Кинорулетка: Лучше подавать холодным

6 апреля 2018

Вспоминаем фильмы, рассказывающие о мести во всех её видах.

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним. В этот раз темой стало слово МЕСТЬ — из-за выхода фильма «Жажда смерти» с Брюсом Уиллисом.

Мы советуем посмотреть (или хотя бы вспомнить) некоторые из фильмов, связанных с мщением в том или ином виде. Правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Детский час» (The Children’s Hour, 1961)

Режиссёр: Уильям Уайлер

В ролях: Ширли МакЛейн, Одри Хепберн, Фэй Бейнтер, Джеймс Гарнер

О чём: Марта и Карен достигли свой самой большой мечты — они открыли частную школу для девочек. Далеко не все послушные ученицы, но кто говорил, что будет просто. Провинившихся наказывают, по-другому никак. Вот только того, что Мэри Тилфорд окажется настолько испорченной и мстительной, они никак не могли предвидеть.

Месть: Мэри делает все, чтобы ее бабушка поверила в то, что Марта и Карен — любовницы. В Америке пятидесятых это было равносильно смертному приговору, а уж ни о каком преподавании не могло быть и речи. И даже никакие весомые доказательства были не нужны, ведь дети не врут.

Почему: Экранизация пьесы Лиллиан Хеллман, — к которой Уайлер уже обращался до войны, но тогда не мог реализовать замысел в полной мере, — прежде всего, ребенок своего времени. Это один из первых фильмов, в котором открыто поднимается тема гомосексуализма и отношения к нему в обществе. Он во многом следует структуре пьесы и очень театрален, в том числе это касается и актерской игры. Все играют замечательно, но как на сцене. Все, кроме Ширли МакЛейн. Уже тогда она выделялась своей непривычной естественностью, и остается только удивляться, насколько легко она смогла передать трагедию своей героини в конце. И не сыграть ее, а именно что прожить. Поэтому, притом, что фильм примечателен работами Хепберн и Бейнтер, его главная звезда — именно МакЛейн, и смотреть его стоит в первую очередь из-за нее. Ну и еще совсем немножко из-за молоденькой Вероники Картрайт.

«Нефть» (There Will Be Blood, 2007)

Режиссёр: Пол Томас Андерсон

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дано, Диллон Фризье, Кевин Дж. О’Коннор

О чём: О Дэниэле Плэйнвью, который любит молочные коктейли, не любит людей и в целом вполне себе сверхчеловек.

Месть: Плэйнвью и пастор церкви Третьего Откровения (иными словами, лидер обычной секты) Илай постоянно отыгрываются друг на друге. Сначала первый унижает второго, потом второй отвечает унижением на унижение, и так без конца. Пока один из них не умрет.

Почему: Главный фильм в карьере Пола Томаса Андерсона идеален во всех отношениях, с какой стороны не подойди. Благодаря насыщенному событиями сюжету три часа экранного времени абсолютно не чувствуются. Все основные темы творчества режиссера — перфекционизм, религия, отношения с родителями — именно здесь раскрыты наилучшим образом. И даже юмор здесь есть, несмотря на то, что порой он очень уж черный. Прилагается один из самых бесспорных актерских «Оскаров» последних лет, но нельзя не заметить, что актерский состав подобран настолько хорошо, что и в моноспектакль «Нефть» не превращается. При этом она остается спектаклем, невероятно красивым, захватывающим и актерским. Для Пола Томаса Андерсона это совершенно нормально.


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Олдбой» (올드보이, 2003)

Режиссёр: Пак Чхан-ук

В ролях: Чхве Мин-сик, Кан Хе-джон, Ю Джи-тхэ

О чём: сильно выпивший по случаю дня рождения дочери О Дэ-су оказывается пленником частной тюрьмы на целых пятнадцать лет. В комнате без окон лишь телевизор единственный предмет, который связывает его с внешним миром. Перебирая все годы своей жизни, О Дэ-су пытается вычислить кому он так насолил, а однажды, оказавшись на свободе, решает отомстить.

Месть: главный герой культового корейского фильма «Олдбой», ставшего частью трилогии Пак Чхан-ука «о мести», провёл в маленькой комнате пятнадцать лет, сам не зная за что. В отрыве от семьи и маленькой дочки. Этот опыт трудно пережить, а ещё тяжелее простить. Хоть фильм и снят по манге, такие тюрьмы действительно существуют.

Почему: если вы решили познакомиться с корейским кинематографом, то «Олдбой» это то, что нужно. Это прям огонь — бои, кровь, молоток О Дэ-су, ставший символом и карающий тюремщиков направо и налево.

Твисты, наконец та-самая-сцена с поеданием живого осьминога и приз Каннского фестиваля. Причин посмотреть достаточно и, ради всего святого, не вредите себе — посмотрите сначала корейский фильм, а не ремейк с Бролином.

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street, 2007)

Режиссёр: Тим Бёртон

В ролях: Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Алан Рикман, Тимоти Сполл

О чём: цирюльник Бенджамин Баркер возвращается в Лондон под именем Суини Тодд. Он провёл на каторге много лет по ложному обвинению, которое состряпал местный судья, чтобы отбить прекрасную жену брадобрея.

Жена, не выдержав позора, умерла, а прекрасная дочь Тодда теперь удочерена негодяем судьёй. Побитый жизнью цирюльник клянётся отомстить и заключает договор с хозяйкой увядающей из-за нехватки мяса пекарни миссис Ловетт: Тодду предоставят второй этаж пекарни под цирюльню, а в пирожках этажом ниже всегда будет свежее мясо…

Месть: сюжет говорит сам за себя, а в фильме кто за что только не мстит. И ведь это же экранизация мюзикла! То есть режут глотки, напевая при этом песенки.

Бенджамин Баркер убивает в цирюльне не только в ожидании судьи Терпина и его приспешника. Для него понятие мести за годы каторги становится масштабнее личной трагедии — он мстит мрачному, омерзительному Лондону, его обитателям, к которым цирюльник испытывает искреннее презрение.

Почему: а поющего Джонни Деппа недостаточно, нет? В «Суини Тодде» прекрасно всё: Джонни, Хелена, Рикман (вечная память), неповторимый стиль Бёртона, пекарня с пирожками из людей, судья, желающий жениться на падчерице и много ещё чего в том же духе. Готический мир «Суини Тодда» это мрачный чумной Лондон, где смерть за углом, все обречены, а потом вдруг миссис Ловетт с её мечтами в «цвете».

Но как ни странно, при просмотре можно и посмеяться.

«Место под соснами» (The Place Beyond the Pines, 2012)

Режиссёр: Дерек Сиенфрэнс

В ролях: Райан Гослинг, Брэдли Купер, Ева Мендес, Дэйн ДеХаан, Бен Мендельсон, Махершала Али

О чём: каскадёр-мотоциклист Люк узнаёт, что у его бывшей подружки от него родился сын.

Бросив сценическое призвание и решив хоть как-то помочь матери своего ребёнка и оставить сыну наследство, герой Райана Гослинга грабит банки, уходя от погони на мотоцикле. Но однажды бывшего каскадёра загнал в ловушку полицейский-новичок.

Месть: повзрослевший сын Люка узнаёт об истории своей семьи, своего отца, опознаёт виновных и имеет шанс отомстить.

Почему: Райан Гослинг может просто ехать на мотоцикле и из этого уже можно сделать кино. Инфернальная внешность ДеХаана, экранная химия закадровых отношений Гослинг-Мендес, да и «Место под соснами» это просто до безумия красивый фильм: пейзажи, герои, погони, сюжет и меланхоличные, лишённые звука сцены.

Казалось бы простой сюжет, но как всё стильно и здорово. Это надо видеть и точка.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Принц Ютландии» (The Prince of Jutland, 1994)

Режиссёр: Габриэль Аксель

В ролях: Кристиан Бейл, Гэбриэл Бирн, Хелен Миррен, Брайан Кокс, Том Уилкинсон, Кейт Бекинсейл, Энди Серкис

О чём: попытка вернуть шекспировского «Гамлета» к корням — к хронике «Деяния данов», в которой и рассказывается история сына ютландского вождя. После того, как дядя убивает его отца, Амледу ничего не остается, как прикинуться безумным, чтобы выжить.

Месть: главный герой либо сверхчеловечески умен, либо безумен — и самозванец, занявший отцовский трон, решает, что Амлед повредился в уме. Но это, конечно, не так: герою просто нужно время для мести за отца.

Почему: вышедшая через несколько лет после голливудской экранизации «Гамлета» (да еще и с Мэлом Гибсоном в главной роли) картина берет не размахом, а попыткой рассказать знакомый сюжет в историческом контексте. Благодаря этому сокращаются и количество диалогов, и размеры монологов, а вот действия прибавляется; мотивы героев становятся куда очевиднее, но и ближе к древнегреческой трагедии, которой отдает любая история мести за отца. Впрочем, даны в сравнении с древними греками были куда более практичными парнями.

Очень интересно наблюдать за совсем молоденьким Бейлом, который среди всего цвета британской сцены не только не теряется, но и выглядит весьма достойно. А уж какая тут Миррен — это просто сказка.

«Расплата» (Payback, 1999)

Режиссёр: Брайан Хелгеланд

В ролях: Мэл Гибсон, Мария Белло, Грегг Генри, Уильям Дивэйн, Люси Лью, Крис Кристоферссон, Джеймс Кобёрн

О чём: после ограбления Портера подставили его подельник и бывшая жена. Портер с трудом выжил — и теперь тем, кто когда-то решил перейти ему дорогу, придется несладко.

Месть: Портер много раз подчеркивает, что он всего лишь хочет получить обратно свои 70 тысяч долларов, из-за которых он и схватил пару пуль. Но оставляя за собой выжженную землю и убирая одного за другим тех, кто встал на его пути, герой дает слишком много поводов в этом усомниться. Хотя справедливости ради отметим, что в одном случае — с бывшей женой — он даже проявляет определенное милосердие.

Почему: очередная экранизация романа Дональда Уэстлейка о приключениях преступника Паркера (здесь поменявшего фамилию) поначалу вышла такой мрачной, что студия решила ее перемонтировать и частично переснять. Главного героя решили сделать посимпатичнее, чтобы можно было хотя бы ему в этом параде негодяев сопереживать. И зря: если вам в руки попадется режиссёрская версия фильма, хватайте её и не отдавайте никому — её стоит посмотреть хотя бы ради иной концовки. Ну и полюбить ради прекрасного концепта, согласно которому главному герою и не надо быть хорошим парнем; хватит всего лишь обаяния, пусть и полностью аморального.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Заложница» (Taken, 2007)

Режиссёр: Пьер Морель

В ролях: Лиам Нисон, Мэгги Грэйс, Фамке Янссен, Оливье Рабурден, Лиленд Орсер, Ксандер Беркли, Холли Вэлэнс

О чём: Отставной спецагент Брайан Миллс (Лиам Нисон) старается вести размеренную жизнь военного пенсионера, несмотря на развод с женой (Фамке Янссен), променявшей его на миллионера. Он души не чает в своей семнадцатилетней дочери Ким (Мэгги Грэйс), и порой встречается с сослуживцами, чтобы незатейливо провести вечер за приготовлением мяса на гриле и употреблением его с пивом.

Однажды дочка просит у отца разрешения отправиться с подругой в Париж, тот не сразу, но соглашается. Из-за специфики своей предыдущей работы Брайан везде видит опасности — и реальные, и мнимые. Бывшая жена считает это паранойей, однако чутье не подводит отставного спецагента.

Во многом из-за легкомысленного отношения к собственной безопасности Ким и её подругу почти сразу после прибытия в Париж похищает албанская мафия. И у Брайана остаётся меньше четырёх дней, чтобы спасти свою дочь.

Месть: Наверняка любой отец, представив себя в ситуации, в которой оказался главный герой, поступил бы так же — сделал всё возможное, чтобы спасти своё чадо и отомстить каждому обидчику, подвергшему ребёнка ужасам и страданиям.

Почему: «Заложница» по своей динамике может легко сравниться со старыми добрыми американскими боевиками, пока те не утратили свежесть и яркость под пеленой политкорректности. Наверняка во многом на это повлияло то, что создавался фильм по эту сторону Атлантики, а не в Голливуде. Но создавался по канонам боевиков талантливейшим Люком Бессоном, написавшим сценарий и ставшим продюсером картины, а также режиссёром Пьером Морелем, известным широкому зрителю по работам над фильмами «13-й район», «Дэнни цепной пёс» и «Перевозчик» (в последних двух он был оператором).

Благодаря таким исходным ингредиентам зритель получил горячий коктейль из погонь, визга тормозов, выстрелов и взрывов, рукопашного боя и прочих проявлений насилия, которое себе позволяет воспламенённый праведным гневом главный герой с добрым и задумчивым лицом в исполнении несравненного Лиама Нисона.