Робби — «Я, Тоня»

Лучшая мужская роль второго плана

В этой категории за последний месяц произошли самые интересные изменения. Конечно, Дэфо продолжает собирать награды критиков, но уже куда меньше, а «Золотой Глобус» и Critics ChoiceAwards (а теперь и SAG) ушли к Сэму Рокуэллу, что делает именно его промежуточным лидером. Окончательную точку здесь должна поставить гильдия актеров, и Дэфо находится не в самом лучшем положении — «Проект „Флорида“» больше никаких номинаций не имеет, и в других категориях почти не отмечается, а вот «Три биллборда» явно больше понравились как актерской гильдии, так и ассоциациям критиков. И в том, и в другом случае, это будет вполне заслуженная карьерная награда, а у Рокуэлла так и вовсе есть шанс вернуться в следующем году с ролью Джорджа Буша-мл. Наибольшие сомнения вызывает последнее место в пятерке — его может занять как Кристфер Пламмер (и за достойную, отмечаемую всеми критиками работу, и в знак поддержки решения Ридли Скотта), так и Майкл Стулбарг. Последнему может сильно помочь репутация уважаемого характерного актера и то, что в этом году он занят в двух фильмах, претендующих на оскаровскую десятку. Но он не особо хорошо шел по сезону и остался без номинаций на SAG иBAFTA, так что я остановлюсь на Пламмере.

  • Уиллем Дефо — «Проект Флорида»
  • Сэм Рокуэлл — «Три Биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • Вуди Харрельсон — «Три Биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • Ричард Дженкинс — «Форма воды»
  • Кристофер Пламмер — «Все деньги мира»

Лучшая женская роль второго плана

В противостоянии Элисон Дженни и Лори Меткаф произошел ожидаемый перевес в сторону первой — ее предпочли «Золотой Глобус», Critics Choice Awards и SAG. Для проформы осталось дождатсяBAFTA, но вопрос уже практически закрыт. Хантер и Спенсер также сохраняют свои шансы на пятерку. Вопрос только в том, сможет ли занять последнее место Мэри Дж. Блайдж (а это, как я уже говорила, будет очень большой прорыв для Netflix), и кто займет ее место, если это не произойдет. В отличие от категории «Главная женская роль», конкуренция здесь довольно слабая, так что я предположу, что они, наконец, смогут. Если же нет, то неплохие шансы есть у Лесли Менвилл.

  • Лори Меткаф — «Леди Берд»
  • Элисон Дженни — «Я, Тоня»
  • Холли Хантер — «Любовь — болезнь»
  • Октавия Спенсер — «Форма воды»
  • Мэри Дж. Блайдж — «Ферма „Мадбаунд“»

Лучший оригинальный сценарий

Здесь ничего не изменилось — или «Прочь», или «Три биллборда», или «Леди Берд», причем тот фильм, который заберет эту награду, скорее всего, будет признан лучшим. Эта традиция может сломаться, если, например, фильм МакДоны возьмет две актерских награды, или Гервиг получит «Оскара» за режиссуру, но на данный момент Пил здесь не в лучшем положении. То же можно сказать и о «Призрачной нити» и «Секретном досье», совсем невыразительно выступающих в сезоне. На их место может прийти самый успешный проект Amazon Studios"Любовь — болезнь", и это будет вполне заслуженно.

  • «Прочь»
  • «Леди Берд»
  • «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»
  • «Призрачная нить»
  • «Любовь — болезнь»

Лучший адаптированный сценарий

Джеймс Айвори и остальные. Это все еще единственная награда, на которую может рассчитывать «Зови меня своим именем», и, на мой скромный взгляд, его главное достоинство. Конкуренция в этой категории настолько слаба, что среди претендентов можно указать даже «Логана» и «Чудо-женщину» (несмотря на то, что сценарии блокбастеров Академия недолюбливает, в этом году больше некого). В этой ситуации фильму Ридли Скотта «Все деньги мира» будет совсем легко получить номинацию.

  • «Зови меня своим именем»
  • «Горе-творец»
  • «Большая игра»
  • «Все деньги мира»
  • «Логан»

Лучший оператор

Мы много лет жили с сознанием того, что Роджер Дикинс никогда не получит «Оскар», но последние несколько лет показали, что с Киноакадемией аргумент «да ему никогда не дадут» не срабатывает. Велика вероятность того, что пришло его время. За ним масштабный, технически сложный и очень красивый блокбастер, и репутация человека, которому пора не давно, а очень-очень-очень давно. У него больше всего наград по сезону. Учитывая, как его любит гильдия операторов, их награду он, скорее всего, тоже получит. Конечно, сохраняются шансы у Хойте ван Хойтемы и Дана Лаустсена, но последний смотрится предпочтительнее. Если «Форма воды» сильно понравится академикам, то все может быть. Но в лидерах пока, безусловно, Дикинс. Здесь сохраняется и еще одна небольшая интрига — получит ли номинацию Рэйчел Моррисон. В этом случае она будет первой номинированной на «Оскар» женщиной-кинооператором, и в этот год, как мне кажется, такой шанс упускать нельзя.

  • Роджер Дикинс — «Бегущий по лезвию 2049»
  • Хойте ван Хойтема — «Дюнкерк»
  • Дан Лаустсен — «Форма воды»
  • Брюно Дельбоннель — «Темные времена»
  • Рэйчел Моррисон — «Ферма „Мадбаунд“»

Лучший фильм на иностранном языке

Шорт-лист из девяти фильмов в этой категории уже пестрит знакомыми именами и нашумевшими названиями. Здесь есть и отмеченный в Берлине чилийский фильм «Фантастическая женщина», и получивший приз в Венеции израильский «Фокстрот», и победитель Канн «Квадрат» из Швеции, и венгерский «О теле и душе», победивший, опять же, в Берлине. Ну и «Нелюбовь». Фильм Фатиха Акина «На пределе», принесший Пальмовую Ветвь Диане Крюгер, на их фоне немного терялся, но после победы на «Золотом Глобусе» и Critics Choice Awards смог заявить о себе как о серьезном конкуренте. За него и популярность Крюгер (которая, если что, и место Стрип может занять), и крайне актуальная тема борьбы женщины за свои права. Какой бы не получилась итоговая пятерка, выбрать из нее будет сложно. Так как в пятерку может отобраться российский фильм, то можно было бы поболеть за соотечественника, но я, пожалуй, не стану. Не за это. Лучше уж шведы, венгры или чилийцы. Но тут почти за всех будет приятно.

  • «Квадрат»
  • «На пределе»
  • «О теле и душе»
  • «Фокстрот»
  • «Нелюбовь»