Синемафия посмотрела: «Проект Флорида»

12 марта 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Проект Флорида».

В отечественный прокат продолжают выходить картины, представленные в этом году на «Оскаре». Разбираемся, почему Уиллем Дефо был удостоен номинации за свою роль в «Проекте Флорида».

Юлия Данилина

Шон Бэйкер снова снимает о том же, о чем и всегда — дружбе, любви и прочих отношениях среди тех слоев общества, которые принято вовсе не замечать. У него все еще замечательный вкус, чего только стоит то, что Алексис Забе у него снимает детей, смотрящих на коров под дождем (кто видел «После мрака свет», тот поймет). И, благодаря Забе в том числе, это один из самых красивых фильмов года. Можно, конечно, сказать, что у нас уже есть «Американская милашка», но у Бэйкера по итогу оказалось не совсем о том, о чем у Арнольд.

Он не то чтобы оправдывает мать Муни, которой лет двадцать, и при этом у нее уже есть шестилетняя дочь (сами подсчитайте, во сколько лет она родила, и чем при таком поведении может зарабатывать на жизнь), но все еще нет ни работы, ни нормального жилья, ни взрослых мозгов. И ему не то чтобы нравится ее поведение и образ жизни. Он скорее констатирует факт, что да, такие девочки есть, и им тоже можно сочувствовать, хотя бы из альтруизма — ну кто им виноват, что взрослеть вовремя не захотели. И история не столько о ней, и не столько о персонаже Дефо (хотя именно он, благодаря таланту актера, становится эмоциональным стержнем фильма, да и вообще мужик хороший, побольше бы таких), сколько о том, что, когда тебе шесть, окружающий мир воспринимается как-то легче и светлее, даже если в нем происходит мало что хорошего. Поэтому стремление Муни, как и ее матери, спрятаться в сказочном домике, можно понять. Бэйкер в целом, в очередной раз, снимает о том, что понять (хотя бы для начала понять) можно всех, и все достойны человеческого тепла и сочувствия. И не любить его фильмы довольно проблематично.

Ольга Володина

Жизнь главной героини, Муни, похожа на сказку — она живет с матерью в солнечной Флориде, с приятелями носится по окрестностям, развлекается и ест мороженое на выпрошенные у прохожих деньги. В этом мире нет ничего невозможного — по крайней мере для Муни. Безработная мама ни в чем дочери не отказывает, даже суровый на первый взгляд управляющий мотеля к девочке очень по-доброму относится. Питается Муни вафлями с кленовым сиропом, которыми ее с мамой подкармливает добросердечная подруга, маму ее веселит, когда она матерится через слово — ну вообще, не жизнь, а малина. Даже отчитавшая ее за плевки в машину новая соседка на Муни злиться долго не может.

Фильм может метнуться, судя по такому описанию, в две противоположные стороны. Он может оказаться морализаторской сказкой про славную, но невоспитанную нищенку с обязательным разоблачением грехов и возвеличиванием добродетели в конце. А может стать мрачной, реалистичной историей о том, как живет белая рвань — тут видятся трупы младенцев, наркотики и обязательная безысходность. Шон Бэйкер, благослови его господь, не выбирает ни один из этих путей — у него чистого вида магический реализм. Все проблемы остаются — но на мир мы смотрим глазами Муни, а в ее мире все проблемы решаются вафлями, мороженым, игрой на планшете или хотя бы побегом в сказку, где посмотреть на пасущуюся корову — уже сафари.

Другая потенциальная проблема фильма с непрофессиональными актерами — в том, что на фоне Дефо они, конечно, должны все лажать. И тут Бэйкер делает гениальный ход: и Бруклинн Принс, и Бриа Винайте у него играют таких девчонок-ломак, и все кажущиеся фальшивыми ноты — просто часть образа героинь. И никаких вопросов не остается. Другой вопрос, что Уилллем Дефо и Калеб Лэндри Джонс в сцене на две минуты — они просто переносят холодильник, тот еще этюд, — выдают такой мастер-класс актерской игры, что все равно видно, кто тут профи, а кто просто милый человек, попавший в типаж.

Итак, Шон Бэйкер — молоток, фильм — хороший, и всё с ним так, и снят он красивейше, но… это не тот фильм, который хочется пересматривать. Посмотреть один раз — да. А вот дальше магии не хватит — как нельзя второй раз пережить то лето, когда тебе шесть.

Ольга Белик

«Проект Флорида» — такой фильм-обманка. Он снят с точки зрения маленькой девочки — и ты видишь мир ее глазами, и мир этот в целом не так уж плох. Отличный он даже. Солнце, друзья, приключения. Ну, и что, что крыша над головой — это дешевый мотель, а мама — проститутка, и друзья твои — дети таких же людей со дна? Все это наносное, бытовуха, материализм! Серьезно, половину фильма ловишь себя на мысли — что счастье не в деньгах, не в хорошей работе, и все эти наши взрослые ценности — сущая ерунда, потому что какие-нибудь богаческие детки с пяти лет по психологам, а вот эта нищенка Муни и ее банда — счастливцы без рефлексий…

…а потом наступает расплата, конечно, и отрезвление. Шон Бэйкер, слава богу, не включает в сюжет какие-то кровавые ужасы, насилие, смерти и прочие ожидаемые вещи. Ничего этакого не происходит — лишь закономерность: без денег и работы долго не проживешь ни в одном мотеле, пусть даже менеджер — святой Дефо. Переев детской непосредственности и привыкнув к сказочным цветам вырви глаз, ты возвращаешься к основам вроде того, что если никого не уважать и не думать о том, что будет завтра — окажешься в пролете и потащишь за собой близких.

Трогательное кино с прекрасными детьми — но согласна с Олей: дважды не посмотришь. Это откровение на один раз.

Максим Девяткин

Не все дети доехали до Диснейленда — кому-то пришлось остановиться на полпути и разменять детскую мечту на то, что предлагают обстоятельства, равно как и их родителям пришлось смириться с туманными перспективами и проживанием в дешёвом мотеле. Но Муни и её маму, равно как и других героев фильма, это мало тревожит. В солнечной Флориде, пусть и на обочине жизни, им не так уж и дискомфортно. Мотель стал своеобразной заменой Диснейленда, а заодно домом и замком, где всегда рядом Уиллем Дефо, рыцарь в сияющих доспехах, готовый решить любую проблему и стерпеть любую детскую пакость.

Понятное дело, что такой самообман рано или поздно разбивается о скалы, как это и случилось. Истории людей, живущих на обочине в мотеле-замке, нам рассказывают с позиции ребёнка, как не раз подметили коллеги. Этот мир донельзя яркий, озорной и интересный с точки зрения шестилетнего ребёнка, который видит карету. Но вот для всех остальных это страшная сказка, в которой никакой кареты нет — есть сгнившая тыква, над которой летают мухи. И тем страшнее смотреть это кино с позиции зрителя. Последствия докатились до мамы Муни слишком поздно, но об ином исходе не могло быть и речи. Её бегство от ответственности и взросления закончено, но вот для Муни, увы, всё ещё впереди. А значит, история повторится ещё и ещё.

Очень странно, что подобную историю почти полностью проигнорировали на «Оскаре». Уиллем Дефо ого-го, но фильм явно заслуживал большего. Хотя бы в целях привлечения внимания к проблеме, которая гораздо шире, чем трендовый ныне расизм, ксенофобия или что-то там ещё.

Наш вердикт: