Даниэль Брюль и 11 его самых значимых ролей

16 июня 2018

Сегодня Синемафия поздравляет с юбилеем Даниэля Брюля и рассказывает о 11 знаковых ролях в его карьере.

Сегодня 40 лет исполняется выдающемуся немецкому актёру Даниэлю Брюлю, который в последние годы находится на пике популярности. Начинавший карьеру в скромных проектах, сейчас Брюль весьма востребован в Голливуде, хоть и от авторского кино не отказывается. Актёр высоко ценит свою профессию и всегда старательно подходит к выбору ролей и созданию образов. Интеллигентный, обаятельный, харизматичный, воспитанный, скромный, образованный, талантливый, крайне приятный в общении — ещё много эпитетов можно найти на просторах Интернета в материалах, посвящённых Даниэлю. Верим, что все эти лестные слова — чистая правда, и рассказываем вам, на примере каких актёрских работ как минимум в таланте Брюля вы точно можете убедиться!


Алекс — «Гуд-бай, Ленин!» (Good Bye, Lenin!, 2003)

Юлия Данилина

Семейная трагикомедия, центром которой оказываются отношения матери и сына, причём значительную часть фильма мать тяжело больна — казалось бы, здесь всё известно заранее, и каких-либо откровений ждать не приходится. Тем удивительнее, что фильм выделяется на фоне себе подобных не только благодаря оригинальным операторским и монтажным приёмам, характерным для европейского кино того времени. Авторам удаётся подать в этой оболочке высказывание об обстановке в Германии сразу после падения Берлинской стены, когда жить так, как раньше, было невозможно, а как жить дальше, ещё не придумали. Можно, конечно, стараться жить так, как будто ничего не произошло, но, чем больше проходит времени, тем это тяжелее. Социалистическая Германия уходит вместе с людьми, которые в неё свято верили, и остаётся только надеяться на то, что потихоньку всё наладится.

Алекс — идеальный сын, и наблюдая за тем, как он буквально разбивается в лепёшку ради того, чтобы его мать верила, что вокруг совершенно ничего не изменилось, ей можно только позавидовать. Да что уж тут — завидуешь друзьям Алекса, завидуешь сестре Алекса, завидуешь девушке Алекса, потому что такие люди, как он, на дороге не валяются. Пусть он и несколько раздолбай. Такие роли принято считать несложными и даже утверждать, что актёры в них зачастую играют себя, но Брюлю повезло, и через год он смог доказать обратное.


Пауль Кранц — «К чему помыслы о любви?» (Was Nutzt die Liebe in Gedanken, 2004)

Юлия Данилина

Ещё одно размышление о судьбе Германии на пороге исторического перелома основано на реальных событиях и несёт в себе куда более трагический подтекст. Если в 1990 году была надежда на светлое будущее, то в 1927 впереди была глухая пропасть. Молодые декаденты не могли предвидеть грядущей катастрофы, но и ничего хорошего впереди тоже не видели, поэтому им оставалось только играть со смертью.

Тихого и зажатого начинающего писателя Пауля сложно назвать душой компании. Он легко поддаётся чужому влиянию, довольно замкнут, и зачастую не живёт своей собственной головой. Брюль настолько же легко вживается в образ интроверта, как и экстраверта за год до того, и снова заставляет зрителя полностью ассоциировать себя с персонажем, хотя из схожих моментов здесь разве что позиция рассказчика. Благодаря этим ролям актёр два года подряд получал приз Европейской киноакадемии, и это было полностью заслуженно.


Андреа — «Дамы в лиловом» (Ladies in Lavender, 2004)

Татьяна Кислякова

В карьере Брюля это первый фильм британского производства, ведь ранее актёр был задействован в основном в немецких проектах. Единственная режиссёрская работа Чарльза Дэнса (сейчас известного многим скорее благодаря роли Тайвина Ланнистера в «Игре престолов») вышла очень нежной и душевной, в ней прекрасно воссоздана атмосфера британской провинции середины ХХ века с её неспешным ритмом жизни, коллективным участием в судьбе каждого и совместными простыми радостями, будь то вечеринка по поводу сбора урожая или прослушивание концертов по радио.

Даниэлю досталась роль юного Андреа, которого сёстры Урсула и Джанет однажды утром находят выброшенного на берег после сильного шторма. Дамы принимают неожиданного гостя в своём доме и заботятся о нём, попутно узнавая, что Андреа совсем не говорит по-английски, родом он из Польши, а ещё он виртуозно играет на скрипке и мечтает уехать в Америку, чтобы начать там новую жизнь. Юноша пробуждает в пожилых дамах давно забытые тёплые чувства и меняет своим присутствием такой привычный размеренный ритм жизни.

Главные роли в этой картине исполнили великолепнейшие Джуди Денч и Мэгги Смит, чьё появление на экране уже само по себе залог успеха. Сёстры Урсула и Джанет такие разные по характеру, но при этом они всегда вместе и готовы поддержать друг друга. Даниэль Брюль прекрасно дополнил актёрский дуэт великих британских актрис, по большому счёту ничуть не уступая им в мастерстве.

Ну, а помимо всего прочего в фильме звучит чудеснейшая музыка — классические мелодии, сыгранные на скрипке, точно не смогут оставить зрителя равнодушным.


Обер-лейтенант Хорстмайер — «Счастливого Рождества» (Joyeux Noël, 2005)

Ольга Володина

Рождество 1914 года было явно не тем временем, когда стоило задумываться о празднике: через несколько месяцев после начала Первой Мировой стало понятно, что быстро все не закончится, что в грязи и траншеях на фронте нет ничего, кроме вшей, крови и смерти, а слава — в общем, не то, ради чего стоит умирать. Потому прекращение огня на одном небольшом участке фронта именно на Рождество было чудом — и показало, что в людей может объединять нечто большее, чем страна и мундир.

Видимо, судьба Брюля — переиграть персонажей из всех важных для Германии временных промежутков XX века. В европейской пацифистской копродукции ему досталась роль немецкого лейтенанта, участвующего в несанкционированном командованием временном перемирии на фронте. Его лейтенант Хорстмайер — не главный герой фильма, однако на втором плане более чем заметен.


Фредерик Цоллер — «Бесславные ублюдки» (Inglourious Basterds, 2009)

Максим Девяткин

Вот почему-то некоторым это дано: не выходить за рамки, работать очень качественно, при этом не перенасыщая собой пространство фильма. В «Первом мстителе» не отобрать скрипку у Кэпа и стать рядовым злодеем, в «Гонке» поделить экран с Хемсвортом, пройти ярким фоном в бенефисе Честейн, а ещё умудриться не затеряться в тарантиновских новеллах, кишащих персонажами, зачастую более интересными.

В «Ублюдках» у Тарантино кто только не снялся, экран пестрит фамилиями знаменитостей на любой вкус и цвет. Даниэлю досталась роль Фредерика Цоллера, снайпера-героя нацисткой Германии, любимчика Геббельса и всего рейха, про которого сняли пропагандистский фильм «Гордость нации», с Цоллером же в главной роли, призванный воодушевить солдат отступающих нацистов.

Но вот незадача — Цоллер увлекается француженкой, хозяйкой маленького кинотеатра. Герой пытается завоевать барышню (весьма спорными методами), но все его попытки обречены на провал, а кульминацию этих отношений вы и сами помните, если смотрели фильм (не смотревшим не буду спойлерить).

Отношения между еврейкой Шошанной и нацистским снайпером Цоллером стали одним из стержней истории Тарантино. Хотя, конечно, роль первой нацистской арфы в «Ублюдках» принадлежит Кристофу Вальцу, ибо «охотник на евреев» может быть только один, за что злодей получил по заслугам, а Вальц ушёл с «Оскаром». Но это совсем другая история.

А «герой рейха» тоже не отстаёт, за весьма скромное экранное время мы видим разного Фредерика Цоллера: надменного, раскаявшегося, одержимого, воодушевлённого и всё это на плечах Брюля, ставшего яркой страницей в альбоме Тарантино, а это уже о чём-то да говорит. Фильм можно пересматривать бесконечно, за что спасибо Брюлю в том числе.


Даниэль Домшайт-Берг — «Пятая власть» (The Fifth Estate, 2013)

Татьяна Кислякова

Фильм основан на реальных событиях и снят по автобиографии Даниэля Дошмайта-Берга «WikiLeaks изнутри», так что, можно сказать, персонаж Брюля выступает здесь главным рассказчиком. Создание WikiLeaks, первые годы существования сайта, разоблачение финансовых преступлений, обнародование засекреченных архивов США — в картине очень много событий, которые разворачиваются вокруг Ассанжа и Домшайта-Берга, выступающих здесь двумя центральными персонажами.

Джулиан и Даниэль за время фильма проходят путь от дружбы и доверия до полнейшего недопонимания и разрыва. Камбербатч и Брюль справляются с поставленными задачами и оба показывают качественную актёрскую игру, хотя личность Ассанжа в итоге всё же выходит на первый план. Зато герой Даниэля вызывает куда большую симпатию, ведь он, несмотря на желание открыть миру правду, не забывает о своих моральных принципах и старается быть голосом совести для решительно настроенного друга. Воплощенные Брюлем на экране принципиальность Домшайта-Берга и его вера в правое дело позволяют составить вполне чёткое представление о прототипе, а большего, по всей видимости, сюжет фильма и не требовал.


Ники Лауда — «Гонка» (Rush, 2013)

Татьяна Кислякова

Рону Ховарду несомненно удаются биографические фильмы: оскароносные «Игры разума», номинированный на награду киноакадемии «Фрост против Никсона», и вот «Гонка», которую престижные премии, может, и обошли стороной, зато признание зрителей и критиков у фильма никто не отнимет.

Многие сходятся во мнении, что в «Гонке» Крис Хемсворт и Даниэль Брюль исполнили свои лучшие на данный момент роли. В 70-е годы XX века на гоночной трассе царили два непримиримых соперника: Джеймс Хант и Ники Лауда. Благодаря актёрскому мастерству Хемсворта и Брюля эти важные в мире автоспорта персоны ожили на экране во всей полноте своих характеров — каждый посмотревший отмечает кропотливейшую работу актёров над созданием образов, невероятное внимание к деталям и максимально возможную историческую точность.

И хотя поначалу симпатии зрителей оказываются на стороне Ханта, за время просмотра мнение постоянно меняется, а в итоге понимаешь, что образ Лауды — намного глубже, трагичнее и многограннее. Даниэль Брюль не только носил во время съёмок специальное приспособление для имитации прикуса Ники, актёр ещё и проделала колоссальную работу над австрийским акцентом, для чего лично общался с Лаудой. Брюль показал целеустремленность своего прототипа, его сдержанность и рассудительность, его стойкость и силу духа, его желание не сдаваться и бороться до конца. Актёр смог при почти постоянном внешнем спокойствии Лауды показать глубину его характера (зачастую с помощью всего лишь взгляда), и особенно ярко это прослеживается уже в сценах после роковой аварии.

Думаю, одна из важных вещей, которую каждый должен усвоить после просмотра фильма: даже оставаясь соперниками для всех вокруг, можно испытывать друг к другу громадное уважение, учиться друг у друга чему-то новому и важному и чтить друг друга за сделанный выбор.


Даниэль — «Колония Дигнидад» (Colonia, 2015

Татьяна Кислякова

В основу сюжета фильма легла история о реально существовавшем месте — поселении сектантов, официально носившем название ««Благотворительное и образовательное общество «Дигнидад»». Эта колония получила печальную репутацию, но происходившие там страшные события, разрушившие тысячи жизней, сложно показать в художественном фильме продолжительностью два часа. Поэтому режиссёр Флориан Галленбергер нашёл другой подход — рассказал историю влюблённой пары, журналиста Даниэля и стюардессы Лены, которые волею случая оказались в плену у Пауля Шефера, являвшегося руководителем (если так можно выразиться) колонии «Дигнидад». Через призму отношений главных героев зритель и видит все ужасы, творящиеся за высокими стенами.

Объективно самая сильная роль в картине у Микаэля Нюквиста — он играет беспринципного Шеффера, показывая садиста и растлителя малолетних мальчиков абсолютно не способным к сочувствию и человечности монстром. А вот Дэниэлю Брюлю выпала роль того самого журналиста, который испытывает на себе все ужасы пыток в камере для заключённых. Персонаж демонстрирует силу характера и волю к жизни, даже в экстремальной ситуации не теряя смекалки и придумывая способ избежать смерти. И пусть образ этот скорее шаблонный, актёру удалось показать всё, что от него требовал сюжет — мастерства вживания в роль у Брюля не отнять, раз даже схематичные образы в его исполнении оказываются такими запоминающимися.


Гельмут Земо — «Первый Мститель: Противостояние» (Captain America: Civil War, 2016)

Ольга Володина

«У меня есть опыт и терпение. Человек с этими качествами может всего добиться», — сообщает Земо в одной из своих сцен, и оказывается прав. Big bad этой серии приключений Мстителей оказался настолько четким и последовательным в преследовании своей цели, что смог добиться своего: он действительно развалил Мстителей изнутри. Хватило всего лишь знаний об одном деле, на которое послали Зимнего Солдата в декабре 1991 года.

Если комиксовый барон Земо был нацистом, а его сын недалеко ушел от него идеологически, то унаследовавший из комиксов имя, но не титул герой Брюля выглядит скорее трагическим персонажем, который по другую сторону баррикад от Мстителей оказался не из-за мегаломаньяческих планов по захвату мира, а из-за мести (вполне, кстати, обоснованной). Бывший командир спецназа из Заковии, выполнив задуманное, планировал покончить с собой — но был остановлен Чёрной Пантерой. Возможно, мы его еще увидим?

А вот в промо-материалах к фильму Даниэль демонстрирует куда меньшую серьезность: чего стоит один только рассказ о том, как он потчевал Роберта Дауни-младшего «настоящей берлинской кухней».


Лутц Хек — «Жена смотрителя зоопарка» (The Zookeeper's Wife, 2017)

Максим Девяткин

История четы Жабинских, во время войны тайно вызволявших людей из варшавского гетто и дававших им прибежище в своём зоопарке. Ситуация осложнялась постоянным присутствием и проверками нацистов, а также влюблённостью в жену смотрителя зоопарка Лутца Хека — главы зоопарка в Берлине, зоолога и высокого чина рейха в одном лице.

Редко у кого есть качества Брюля — он талантливейший актёр второго плана и артист, который может взять на себя всю ненависть зала, стать плохишом. Это тоже надо уметь, недаром Даниэль часто играет злодеев-немцев, не только из-за происхождения или знания языка (вот бы Даниэлю предлагали больше интересных и нестандартных ролей, чтобы все немецкие офицеры и злодеи стали лишь трамплином к чему-то более интересному).

Ну и стать второй скрипкой в дуэте с Честейн — да без проблем.


Ласло Крейцер — «Алиенист» (The Alienist, 2018)

Ольга Володина

Алиенист — это специалист по нервным и психическим болезням, как его называли на рубеже XIX и XX веков; именно такой «алиенист» становится во главе спецгруппы нью-йоркской полиции, направленной на поиски убивающего мальчиков маньяка.

Экранизация романа Калеба Карра может похвастаться в первую очередь очень крутым актерским ансамблем: к сожалению, сама экранизация оказалась очень неровной, но вот к актерам никаких претензий нет и быть не может. Играющий собственно алиениста доктора Крейцера Даниэль Брюль щеголяет несколько нарочитым акцентом — но при этом не уходит в образ забавного сумасшедшего ученого. Несмотря на то, что книга позволяет такую трактовку, Крейцер Брюля — сдержанный, пусть и обчень напряженный герой.


А какая роль Даниэля Брюля — ваша любимая?