Кинорулетка: Потеря памяти

18 мая 2018

К выходу фильма «За бортом» вспоминаем фильмы, в которых потеря памяти сыграла немаловажную роль в сюжете.

Амнезия — настоящая или мнимая, долгосрочная или краткосрочная, вызванная случайностью или намеренным воздействием — частый костыль кинематографистов. Иногда это основная сюжетная идея (что делать, если герой потерял память?), иногда — идея для завязки (герой потерял память — что дальше?), и на протяжении всей истории кинематографа память была источником огромного количества сюжетов.

К выходу ремейка «За бортом» — который построен как раз на потери памяти героем и том, как этим пользуется героиня, — вы вспоминаем любимые фильмы, в которых этот поворот сюжета сыграл важную роль.

Правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Невезучие» (La chèvre, 1981)

Режиссёр: Франсис Вебер

В ролях: Пьер Ришар, Жерар Депардье, Педро Армендарис мл., Коринн Шарби

О чём: дочь владельца компании похищена на отдыхе в Мексике. Ни поиски полиции, ни старания частного детектива Кампана не приносят ожидаемого результата и один из советников безутешного отца выдвигает теорию, связанную с особым «талантом» девушки — невезением. Согласно гипотезе, невезучую барышню должен найти такой же невезучий по жизни бухгалтер по имени Перрен.

Потеря памяти: есть в фильме чудесная сцена: больница, у героев перебинтована голова и они не могут вспомнить кто они, где и зачем.

Почему: отличный пример комедии положений, смешной, но при этом на удивление не пошлой (как и весь ранний Вебер). «Невезучие» — классическая французская комедия, давшая старт экранному дуэту Ришар/Депардье, также это второй фильм Франсиса Вебера, после «Игрушки» с тем же Ришаром. Успех «Невезучих» был настолько велик, что несколько лет спустя эти трое собрались вновь и сотворили трагикомедию об отцовстве «Папаши», а затем и «Беглецов».

Ну и музыка Владимира Косма:

«Помни» (Memento, 2000)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно

О чём: Леонард разыскивает убийцу своей жены. В этом ему отнюдь не помогает амнезия, которая после потери второй половинки настигает его с исправной регулярностью. Пытаясь хоть как-то не забывать произошедшие с ним события, Леонард наносит на свое тело татуировки с подсказками.

Потеря памяти: главный герой в исполнении Гая Пирса не может запомнить ничего дольше двадцати минут, поэтому он фиксирует всю информацию на бумаге и татуировках. Пользуясь слабостью своего героя, Нолан играет со временем и закручивает повествование так, что и зритель уже ничего не помнит и не понимает.

Почему: сюжетом для «Memento» послужил рассказ брата Кристофера, Джонатана. Сейчас оба признанные деятели киноиндустрии, но всё началось по большому счёту именно с этого копеечного в сущности фильма. А потом уже был «Тёмный рыцарь».

Хвалебные оды Гаю Пирсу мы уже пели в материале к его юбилею, он тут хорош, равно как и Тринити из «Матри.»… ну, то есть Кэрри-Энн-Мосс.

«Дневник памяти» (The Notebook, 2004)

Режиссёр: Ник Кассаветис

В ролях: Райан Гослинг, Рэйчел МакАдамс, Джеймс Гарнер, Джина Роулендс

О чём: на ярмарке Ной встретил Элли и сразу влюбился. Девушка из состоятельной семьи, Элли поначалу не принимала ухаживания Ноя, но спустя время ответила ему взаимностью. Увы, их разлучили семьи, а затем и война.

Ной возвращается со Второй мировой домой, Элли видит его фото в газете и приезжает к нему, но всё стало намного запутаннее, чем несколько лет назад на ярмарке.

Потеря памяти: вся эта трогательная история рассказана пожилым джентльменом в доме престарелых. К сожалению, в таких местах живёт много людей с болезнью Альцгеймера (нет, это не притянутая за уши ассоциация, смотрите фильм).

Почему: Кассаветису удалось срежиссировать самую душещипательную и слезовыжимательную ленту нулевых. Вроде простая история, а затягивает с головой, за что в первую очередь спасибо Гослингу и МакАдамс — химия на экране бомбическая. Дождик, лодочка и музыка, конечно, делают своё грязное дело, но снято и сыграно это действительно на уровне классических голливудских мелодрам.

«Всё ещё Элис» (Still Alice, 2014)

Режиссёры: Ричард Глацер, Уош Уэстмоленд

В ролях: Джулианна Мур, Алек Болдуин, Кристен Стюарт, Кейт Босворт

О чём: однажды профессор лингвистики читала перед аудиторией лекцию, но вдруг знакомые и привычные слова просто вылетают у неё из головы. Элис узнаёт, что у неё болезнь Альцгеймера, теперь с этим как-то придётся жить её и её семье.

Потеря памяти: болезнь прогрессирует, Элис забывает слова, обещания, что было вчера. Она предпринимает ряд мер по борьбе с болезнью и даже составляет самой себе инструкцию по самоубийству, на случай полного забытья.

Почему: тот вариант, когда стремление голливудской картины сыграть «на теме» оправдано, да ещё и ставка взяла своё. Тема действительно актуальная, вдобавок один из режиссёров умер от редкой болезни вскоре после окончания съёмок.

При весьма интересном актёрском составе всё и все здесь — декорации на фоне Джулианны Мур, которая взяла своего золотого болванчика в 2015 году, обойдя Розамунд Пайк и Риз Уизерспун.

Бонусом идёт Кристен Стюарт с чеховской драмой (нет, правда).

«В поисках Немо» (Finding Nemo, 2003)

Режиссёры: Эндрю Стэнтон, Ли Анкрич

Роли озвучивали (в оригинале): Альберт Брукс, Эллен ДеДженерес, Александр Гоулд, Уиллем Дефо, Эллисон Дженни

О чём: жертва стереотипов, рыба-клоун и по совместительству заботливый отец, Марлин живёт со своим единственным сыном Немо на краю прекрасного Большого барьерного рифа. Однажды Немо ослушался наказа отца и попал в руки к нырялщикам, которые увезли малыша на лодке. Рванувшись догонять похитителей, Марвин заблудился, ведь рыбы-клоуны совсем не годятся в спасатели. Но Марвин преданный отец и во что бы то ни стало выручит Немо.

Потеря памяти: заблудившись в океане, Марвин знакомится с единственной рыбой, заговорившей с ним — с синей рыбкой по имени Дори. Спрашивать у неё дорогу бесполезно, ведь Дори не помнит где её дом и куда она плывёт, но в поисках Немо она станет самой незаменимой спутницей, ведь она никогда не теряет позитива и способна даже в самой тёмной ситуации найти светлую сторону, поговорить на китовьем языке (не зная его) или вступить в акулий веганский клуб.

Дори это такой Осёл из «Шрэка», да ещё и говорящий голосом Эллен ДеДженерес. Ну или любой другой компаньон главного героя, не теряющий чувства юмора. Недаром Дори получила собственный мультфильм спустя много лет.

И это же ещё и шикарный стёб над шутками про «память как у рыбок», ведь у них и правда с ней не лады, если верить учёным.

Почему: очень добрый и милый мультик периода расцвета студии Pixar, когда «Тачек» и всевозможных сиквелов не было в помине. Запоминающийся юмор, анимация, сюжет для всей семьи — бегом все смотреть с детьми и без. Слушайте финальную песню в исполнении Бобби Дарина (его как-то сыграл Кевин Спейси) и помните: «рыбы друзья, а не пища!».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«5 неизвестных» (Unknown, 2006)

Режиссёр: Симон Бранд

В ролях: Джим Кавизел, Бриджет Мойнахэн, Грег Киннир, Барри Пеппер

О чём: главный герой приходит в себя на заброшенном складе. Он не знает, что произошло, и не помнит, кто он, а в одном с ним положении оказываются еще четверо. К тому же телефонный звонок намекает, что не только настоящее персонажей туманно, но и будущее и явно продлится недолго — кажется, их собираются убить.

Потеря памяти: главный трюк завязки — мало того, что герои не могут выбраться с запыленного склада, они еще и не понимают, кто они и как там оказались. Это самое, наверное, остросюжетное применение потери памяти, которое крайне характерно для триллеров и не только — герой обнаруживает у себя амнезию, тогда как ему нужно немедленно предпринимать какие-то действия. К тому же совершенно непонятно, кому вокруг можно доверять. А когда еще выясняется, что из пятерых кто-то преступник, а кто-то жертва…

Почему: колумбийский режиссёр Бранд (почему-то называемый в наших источниках Саймоном — когда он, конечно, Симон, как Боливар) начинал с видеоклипов для Шакиры и Энрике Иглесиаса, а для дебюта выбрал англоязычный материал с хорошими актерами. Фильм, к сожалению, прошел очень тихо — и жаль, он заслуживал большего. Несколько последовательных твистов в конце предсказуемы, если вы любитель жанра — но все равно позволяют прекрасно провести вечер.

«Тёмный город» (Dark City, 1998)

Режиссёр: Алекс Пройас

В ролях: Руфус Сьюэлл, Уильям Хёрт, Кифер Сазерленд, Дженнифер Коннелли

О чём: главный герой приходит в себя в ванне, говорит по телефону с врачом, рекомендующим ему немедленно бежать, и обнаруживает в гостиничном номере, где остановился, убитую женщину. Излишне говорить, что герой страдает от потери памяти. Но этот нуарный сюжет дополнен тем, что дело происходит в мире, где царит вечная ночь, по следам героя идет не только полиция, но и некие Странники, и идеи у них — совершенно бесчеловечные.

А герой всего-то хочет воссоединиться с женой и чтобы его оставили в покое.

Потеря памяти: из-за действий Странников память теряет не только герой, но и жители Темного Города.

Почему: ретро-футуризм, нуар, дистопическое будущее — фильм использует столько жанров, что создает что-то новое и уникальное. Тем обиднее, что вышедший в 1998 году сначала пострадал от студии (прокатчики решили, что зритель сюжет не поймет, и добавили голос за кадром для объяснения происходящего), а потом — от конкуренции с вышедшей годом позже «Матрицей», с которой они, так или иначе, используют одни и те же идеи.

Но не зря за двадцать лет со своего выхода «Тёмный город» обрел культовый статус — как его не любить, когда там такое количество запоминающихся моментов, от поющей Дженнифер Коннелли в нуарной роли до традиционной затравки доброй доли компьютерных игр.

Ну и, конечно, как забыть, как инспектор в исполнении Уильяма Хёрта играет «Синенький платочек» на баяне.

«Снова мёртв» (Dead Again, 1991)

Режиссёр: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Эмма Томпсон, Энди Гарсия, Дерек Джекоби, Робин Уильямс, Ханна Шигулла

О чём: частный детектив Майк Чёрч расследует появление у сиротской приюта, где он вырос, женщины, которая потеряла память и не может говорить. Во время попытки гипноза женщина начинает от третьего лица рассказывать историю композитора Романа Штрауса, убившего свою жену Маргарет в 1949 году и осужденного за это на смертную казнь. Как выясняется, Майк и незнакомка чертовски похожи на Романа и Маргарет…

Потеря памяти: главная героиня теряет память — и, благодаря гипнотерапии, начинает вспоминать не столько свою жизнь, сколько произошедшее более сорока лет назад убийство.

Почему: две линии в фильме разделены визуально — современность отражена в цвете, а сороковые показаны в черно-белом варианте. И ужасно черно-белый вариант идет всем участникам (Энди Гарсия-то вообще явно рожден был для именно черно-белого кино); в итоге современная часть немного проигрывает прошлому. Впрочем, неудивительно — герои абсолютно уверены, что все разгадки лежат в прошлом, и прошлому же уделяют значительно больше внимания, чем настоящему.

Кеннет Брана снимал свою тогдашнюю супругу Эмму Томпсон в практически всех своих фильмах, и здесь она прекрасна как всегда.