ММКФ: Краткие зарисовки из жизни 36-го Московского международного кинофестиваля

25 июня 2014

На примере нескольких дней рассказываем о том, как проходит главный в России кинофестиваль.

На Московский международный кинофестиваль я ехала с некоторой опаской. У меня было всего несколько дней, поэтому пришлось хорошо покопаться в программе, чтобы составить для себя максимально насыщенный график. Кстати, вот тут Марина Латышева писала про фильмы, которым надо уделить особое внимание на фестивале — имейте ввиду.

Так как в этом году программа по дням была представлена меньше, чем за неделю до открытия, то, к сожалению, не получилось попасть на все, что хотелось. Но при этом хочу отметить, что за эти несколько дней, которые я провела на фестивале, у меня не возникло никаких нареканий к организационной части. Сформулирую даже по другому: единственный вопрос, который у меня возник — «Почему в подарочном пакете от спонсора фестиваля чая Ахмад не было даже одного пакетика чая?» Вопрос исключительно позиционирования, а не страдания по бесплатному чаю.

Но мой случай все же исключение. От коллег я наслышана и про билеты, которые «дублируют» места, и давку на входе с бейджами. Про показ Годара не написал только ленивый. От себя добавлю, что вопрос не столько в организации фестиваля, а в организации журналистов. Во всем мире журналисты смотрят фильмы на пресс-показах. Не успел — берешь в пресс-центре билет. Не успел взять билет — купи, расслабься или, в очень крайнем случае, можно попробовать попасть по аккредитации. Будь всегда готов, что тебе откажут. Но продажа билетов все же должна осуществляться на свободные места.

Не будем отвлекаться, бейдж я получила без проблем, все улыбаются, wi-fi в пресс-центре и в «Октябре» работает отлично. Бейджи прессы делятся на категории, А и B. Каждый день можно брать по три билета с местами. Если успеешь.

Например, я не успела взять себе билет на документальный фильм «Красная армия». Картина Гейба Польски была представлена в этом году на Каннском кинофестивале, и вот теперь добралась до Москвы, став фильмом-открытия. Так вот, на специальный показ этого фильма были раскуплены все билеты, поэтому смотреть пришлось, сидя на ступеньках. И оно того стоило. Вряд ли документальное кино дойдет до широкого проката, но я рекомендую воспользоваться любой возможностью его увидеть.

На первый взгляд «Красная армия» — это просто длинное интервью с Вячеславом Фетисовым, в котором он рассказывает про свой конфликт с Виктором Тихоновым, взаимоотношения между игроками «великолепной пятерки», а также как надо было работать, чтобы хоккей в стране вышел на достойный уровень.

«В Советском Союзе в хоккей играли примерно так же, как Бразилия сейчас играет в футбол. Это сплошная импровизация, это очень красиво. На самом деле, это очень сложно, но выглядит как будто очень легко» © Гейб Польски.

Но смотреть надо, как всегда, глубже. Польски не скрывает, что его целью было показать Советский Союз через призму самого популярного в те времена вида спорта. Он считает, что во многом ситуация внутри так называемой Красной армии зеркально отражает события в стране, которые потом привели к падению Коммунизма.

Игроки, которые начинали как национальные герои, постепенно стали политическими противниками. Мы видим, как выстраивались человеческие взаимоотношения внутри команды, как развивался спорт в условиях «холодной войны». Узнаем, что произошло в команде после того, как Вячеслава Фетисова не отпустили в НХЛ, а также почему сбежал из страны Александр Могильный. В кадре помимо Фетисова появятся Алексей Касатонов (утверждающий, что время обсуждать его «дружбу» с Фетисовым еще не пришло), Владислав Третьяк (рассказывающий, как выбрал в итоге семью, а не хоккей), Владимир Крутов («да что вы все одни и те же вопросы задаете?») и Владимир Познер.

Также ажиотаж среди прессы вызвал новый фильм Антона Корбейна «Самый опасный человек», снятый по роману Джона Ле Карре. Причем после просмотра мнения разошлись кардинально — от «Корбейн умер для меня, как режиссер» до полнейших восторгов. Но, если говорить откровенно, то картина не стоит всех этих споров. Есть имя Антона Корбейна, есть дюжина звезд в кадре, а когда начинаешь вдумываться «а что за этим всем стоит?» — то ни смысла, ни интриги. Несомненный плюс — Григорий «I'm a Chechen» Добрыгин, который настолько естественен в кадре, что начинается казаться, что даже Рейчел МакАдамс — начинающая актриса из провинциальной постановки.

А вот желающих посмотреть фильм Джеймса Франко «Дитя божье» собралось не очень много. «Да, как я вижу, мало в Москве ценителей творчества Джеймса Франко. А ведь на данный момент это его лучшая режиссерская работа», — грустно прокомментировал Станислав Тыркин. Через минут 15 на экране актер Скотт Хэйз будет подтираться палкой, а еще минут через 40 «изнасилует» (если можно так выразиться) свой первый (но не последний) женский труп. Зрелище не для тургеневских барышень, конечно. Два часа мы наблюдали, как безобидный деревенский дурачок-социопат с какими-то проблесками разума превращается в серийного маньяка, потерявшего человеческий облик. Но оторваться от экрана ты не можешь, каждая минута этого фильма пронизана какой-то неуловимой индивидуальностью режиссера. Тот вариант, когда смотришь, и образ Джеймса Франко совершенно естественно укладывается в эту картину. Кажется, что он просто балансирует на грани. Ну, а Скотт Хейз — настоящая звезда этой картины. Не зря он провел несколько месяцев практически в лесу, для того, чтобы вжиться в образ психопата.

Фильм снят по одноименному роману Кормака Маккарти, где за основу взят образ известного американского убийцы Эда Гейна. Представлен впервые он был на 70-м Венецианском кинофестивале.

Интересно проходят и утренние пресс-показы. Например, картина маслом «Утро. Воскресение. Фильм про голландского репортера-шизофреника». Конкурсный фильм «Репортер». В зале человек 20. На экране очередной маньяк, который помешан на пожарах. Не пироманьяк, нет. Он любит фотографировать аварии, пожары и другие бедствия. Опять же, за два часа мы видим, как одинокий социопат превращается в убийцу. Режиссер фильма — голландский кинокритик Тайс Глогер, он же сценарист, он же оператор. Все происходящее на экране очень любопытно с точки зрения психологии, и затягивает… Мы буквально попадаем в голову главного героя.

Но примерно через минут 40 после начала фильма в зал, как зомби, начинают проникать пожилые журналисты.

Натыкаясь на стулья, щупая людей за колени и лица, они, наконец, находят себе место в пустом зале — для того, чтобы начать шуршать пакетиком ради утренней булочки. «Боже, сколько идет это кино?» — громко вопрошала сидящая рядом со мной бабуля, которая опоздала не меньше, чем на час.

Так что в общем и целом, проходит Московский кинофестиваль тихо, весело и спокойно, в рабочем режиме. Да, Ходор отыграл свой диджей-сет. Да, немного подрались за места на «Прощай, речь». Да, документалку про Эберта перенесли неожиданно по техническим причинам. Всё, как и везде.