Синемафия посмотрела: «Чёрная Пантера»

5 марта 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Чёрная Пантера».

Давно у нас в редакции не возникало таких сильных расхождений во мнениях. Разбираемся, почему «Чёрная Пантера» кого-то привела в восторг, а кого-то, наоборот, совсем не смогла впечатлить.

Владислав Пастернак

С какими ожиданиями я шёл на «Чёрную Пантеру»? Да ни с какими. Фильмы от студии Marvel, кажется, выходят так часто, что слились в какое-то одно поточное телешоу, всерьёз вникать в которое уже нет большого желания. Безусловно, в ряду фильмов выделяются «Стражи Галактики» и последний «Тор», также меня почему-то зацепила вторая серия «Капитана Америки», но если бы, например, не было никакого «Железного человека», «Мстителей» и так далее, я бы, пожалуй, не расстроился.

И вот я иду на «Чёрную Пантеру», жду очередную поточную чушь про очередного героя, который непременно найдёт своё Предназначение и спасёт мир от ужасных пикселей — но с первых же секунд началось что-то несусветное. Сначала были гангстеры. Потом выяснилось, что в Африке существует секретная цивилизация, уделавшая любой Сингапур по уровню технологического развития. Потом появились фашисты-реваншисты и сложная человеческая история. И все это — под музыку, какую я в последний раз слышал в «Районе № 9».

Не хочется сейчас углубляться в сюжет и пересказывать поистине шекспировский размах страстей (которого я не ждал). Хочется сказать, что в «Чёрной Пантере» я впервые за долгое время увидел на экране нечто действительно новое: новую, ранее не засвеченную в большом зрительском кино фактуру. Все эти африканские костюмы, пляски, обряды, украшения, все эти носороги, все эти «этнические» вещи в сочетании с техномифом и политическим триллером — это было действительно свежо, это тронуло, удивило, взволновало и впечатлило. «Чёрная Пантера» — это очень талантливое, мощное, большое кино. Пожалуй, ради возможности увидеть такое стоило смотреть все предшествующие выпуски, в том числе про Железного человека.

Ольга Володина

Совершенно согласна с Владом — работа художника-постановщика, дизайнера костюмов и гримеров в фильме просто фантастическая. Рэйчел Моррисон красиво снимает еще!

Жалко, что фильмы не сводятся к работе тех, кто делает красивую картинку — еще б хотелось содержания, и с содержанием у «Пантеры» проблемищи.

Главный герой — никакой. Ну то есть вот костюмчик у него красивый, борода пострижена модно, ногами он машет хорошо. Кто такой Т’Чалла — мы из фильма не узнаем вообще: ничего о персонаже в фильме не рассказывают, это функция, а не главный герой. К сожалению, за 10 лет Marvel нас приучил к тому, что герои у них могут быть и интересными, и сложными — а с Пантерой все старание ушло во внешнее.

Противник Т’Чаллы способен вызвать приступ трипофобии, но никак не эмоции — потому что для эмоций хотелось бы, чтобы персонаж не сводился к плакатным заявлениям «давайте убьем всех плохих и тогда все будет хорошо». У Эрика хотя бы понятно, откуда появилось такое сведение себя самого к функции — но поскольку абсолютно ясно, чем фильм закончится (слушайте, это кинокомикс Marvel, а не артхаус по Томасу Пинчону), то вопрос «а не посопереживать ли ему» не стоит опять.

И так со всеми героями — у них есть крутой внешний вид и даже — в некоторых случаях! — пара удачных шуток (впрочем, несмешных больше), но что это за герои режиссер уточнить забыл. Слишком был занят костюмчиками.

Трехактная структура, по которой строятся все комиксы нынче (даже с усложнением — три трехактных структуры, объединенных в трилогию), позволяет просчитать все происходящее с точностью до пятого знака запятой — и опять же, остается только рассматривать костюмы и носорожиков.

Экскурс в другую культуру — отличная штука, но в таком формате это скорее выпуск «Клуба кинопутешественников», а не кино.

Юлия Данилина

Райан Куглер, которому вечно чего-то не хватало, снял свой лучший фильм. В том, что снял он его в рамках киновселенной Marvel, есть определенная закономерность — когда нет претензий на серьезное драматическое кино, и придираться особо не хочется. К тому же, вместо того, чтобы стандартно пожаловаться на тяжелую темнокожую долю (чем он грешил раньше), он сделал акцент на продвижение своей национальной культуры. И в этом плане как раз все хорошо. И музыка тоже. И Рейчел Моррисон. Компьютера, конечно, много, но это Marvel, у них это всегда. Также здесь есть очень интересные второстепенные персонажи (причем у каждого проработан свой характер, что помогает им запомниться), и яркий антагонист. Но это Джордан, он всегда яркий, даже в том дурацком «Фрутвейле».

Единственное только (и здесь Оля права), на фоне всей этой культуры, разнообразных племен и ярких персонажей совершенно потерялся главный герой. Причем даже не спишешь на то, что персонаж слишком положительный, просто Боузман его не тянет. Но как красивая история, авторы которой стараются донести правильные вещи, фильм вполне себе удался.

Максим Девяткин

Акцент на продвижении национальной культуры усматривается лишь внешне. То есть авторы решили замиксовать культуру бедных районов Бруклина, этнические костюмы африканских народов и сказку об оторванной от мира передовой цивилизации. Смотреть это интересно, но дальше визуальной составляющей никто не ушёл.
Чёрная Пантера — весьма скучный персонаж. С ним всё понятно, и играть Боузману там особенно нечего. Очередной до мозга костей хороший парень, да ещё и правитель страны, который волнуется о благополучии своего народа. Т’Чалла похож на Тони Старка (отец, власть, деньги, костюм), у него есть ресурсы, возможности и даже целая страна, но вот чего-то, что хотя бы отдалённо будет напоминать харизму персонажа Роберта Дауни младшего, не хватает.

Кстати о стране. На протяжении всего фильма мы не видим ни одного рядового жителя Ваканды. Всё действие так или иначе наворачивает круги вокруг элиты этой страны: генералы, короли, советники и главы племён. О народе Ваканды мы знаем примерно ничего. Более того, смена руководителя страны волнует только маленькую горстку элиты, собравшейся посмотреть на смертельный бой своего короля за власть. Какой король пришёл, каким образом, хорошо ли это для страны — всё это не касается рядовых граждан, которых мы видим только фоном, когда Т’Чалла гуляет со своей возлюбленной по городу. Также возмущают солдаты, которые по приказу готовы кромсать сограждан, с которыми служили бок о бок полчаса назад. Все эти политические твисты прекрасны, но если рассуждать до конца, то возникает вопрос либо о рабском статусе граждан Ваканды, либо об отсутствии у них головы на плечах.

Отрадно, что Майкл Б. Джордан и Энди Серкис стали добротными злодеями, с мотивацией и прописанным прошлым. Радует, что соблюдено равновесие юмора и драматической составляющей, чего не было в том же третьем «Торе». В целом, достойный сольник, развивающий вселенную Marvel дальше, но не более.

Петр Зайцев

Не понимаю претензий коллег. Я получил от «Чёрной Пантеры» огромное удовольствие. Прежде всего потому, что это действительно что-то новое на фоне приевшихся и копирующих друг друга фильмов по комиксам. Куглер сотворил какой-то невероятный микс из шекспировской драмы, технологичной бондианы, политического триллера и документалок канала Discovery — и всё это в рамках хорошо знакомой киновселенной Marvel. Чёрная Пантера сам по себе, действительно, не самый любопытный и глубоко проработанный герой (в этом у него много общего с героями DC, кстати), но зато вокруг него огромное множество классных и разнообразных второстепенных персонажей, на которых и держится картина. Плюс ко всему шикарная операторская работа и восхитительный саундтрек, в котором современная музыка изящно замиксована с этническими мотивами. Marvel решились на смелый и дерзкий эксперимент, выпустив дорогущий блокбастер, где практически нет белых актёров, но в результате всё удалось — смотрится картина очень гармонично и, при этом, довольно экзотично. Жаль только, что в грядущей «Войне бесконечности» Ваканду, с которой мы пока познакомились весьма вскользь, судя по всему нехило так разгромят. Но я с нетерпением буду ждать сиквел о Чёрной Пантере и надеюсь, что снимать его будет тоже Райан Куглер.

Наш вердикт: