Кинорулетка: Оскар

2 марта 2018

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним.

В ночь с 4 на 5 марта мы будем наблюдать, как в Лос-Анджелесе вручают премии Американской киноакадемии — и, конечно же, точно же в чем-то промахнутся (мы-то знаем, кому и зачем надо вручать). По этому поводу мы решили вспомнить фильмы XX века, которые не выиграли в главной номинации — а, по нашему мнению, точно должны были. Очевидные вещи — вроде «Таксиста» и «Бешеного быка» — мы решили даже не упоминать, а обратиться к другим кандидатам.

Только одно правило — фильмы, которые мы рекомендуем, вышли не позднее 2015 года.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Тутси» (Tootsie, 1982)

Режиссёр: Сидни Поллак

В ролях: Дастин Хоффман, Джессика Лэнг, Тери Гарр, Чарльз Дёрнинг, Билл Мюррей

О чём: Майкл актёр, но не может найти общий язык с коллегами. Нет работы, нет ролей и перспектив, но Майкл находит выход. Переодевшись женщиной, он заявляется на кастинг популярнейшей мыльной оперы на телевидении.

Оскар: десять номинаций, в том числе и за «лучший фильм», но картина Сидни Поллака получила лишь одну статуэтку.

Джессика Лэнг увезсла домой золотого болванчика «за лучшую роль второго плана», в остальном же комедии о нелёгкой актёрской доле пришлось уступить «Ганди» Ричарда Аттенборо и «Инопланетянину» Спилберга.

Почему: на редкость смешная комедия, ставшая одновременно и классикой Голливуда, и драмой об актёрском таланте и труде, и даже оригинальной историей любви. Одна из самых ярких ролей в карьере Дастина Хоффмана, из которой можно узнать, как круто он мог бы сыграть помидор. Если причин мало, то Билл Мюррей. Билл Мюррей форева.

«Беглец» (The Fugitive, 1993)

Режиссёр: Эндрю Дэвис

В ролях: Харрисон Форд, Томми Ли Джонс, Джо Пантольяно, Джулианна Мур

О чём: доктора Ричарда Кимбла обвиняют в убийстве собственной жены, которого он не совершал. Никто не верит в его невиновность, потому Ричард совершает побег от властей, чтобы поймать настоящего убийцу. В погоню за ним отправляется опытный законник и следопыт, которому безразличны мотивы Кимбла.

Оскар: в 1994 году на премию киноакадемии в номинации «лучший фильм» претендовали пять картин, но «Беглецу» не повезло — конкуренты во главе со «Списком Шиндлера» Спилберга оказались сильнее. Лишь одну награду из семи номинаций завоевал для картины Эндрю Дэвиса Томми Ли Джонс за роль преследователя главного героя. Вместе с Джонсом в категории «лучший актёр второго плана» первую номинацию тогда отхватил Леонардо Ди Каприо.

Ну, а про злой рок Харрисона Форда и говорить нечего. Бедняга получил в жизни всего лишь одну номинацию за фильм «Свидетель», видимо, старине Форду теперь светит увидеть статуэтку лишь «за заслуги».

Почему: живое, динамичное кино с шикарными актёрами и интересным детективным сюжетом.


Выбор Николая Балашова
Николай Балашов

«Джерри Магуайер» (Jerry Maguire, 1996)

Режиссёр: Кэмерон Кроу

В ролях: Том Круз, Кьюба Гудинг-младший, Рене Зеллвегер, Келли Престон, Джерри О’Коннелл, Джей Мор

О чём: спортивный агент Джерри Магуайер с треском вылетает с работы, но не унывает и планирует работать на себя. Беда в том, что все клиенты-спортсмены отворачиваются от него один за другим. Кроме одного — футболиста Рода Тидуэлла

Оскар: В 1997-м году фильм был номинирован на пять статуэток, включая лучший фильм. Главный приз в том году ушел «Английскому пациенту», зато «Джерри Магуайер» победил в номинации «лучший актер второго плана» — им стал Кьюба Гудинг-младший за роль Рода.

Почему: «Джерри Магуайер» — интересный сплав жанров: тут вам и спортивная драма, и лирическая комедия, и вполне себе история о преодолении себя. Несмотря на кажущуюся легкость повествования, картина не столь проста, а академики такое любят. Но дело даже не в номинациях, а в том, что фильм получился на удивление приятным. В кадре блещет вечно молодой Том Круз, мило стесняется еще толком никому не известная на тот момент Рене Зеллвегер, а за спортивный азарт и юмор отвечает Кьюба Гудинг-младший.

Отдельная прелесть этого фильма в режиссуре Кэмерона Кроу, который еще со времен «Скажи что-нибудь» регулярно доказывает то, что снимать скучные фильмы он попросту не умеет. Выстраивая сложные отношения между персонажами, постоянно поддерживая темп картины, он умудряется заставить зрителей ни на секунду не отрываться от экранов и переживать взлеты и падения героев вместе с ними. Все, кто смотрел «Джерри», разумеется помнят финал, на котором просто невозможно не улыбнуться и не утереть украдкой слезу умиления. Ну и, конечно же, культовое «Show me the money!» — уже за одну эту сцену Кьюбе можно было смело вручать Оскар. Подытоживая: «Джерри Магуайер» из разряда тех фильмов, которые трудно выключить, если случайно натыкаешься на него, переключая каналы. И эта безусловная зрительская любовь иной раз дороже всех недополученных призов вместе взятых.

«Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption, 1994)

Режиссёр: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Тим Роббинс, Морган Фримен, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун, Джил Беллоуз

О чём: несправедливо обвиненного в двойном убийстве вице-президента банка Энди Дюфрейна приговаривают к пожизненному заключению в тюрьме Шоушенк. Дальнейшие годы Энди проводит в заточении, попутно доказывая самому себе и окружающим, что его дух не сломлен и что он остается настоящим человеком…

Оскар: В 1995 году фильм был номинирован на семь статуэток, включая лучший фильм, но не заработал ни одной.

Почему: С одной стороны, «Шоушенку» просто дико не повезло с конкурентами в том далеком девяносто пятом. Будучи зажатым между «Криминальным чтивом» и «Форрестом Гампом» (который, в итоге, и собрал все сливки) — у него изначально не было шансов ни на что осязаемое. С другой, фильмы подобные ему обретают зрительскую любовь постепенно, с годами становясь нетленной классикой. А как еще объяснить тот непостижимый факт, что именно «Шоушенк» является на сегодня неоспоримым лидером топа IMDB, с легкостью обходя давних конкурентов? А ведь фильм в свое время не то что призов толком не взял, он еще и в прокате прошел весьма скромно, заработав не бог весть какие миллионы.

Феномен этой картины можно объяснить лишь только тем, что она каким-то образом получилась снятой для абсолютно любого зрителя. Можно с легкостью вспомнить различные претензии к тому же «Форресту Гампу» или прекрасно понять тех людей, для кого самый знаменитый фильм Тарантино стал отнюдь не откровением, а квинтэссенцией насилия. Но «Шоушенк» с одинаковым удовольствием смотрят зрители разных стран и возрастов, настоящие киноманы и те, кто не отличит Тима Роббинса от Моргана Фримена, мужчины и женщины и т. п. Мощнейший посыл, заложенный в этой ленте, близок каждому из нас и порой нам всем надо постараться найти внутри себя немного Эдди Дюфрейна чтобы преодолеть любые трудности на своем пути.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Телесеть» (Network, 1976)

Режиссёр: Сидни Люмет

В ролях: Питер Финч, Фэй Данауэй, Уильям Холден, Роберт Дювалл, Нед Битти, Беатрис Стрэйт

О чём: Известный телеведущий во время прямого эфира неожиданно начинает нести такое, что руководство телеканала оказывается в замешательстве. И самое опасное, что люди его слушают, как и любого уважаемого человека из телевизора. Какое-то время каналу дается использовать его выступления себе во благо, но всему приходит конец. От ведущего надо избавляться, причем так, чтобы максимально поднять рейтинги.

Оскар: «Телесеть» Люмета — один из самых ярких примеров ситуации, когда шедевру просто не повезло. Десять номинаций, включая пять актерских, три актерские награды, включая до сих пор не побитый рекорд Беатрис Стрэйт, награда за сценарий Пэдди Чайефски, и выход в один год с «Всей президентской ратью» и «Таксистом». На волне Уотергейтского скандала Академия могла выбрать любой из этих трех фильмов, максимально отражавших внутреннее состояние среднестатистического американца, но предпочла пусть эскапизма и наградила «Рокки».

Почему: Пять номинаций и три награды говорят сами за себя — это один из самых актерских фильмов в истории американского кино. И хороши здесь не только награжденные Финч, Данауэй и Стрэйт, но и весь остальной состав, включая эпизодников. Благодаря актерам, сценарию Чайефски и режиссуре Люмета, это, к тому же, один из самых страшных фильмов, потому что говорит о вещах вполне себе расхожих, то есть влиянии телевидения на свою аудиторию. Примеров этому много, и впоследствии эта тема поднималась в кино неоднократно, но именно здесь она выражена максимально ясно и точно. Так, что этот захватывающий, но невероятно тяжелый фильм, который вряд ли хватит сил посмотреть повторно, запоминается с первого раза на всю жизнь.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Несколько хороших парней» (A Few Good Men)

Режиссёр: Роб Рейнер

В ролях: Том Круз, Джек Николсон, Деми Мур, Кевин Бэйкон, Кифер Сазерленд

О чём: двух морпехов судят за убийство третьего — но то, что поначалу кажется неприятным инцидентом, оказывается симптомом насквозь прогнившей системы управления морской базой в Гуантанамо.

Оскар: фильм был номинирован на 4 золотые статуэтки, в том числе в главной категории и за лучшую мужскую роль второго плана (Николсон). Во всех четырех проиграла: три болванчика ушли «Непрощенному» Клинта Иствуда, а приз за лучший звук получил «Последний из могикан».

Тогда подобное распределение казалось, возможно и справедливым — но задайтесь вопросом, какой из фильмов вы готовы пересматривать чаще — «Непрощенного» или «Несколько хороших парней»? То-то и оно.

Почему: экранизация пьесы Аарона Соркина — уже знак качества для фильма. Диалоги, выстреливаемые с пулеметной скоростью, и их венец — сцена в суде с Джеком Николсоном и Томом Крузом, которая послужила основой для такого количества пародий, что пальцев не хватит пересчитать.

Полковник Джессеп в исполнении Николсона попал в список ста лучших злодеев американского кино по мнению Американского института кинематографии — и недаром.

«Секреты Лос-Анджелеса» (L.A. Confidential)

Режиссёр: Кёртис Хэнсон

В ролях: Расселл Кроу, Гай Пирс, Кевин Спейси, Ким Бейсингер, Дэнни де Вито

О чём: история трех полицейских в Лос-Анджелесе 50-х — карьериста Эда Эксли, приближенного к Голливуду Джека Винсенса и решающего проблему кулаками Бада Уайта. Все трое окажутся впутанными в одно дело, в котором найдется место коррупции, борделю с похожими на кинозвезд работниц, дилемме «будет ли хороший полицейский нарушать закон ради высшего блага», и, конечно, убийствам.

Оскар: быть номинированным даже в девяти категориях в один год с «Титаником» — это был смертельный номер; «Титаник» раздавил всех. У «Секретов Лос-Анджелеса» в итоге две статуэтки за лучшую женскую роль второго плана (Ким Бейсингер) и одна — за лучший адаптированный сценарий. Очень жалко, на самом деле — нарочито старомодный нуар в любой другой год получил бы больше (не говоря уж о том, что актерских номинаций не хватило ни Кроу, ни Пирсу, ни Спейси).

Почему: еще одна экранизация — на этот раз романа Джеймса Эллроя. Брайан Хелгеленд и Кёртис Хэнсон смягчили некоторые углы и избавились от пары сюжетных линий, но в результате получился лучший нуар за последние 20 с лишним лет. Рисковый кастинг двух антиподов на главные роли (ни Пирса, ни Кроу в Голливуда еще не знали толком) оказался удачным, критики фильм приняли на ура, в прокате он прошел весьма достойно. И, наконец, за прошедшие 20 лет картина не устарела ни капли — ни как экранизация, ни как фильм.

В разработке сейчас проект сериала по роману Эллроя — посмотрим, удастся ли Голливуду второй раз войти в ту же реку.