Кадр из фильма Ферзана Озпетека «Неаполь под пеленой»

ММКФ: Зарисовки 40 Московского кинофестиваля, часть 1

21 апреля 2018

Фестиваль начался, показы вовсю идут, и Синемафия начинает рассказывать о посмотренных фильмах.

Как всегда, на ММКФ даже при измененном времени проведения все прочие составляющие остаются неизменными: основные показы проходят в кинотеатре Каро 10 «Октябрь», все пресс-показы загнаны в один зал и идут практически нон-стоп (с перерывом на пресс-конференции), фильмов в конкурсных и внеконкурсных программах столько, что за восемь дней фестиваля посмотреть все желаемое никак не получится.

Правила показа тоже остались прежними: пресса трех категорий, от крутой «А» до допускаемой только на пресс-показы «С», штурмует не самый большой шестой зал «Октября», чтобы посмотреть самые громкие фильмы на пресс-показах (негромкие — ну или неудобные по времени сеансы — оставляют зал полупустым). При этом, несмотря на предупреждения организаторов, во время сеансов то и дело раздаются телефонные звонки и реплики особенно утомленных просмотром гостей и представителей прессы.

Во всей этой круговерти нужно успеть посмотреть хотя бы абсолютно необходимое. И что-то неожиданное тоже.

«Неаполь под пеленой» (Napoli Velata)

Фильм открытия — «Неаполь под пеленой» Ферзана Озпетека, представленный в конкурсе, — рассказывает историю Адрианы, патологоанатома средних лет, чьего случайного любовника находят убитым. Формально это эротический триллер с налетом мистики, на деле — двухчасовое любование красотами Неаполя и бездонными глазами Джованны Меццоджорно.

Адриана (Меццоджорно) — сдержанная, замкнутая, но все еще верящая в возможность чуда, — на вечеринке у своей тетки встречает красавца Андреа (Алессандро Борги), с которым проводит ночь. На свидание на следующий день Андреа не приходит, и героиня решает, что дело в ней. Но вскоре на столе патологоанатома Адрианы появляется обезображенный труп с вырезанными глазами, у которого татуировка — точь-в-точь как у Андреа. Женщина тяжело переживает смерть случайного любовника, и все стараются ее успокоить — но женщина даже в толпе начинает видеть Андреа, решая, что это его призрак. Но привидение ли это?

Меццоджорно в роли совсем неюной дамы, все еще неизжившей детские травмы, чудо как хороша собой — но в некоторых сценах ей, конечно, проще у себя на столе самостоятельно вскрыться, чем вынудить зрителя сохранять серьезное лицо в драматических моментах: скажем, в сцене, где мужик перед ней стоит без трусов, а она его недоверчиво спрашивает, не флиртует ли он часом. С другой стороны, таких сцен мало, а в роли потерянной во времени и обстоятельствах героини она чудо как хороша. И именно Меццоджорно вытаскивает проходной сюжетно триллер на уровень повыше: это скорее психологический этюд, где наблюдение за героиней куда интереснее наблюдения за окружающим ее (пусть и очень колоритным) миром.

«Заблудшие» (Stray)

Это первый конкурсный фильм фестиваля из Новой Зеландии в истории; в общем, если описывать очень кратко — это такой Сандэнс на минималках, только с очень красивой природой, которую никаким минимализмом не приглушишь.

Здесь много показывают и мало говорят; если кому-то в конкурсе и подходит эпитет «медитативный», так это именно этой картине. Два главных героя — он и она — в основном молчат, и о жизни их до появления на экране мы узнаем по каким-то обрывочным репликам, их поведению, а еще больше — додумываем. Десять минут без вообще единого произнесенного слова на экране — вполне нормально для дебютной полнометражной картины режиссера Дастина Финили; и это будет повторяться не раз. Главный герой медленно просыпается и молится; главная героиня принимает ванну; они едят; каждая такая сцена — на несколько минут. И чем меньше я расскажу об этих героях — тем с большим интересом зритель будет получать крупицы информации о них из самого фильма. Достаточно сказать, что в обществе комфортно они себя не чувствуют, да и наедине с самими собой им тяжко.

Если вам нужно действие — то вам, конечно, не сюда; а вот если долгое наблюдение за совершенно простыми вещами и красота обыденности для вас в фильме важна, то посмотрите «Заблудших» на фестивале (понятно, что в прокате их не будет примерно никогда).

«Сладостный край» (Sweet Country)

Немолодой абориген Сэм Келли (Хэмилтон Моррис) с женой и племянницей живут и работают у белого фермера Смита (Сэм Нил), глубоко религиозного человека, относящегося к ним как к ровне. Появление в соседях прошедшего Первую мировую и явно немного повредившегося головой Гарри Марча (Юэн Лесли) сначала воспринимается ими всеми как неудобство, не более — но вот уже череда событий приводит к тому, что Сэм убивает Марча. Это самооборона, но разве кто-то поверит черному, аборигену, когда убит белый? Сэм решается бежать, и за ним, конечно же, отправляют погоню.

Медленный, неспешный и оттого еще более пугающий вестерн Уорика Торнтона насыщен австралийским колоритом, но вполне легко представить похожие события и в другом антураже. Справедливость и суд, не всегда равные, да и люди разных сортов — это не только австралийские проблемы. А вот бесконечность пейзажей и тяжелейшие физические условия — это сугубо австралийское.

Торнтон рассказывает очень простую и очень злую историю прямо в лоб — за исключением некоторых кадров, предсказывающих дальнейшее развитие событий (допустим, во время реплик одного из героев мельком показывают кадр, как он окровавленный лежит на песке, и так далее). Неотвратимость судьбы на фоне красной австралийской почвы и бескрайних просторов ощущается еще острее; и то, как эта неотвратимость постепенно настигает всех героев — зрелище, с одной стороны, тягостное, а с другой — оторваться от экрана нельзя.

Столкновение двух культур — пришлых белых и местных аборигенов, — находит свою кульминацию в погоне, которую устраивают белые во главе с сержантом Флетчером (Брайан Браун); весь второй акт фильма посвящен этой погоне, в которой сразу становится понятно, на чьей стороне правда.

«Лицо» (Twarz)

Яцек Калиштан (Матеуш Косьцюкевич), житель маленького польского городка, счастливый человек: он работает на стройке — возводит огромную статую Иисуса, встречается с местной красоткой, слушает тяжелый рок, живет со своей большой семьей. Обаятельного, доброго, оптимистичного Яцека нельзя не любить. Но в один ужасный день жизнь его четко делится на «до» и «после».

Режиссер Малгожата Шумовска берет очень важную тему реинтеграции в общество и рассказывает ее на грани комедии и психологической драмы. Выбор главного героя позволяет уйти от совсем уж чернушной трактовки (которая по описанию очень напрашивается — не бойтесь); с другой стороны, весь смех в фильме разбивается об ужасные обстоятельства, в которых он становится скорее защитной реакцией.

Трогательно, хорошо и очень близко и понятно: если у вас будет возможность посмотреть «Лицо» (которое, конечно, куда логичнее было б перевести как «Морда») — сделайте это. После показа на фестивале фильм выйдет в российский прокат: уже 26 апреля.

«Юность без Бога» (Jugend Ohne Gott)

Лента Алана Гспонера «Юность без бога» — экранизация антифашистского романа Эдёна фон Хорвата, превращенная в фильм для подростков на манер «Голодных игр».

В очень недалеком будущем принята новая модель построения общества — люди живут в секторах, и чем хуже твой сектор — тем хуже твоя жизнь. «Нелегалы» пересекают границы секторов и воруют у удачливых жителей сектора альфа, а живущие в стеклянных небоскребах и идеальном мире богачи не очень представляют, какова она — жизнь в других секторах.

Старшеклассники элитной школы участвуют в тренинге на выживание на дикой природе: победитель получит право обучения в элитном же университете, благодаря которому они смогут и дальше строить крутую карьеру. Ничего сложного: скалолазание, пересечение горных рек, бег по пересеченной местности, — но непременное выяснение лидерского потенциала. Захариас (Янис Нивёнер), один из лучших учеников, попадает в команду к очень старательной Надеж (Алисия фон Риттерберг) — и у них сразу же начинаются конфликты.

История нескольких дней на этом тренинге и после него будет рассказана с точки зрения нескольких героев — Надеж, Захариаса, их учителя, — и каждый раз будет обретать новые детали, прежде чем паззл наконец сложится воедино.

С одной стороны, сама идея дистопии и авторитарного государства с простым добавлением немецкого языка приобретает немедленный второй слой возможных аллюзий; но с другой — к сожалению, эта концепция уже в кино была представлена столько раз, что пальцев не хватит посчитать. Никакой особенной оригинальности в итоге не вышло, а бюджет не позволил уйти на хотя бы визуально отличающийся от предшественников уровень. С другой, именно антиутопический посыл, прописанный в диалогах, выдает то ли недостаточную проработанность мира (возможно — нарочную), то ли искреннюю наивность создателя (ну нельзя же так в 2018-то году).

С третьей стороны, смотреть на зал кинокритиков, которым обещали экранизацию антигитлеровского романа, а показали вот такой янг-эдалт — очень интересный опыт оказался; критики страдали. А вот любителям жанра может и понравиться.


Оставайтесь с нами — впереди еще шесть фестивальных дней и отличные фильмы!