Кинорулетка: Диктатор

30 марта 2018

К выходу фильма «Дорогой диктатор» вспоминаем иные фильмы, рассказывающие о диктаторах.

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним. В этот раз темой стало слово ДИКТАТОР — из-за выхода фильма «Дорогой диктатор» с Майклом Кейном; мы хотим посоветовать посмотреть (или хотя бы вспомнить) некоторые из фильмов, связанных с этой темой.

Правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Диктатор» (The Dictator, 2012)

Режиссёр: Ларри Чарльз

В ролях: Саша Барон Коэн, Анна Фэрис, Бен Кингсли, Джон Си Райли

О чём: руководитель африканской страны Вадии — диктатор по имени Аладин. Он угнетает свой народ вот уже несколько десятков лет, смеётся в голос от одного упоминания свободы слова и честных выборов, а нефть обеспечивает устойчивость его режима. Но однажды Аладин покинул свою страну, чтобы выступить с речью в ООН, и всё пошло наперекосяк.

Диктатор: персонаж Аладина — это гиперболизированная, смешная, абсурдная, но калька с коллективного образа существующих в мире диктатур и тех, кто пытается им себя противопоставить.

Почему: сказка проста — диктатор Вадии (тут, наверное, привет Ваканде, Т’Чалле и «Чёрной пантере») пытается вернуть свою личность, но для этого ему придётся побыть в шкуре бедняка. И не то чтобы этот опыт Аладина изменил, но зато вы проведёте часок-другой в обществе Саши Барона Коэна. Расизм, неуместный юмор, сатира и желание пересмотреть «Бората» того стоят.

В образе Аладина Коэн появился на премии «Оскар».

«Интервью» (The Interview, 2014)

Режиссёр: Сет Роген, Эван Голдберг

В ролях: Джеймс Франко, Сет Роген, Рэндолл Парк, Лиззи Каплан

О чём: тележурналисты Аарон и Дэвид удостоены особой чести взять интервью у лидера Северной Кореи — Ким Чен Ына. Такой удобный случай избавиться от очередного диктатора КНДР подворачивается не каждый день, спецслужбы поручают журналистам убить героя их интервью.

Диктатор: фильм вызвал огромный резонанс, атаки хакеров, громкие заявления, угрозы. Для фильма всё это кончилось ограниченным прокатом в США и дальнейшим релизом в интернете (прибыльным, надо сказать). А всё потому, что в КНДР идею картины Рогена и Франко не оценили. И правда, какому диктатору понравится сатира на самого себя.

Почему: во-первых фильм действительно получился смешным. Дуэт Роген-Франко не хохмил так с «Ананасового экспресса». Во-вторых, там очаровательные все, даже диктатор (в реальности расстреливающий людей из гранатомёта). И потом, неужели не интересно, что же скандального наснимали и чем обернётся битва Роген-Франко vs. Ким Чен Ын (это ж сколько надо было скурить, чтобы это придумать)?


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Стена» (Pink Floyd: The Wall, 1982)

Режиссёр: Алан Паркер

В ролях: Боб Гелдоф, Кристин Харгривз, Элинор Дэвид, Боб Хоскинс

О чём: Пинк отгораживает себя от окружающих. В его мире маршируют молотки, детей пропускают через мясорубку, голубь превращается в имперского орла, а женщина — в зубастый цветок. В реальности отец погиб во время войны, детство прошло в католической школе с суровыми учителями и постоянным прессингом, была жена, да и та ушла к политическому активисту. Не осталось ничего, кроме наркотиков, надоедливых фанаток и музыки. В любом случае, все это — еще один кирпич в Стене, падение которой вряд ли что-то сильно изменит.

Диктатор: Под действием наркотиков Пинк воображает себя лидером группировки неонацистов. Его выступление перед ними страшнее, чем молотки, мясорубки и цветы вместе взятые. Они ведь нарисованные, а марш неонацистов вполне себе реален.

Почему: Экранизация знаменитого концептуального альбома Pink Floyd — больше, чем фильм. Также это больше, чем мультфильм и больше, чем визуализация образов из музыкального произведения. Это уникальный симбиоз первого, второго и третьего, получившийся во многом благодаря стечению обстоятельств. Сложно сказать, сколько здесь от Роджера Уотерса, сколько от Алана Паркера, сколько от Боба Гелдофа, и, что самое главное, в этом не хочется разбираться. Сложно сказать, у всех ли хватит сил на пересмотр, но увидеть «Стену» хоть один раз в жизни нужно обязательно. Вы никогда не сможете это забыть.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road, 2015)

Режиссёр: Джордж Миллер

В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Хью Кияс-Берн, Николас Холт

О чём: Максу Рокатански нужна пустыня, автомобиль и ящерицы, чтобы было что покушать. Воинам Несмертного Джо нужен Макс, точнее, его кровь, так как это идеальное топливо. Фуриозе тоже нужен Макс, потому что он хороший водитель, и с ним безопаснее. Женам Несмертного Джо нужно убежать. Гитаристу нужна гитара и динамики. Населению Цитадели нужна вода. Даже в этом аду кому-то что-то нужно.

Диктатор: Несмертный Джо держит при себе огромную свиту и верных до гроба воинов, намеренно держит подданных без воды и ждет не дождется наследника от одной из жен. Все признаки диктатуры налицо. Да и на лице тоже.

Почему: Когда производство фильма затягивается на долгие годы, он в большинстве случаев оказывается слабым и вымученным, но семидесятилетний Джордж Миллер смог опровергнуть это утверждение. Ему удалось, практически не используя компьютерные эффекты, снять эталонный адреналиновый экшн, в сравнении с которым все блокбастеры нулевых смотрятся бледно. Большой разрыв между выходами третьей и четвертой части «Безумного Макса» позволил ему детально проработать вселенную, благодаря чему история захватывает в любом виде. Ей даже не совсем обязателен большой экран, хотя именно в кино «Дорога ярости» производит максимальное впечатление. С другой стороны, черно-белая режиссерская версия никак не хуже. И не могу не заметить, что Миллеру удалось подхватить тему Сильной Женщины до того, как она стала по-настоящему актуальной и раскрыть ее наилучшим образом. Долгих лет ему и вдохновения, а всем нам — сиквел про Фуриозу.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Взорвать Гитлера» (Elser, 2015)

Режиссёр: Оливер Хиршбигель

В ролях: Кристиан Фридель, Катарина Шюттлер, Бургхарт Клаусснер, Йохан фон Бюлов, Феликс Эйтнер

О чём: Накануне 8 ноября 1939 года деревенский плотник и убежденный пацифист Георг Эльзер (Кристиан Фридель) спрятал в стене зала в Мюнхене самодельную бомбу с часовым механизмом, которая должна была сработать на следующий день во время выступления Гитлера, убив фюрера и изменив ход истории. Но к несчастью, Гитлер закончил своё выступление на 13 минут раньше. Однако Эльзер узнает об этом уже в гестапо, будучи арестованным у самой границы с Швейцарией. Его будут допрашивать и пытать, и чтобы хоть как-то отстраниться от доставляемых мук Эльзер будет пытаться вспомнить мирную жизнь, наполненную несчастной любовь к Эльзе (Катарина Шюттлер), вышедшей замуж за другого. Пригрозив расправой над ней, гестапо вынудит Георга сознаться и рассказать, как и почему Эльзер решил спланировать покушение, но в после признания ему не поверят, что какой-то плотник справился в одиночку.

Диктатор: один из главных злодеев минувшего столетия хоть и упомянут в названии фильма, которое своевольно дали ему отечественные прокатчики, в картине практически не показан и присутствует опосредованно. Гитлера спасло лишь то, что он покинул место, где выступал, на 13 минут раньше взрыва. С этим, например, связано и то, что английские прокатчики тоже решили изменить оригинальное название и назвали картину «13 Minutes».

Почему: в основу фильма легла реальная история немецкого антифашиста Георга Эльзера. Однако она мало известна за пределами Германии, где память о нём увековечена памятниками и мемориальными табличками, установленных в тех местах, что имели отношение к его жизни. Такая локальная известность кажется странной, напрасной и в некоторой мере несправедливой. Фильм же заслуживает внимания не только за явный гуманистический и антивоенный подтекст, но и за поразительные актёрские работы, пронзительно воплотившие на экране преображение маленького человека в человека с большой буквы, несмотря на то, что изначальный план потерпел поражение.