Кинорулетка: Дальше — тишина

13 апреля 2018

Вспоминаем фильмы, в которых тишина играет заметную роль.

Сами придумали, сами играем: раз в неделю редакция Синемафии находит повод и советует посмотреть фильмы по ассоциации с ним. В этот раз темой стало слово ТИШИНА — из-за выхода фильма «Тихое место» Джона Красински.

Мы советуем посмотреть (или хотя бы вспомнить) некоторые из фильмов, в которых тишина важна. Правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Мужские разборки» (Du rififi chez les hommes, 1955)

Режиссёр: Жюль Дассен

В ролях: Жан Сервэ, Карл Мёнер, Робер Манюэль, Жюль Дассен, Мари Сабуре, Жанин Дарси, Клод Сильвен

О чём: вышедший на свободу после пятилетнего заключения бандит Тони кашляет, мрачно смотрит по сторонам и ничего особенно не хочет, разве что разыскать бросившую его жену, иногда играть в карты да общаться с крестником. Но звезды складываются таким образом, что он соглашается поучаствовать в ограблении ювелирного магазина — разве что вместо первоначальной идеи быстро разбить витрину да дать деру ему в голову приходит куда более дерзкий план. Стоит не довольствоваться малым, но сорвать куш — вскрыть сейф, стоящий в самом магазине, и забрать всё.

Тишина: одна из особенностей охранной сигнализации в ювелирном магазине, который грабят герои — реакция не только на попытку ее взломать или перерезать провода, но и на вибрацию пола или стены. Стоит громко хлопнуть дверью — и все, жди полицию; не говоря уж о попытке продолбить дыру в полу этажом выше, чтобы спуститься в магазин, как-то планируют герои. Приходится работать в почти полной тишине, чтобы даже шум сыпящейся вниз штукатурки не потревожил хитрую систему, даже скрип ботинок.

Для того, чтобы передать напряжение сцены, режиссёр сознательно пошел на почти получасовую сцену без всякого музыкального сопровождения — зрителя ждет такая же тишина, как в магазине. Композитор фильма сначала было воспротивился такому ходу и даже написал музыку для ограбления, уверяя, что он спасет фильм вопреки режиссёрским фанабериям, но, посмотрев сцену со своей музыкой и без неё, согласился, что тишина — эффектнее.

Почему: покинувший Голливуд после попадания в черный список режиссер переехал во Францию и раз и навсегда вошел в мировую историю кинематографа под именем «Жюль Дассен» — ни буквы не поменялось, только произношение. В 1955 году появился его первый французский фильм — нуар, экранизация недавно вышедшего бестселлера Огюста ЛеБретона, изобиловавшего актуальными для местной криминальной среды словечками и типажами. Дассен из двух великих культур с успехом сделал одну — и получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру (правда, разделив его с Сергеем Васильевым — тот получил приз за «Героев Шипки»).

Да, и приглядитесь к итальянскому взломщику Сезару-миланцу: его сыграл сам режиссёр, скрывшись в титрах под псевдонимом «Перло Вита».

«Опасный Бангкок» (Bangkok Dangerous, 1999)

Режиссёры: Дэнни Пан, Оксид Пан

В ролях: Паваритх Монколписит, Премсини Ратанасофа, Патхараварин Тимкул, Писек Интраканчит, Коркиате Лимпапат

О чём: глухонемой наемный убийца Конг раньше помогал нашедшему в нем талант и выпестовавшему его киллеру Джо, но Джо больше не пользуется оружием — ему прострелили руку, и он сидит дома перед телевизором и поучает Конга. А Конг теперь работает за себя и за того парня — получает заказы у стриптизерши Ом, выполняет их, действуя механически. Однако встреча с симпатичной аптекаршей показывает Конгу, что есть и иная жизнь, более интересная, чем представлять на своих жертвах лица своих детских обидчиков и потому стрелять без промаха.

Тишина: Конг имеет перед своими конкурентами огромное преимущество — он не слышит звука выстрелов, работая в полной тишине. В фильме братьев Пан, насколько можно понять, звук выстрела очень пугает стреляющего и вызывает у него неприятные эмоции, а вот отдача не беспокоит никого вообще. К тому же жизнь Конга, в отличие от всех остальных жителей Бангкока, лишена постоянного шума — быстрых ритмов стриптиз-бара, где он встречается с Ом, голосов людей на улице и даже занудных речей Джо.

Почему: безмерно сентиментальная и при этом полная взрывного действия дебютная картина братьев Пан смотрится как что-то весьма наивное — и при этом оторвать глаз от экрана нельзя. Даже когда хочется закричать, что так не снимают, а уж финальную сцену делать под дождем и в слоу-мо не было модно даже двадцать лет назад: поверьте моему опыту, именно эту финальную сцену вы двадцать лет помнить и будете.

Да, если вам дорога жизнь — авторемейк братьев с Николасом Кейджем в главной роли лучше избегать как чумы. Фирменная кейджевская манера игры, помноженная на убийственную серьезность, лишила сюжет того шарма, который был у оригинала.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Гравитация» (Gravity, 2013)

Режиссёр: Альфонсо Куарон

В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис

О чём: доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) в составе группы астронавтов, в которую входит Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) и ещё один человек, участвует в орбитальной миссии по обслуживанию космического телескопа «Хаббл» и установке на него научного оборудования.

После гибели спутника на орбите образуется облако из обломков и космического мусора, которое движется вокруг Земли на огромной скорости и, настигая миссию астронавтов, разрушает их шаттл. После крушения космического челнока в открытом космосе в живых остаются только Стоун и Ковальски. Они пытаются добраться до МКС, чтобы на спасательной капсуле вернуться на Землю.

Тишина: если не считать переговоров по радио и шумов, которые отдаются вибрациями по скафандру или корпусу космического корабля, то абсолютно безжизненная тишина — единственное, что в открытом космосе могут услышать герои фильма. Эпиграф картины это очень чётко подчёркивает: «На расстоянии 600 км от Земли нечему проводить звук, отсутствует давление, нет кислорода. Жизнь в космическом пространстве невозможна».

Почему: Когда «Гравитация» только вышла на экраны, практически все зрители и критики отметили, что с технологической точки зрения фильм выполнен на потрясающем аудиовизуальном уровне. При просмотре на экране в зале IMAX, сидя в уютном кресле, зритель полностью погружался в фантастические виды Земли из космоса, бесконечность и холод безвоздушного пространства, что доставляло завораживающий восторг. Даже при просмотре дома на экране приличных размеров и с хорошей аудиосистемой картина производит сильное впечатление.

А вот в оценке сюжета и драматургии мнения зрителей разделились. Многие посчитали идею «Гравитации» предельно простой, если не примитивной, и, припоминая режиссёру Альфонсо Куарону создание в недавнем прошлом сильного и проникновенного фильма «Дитя человеческое», посчитали, что он резко понизил свою художественную планку, скатившись в аттракционный кинематограф.

Другая же часть зрителей оценила «Гравитацию» не как привычный блокбастер о сражении за выживание в космосе, а как экзистенциальный триллер о месте человека во Вселенной и борьбе с безжизненным пространством. Эта борьба суть глубокая авторская метафора, и в таком качестве фильм не становится лишь аттракционом, оставаясь на том же художественном уровне, что упомянутое ранее «Дитя человеческое». Можно отметить, что для Куарона характерно воплощение метафор в простые и понятные образы. И кажется, что именно с этой точки зрения «Гравитация» заслуживает зрительского внимания, как заслуживают внимания и герои Сандры Буллок и Джорджа Клуни. Являясь не то что главными, а по сути единственными актёрами в картине, они ведут эту историю, пафос которой показался непривычным широкому зрителю. Ведь борьба с космосом за выживание показана не через его освоение и подчинение, а через волевое стремление вернуться на Землю, чтобы, встав во весь рост, всем своим телом ощутить гравитацию.

«Глухой пролёт «(It's All Gone Pete Tong, 2004)

Режиссёр: Майкл Даус

В ролях: Пол Кэй, Беатриз Батарда, Кейт Магоуэн, Майк Уилмот, Нил Мэскелл, Моника Майя

О чём: Диджей Фрэнки Уайльд (Пол Кэй) добился успеха — выступает на лучших вечеринках Ибицы, участвует в топовых шоу. Успешная жизнь сопровождается соответствующим атрибутами: бесконечными вечеринками, алкоголем, беспорядочными случайными связями и наркотическим угаром.

Вполне закономерно, что порочный образ жизни привёл к ухудшению здоровья Фрэнки, и он начал терять слух, что для диджея смерти подобно. Врач дал неутешительный прогноз — если Уайльд не изменит свою жизнь, то скоро полностью оглохнет. Но безбашенный Фрэнки проигнорировал рекомендации и в итоге скатился по наклонной — глухого диджея все оставили за бортом: жена, агент, критики и публика.

В момент озарения после очередного наркотрипа он всё же нашёл в себе силы, чтобы выбросить наркотики, и направился в специализированную школу для глухих, где знакомится с Пенелопой (Беатриз Батарда), которая учит его чтению по губам. Она же стала для него стимулом продолжить не только жить, но и найти в себе силы снова заняться музыкой, несмотря на полную глухоту.

Тишина: как бы банально это не звучало, но оглохнув и слыша только тишину, главному герою не остаётся ничего, кроме как научиться слушать сердцем, чтобы вновь ощутить вкус жизни.

Почему: предполагается, что широкому кругу зрителей клубная электронная музыка с её незатейливыми, порой очень простыми, ритмами и повторениями кажется чем-то, мягко говоря, мало музыкальным — этот достаточно специфический жанр нацелен на свою определённую аудиторию. Несмотря на это, фильм «Глухой пролёт» — воодушевляющая история именно о тяге и любви в целом к музыке, которая способна изменить жизнь человека. Этот байопик, выполненный в псевдодокументальном стиле, погружает зрителя сначала в наркотическое веселье, затем в трагедию полнейшего краха карьеры и жизни, но показывает ближе к финалу надежду на возрождение.

Путь изменения настроений, как на стержень, опирается на примечательную работу Пола Кэя. Он выстроил развитие главного героя таким образом, что сложно уловить даже малейший намёк на фальшь как в начале пути, пропитанном пьяным угаром, так и в конце, когда Фрэнки, приняв неизбежное, возвращается в уже беззвучную, более обыденную, но яркую человеческую жизнь.