Кинофестиваль «Меридианы Тихого»: Билеты домой для магазинных воришек

24 сентября 2018

Делимся впечатлениями о фильмах с 16-го Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого».

В этом году кинофестиваль буквально ломится от отличных фильмов, да так, что только и успевай смотреть. Дирекция фестиваля постаралась, чтобы каждый смог найти что-то себе по душе среди 189 картин программы. Приглашённые режиссёры и актёры охотно отвечают на вопросы, не уставая хвалить зрителей, которым очень интересны тонкие материи взаимоотношений персонажей. Зрители в любое время даже буднего дня занимают практически весь зал. Всё вокруг окутано особой атмосферой праздника, ведь что такое фестиваль, если не праздник для кино? А теперь, когда вы прочувствовали атмосферу, мы расскажем вам о том, какие фильмы уже посмотрели сами.

«Два билета домой»

Перед началом фильма режиссёр Дмитрий Месхиев сказал: «Никакого фестивального и арт-фильма вы не увидите. Это простая мелодрама. Простое душевное кино». И если простая мелодрама получилась, то сказать, что кино душевное будет нечестным по отношению к действительно душевным картинам.
Первое, что вы должны знать о фильме — он пытается всеми правдами и неправдами заставить вас почувствовать хоть что-то. В ход идут все инструменты, начиная от грустной музыки и заканчивая невозможно долгими крупными планами Сергея Гармаша, которые начинают вызывать скорее отторжение, нежели сопереживание. Драма здесь добавляется очень простым способом — если что-то может пойти не так, именно так всё и произойдёт. Главную героиню максимально жёстко бросит парень, дважды попытаются изнасиловать, один раз на изнасилование намекнут, несколько раз — опять же, невероятно затянуто — будут показывать, как героиня пытается совершить тяжёлое преступление. Слёзы, слёзы, крупные планы, ещё немного слёз, песня «Люби, меня люби» — вот и вся драма.

Но невероятным образом фильм открывает новую звезду в лице Марии Скуратовой, которая вне всякого сомнения будет замечена и вскоре будет сиять как в фестивальном, так и коммерческом кино. Несмотря на фальшивый сценарий и ужасные диалоги, девушка играет настолько искренне, что становится втройне обидно от понимания того, какой потенциал имел фильм.
Картина может похвастаться рядом хороших сцен, классно поставленных, которые вызывают эмоции (за что спасибо в первую очередь всё-таки актёрам), но этого все равно недостаточно, чтобы покинуть гетто под названием «мелодрама Россия 1». Пошло ли все не так, когда телеканал присоединился к производству, либо изначально проект не был хорошо проработан, но в итоге получилась всего лишь плохая мелодрама.

«Магазинные воришки»

Хирокадзу Корээда в своём новом фильме предлагает подумать о семье, о месте, которое она занимает в нашей жизни, и о том, что в семье делает нас счастливыми. Режиссёр вызывает зрителей на диалог со своим произведением, и главная тема этого диалога: «Можно ли выбирать семью». Фильм (как и жизнь) не даёт однозначного ответа, с развитием своей истории он задаёт все больше вопросов, и тут уже зрителю самому нужно решать, что же он думает о семье и кого этой семьёй считает.

Режиссёр рассказывает цельную историю о совершенно разных людях с разным бэкграундом, но почему-то вдруг оказавшихся вместе. И, несмотря на нищету в кадре, уют — это то, что замечаешь первым, глядя на эту странную семью. В этом, конечно, очень сильно помогают бытовые сцены фильма — постоянные приёмы пищи или готовка, воровство (у каждого свой быт), разговоры по душам.

Самое же прекрасное в этом фильме то, что его могли снять где угодно. Это рассказ не о японской семье, это о любой семье. Универсальная в своей простоте история, которая задаёт нужные и интересные вопросы. Хирокадзу Корээда говорит со зрителем не на японском языке, а на языке кино, понятном каждому.

«Амбивалентность»

«Амбивалентность» — очень искренний и эмоциональный фильм. Даже его название очень тесно связано с эмоциями и означает состояние, когда объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. И было бы странно, если бы фильм с таким названием слабо ему соответствовал.

После просмотра к эмоциям и логике вопросов не возникает вообще никаких, все плавные переходы чувств, все мелочи взаимоотношений — всё очень точно подмечено режиссёром. А такого идеально подходящего саундтрека для атмосферы кадра вы не встречали, скорее всего, в российском кино уже давно.

Егор Морозов, прекрасный в своей странности, и великолепный Данил Стеклов, который, судя по отзывам из зала, может стать новым кумиром девушек (да и не только, не будем же мы врать), создают очень классный тандем противоположностей. Стеклову дают разыграться на полную, самые крутые диалоги и сцены отходят ему, а просто крутые — остальным, даже самым второстепенным персонажам (диспетчер лифта в маленьком своём голосовом появлении вам гарантирует это). Фильм можно (и нужно) разбирать на цитаты, потому что ничего настолько честного к зрителю мы не видели очень давно.

Впервые нет нареканий к технической стороне фильма, обычно этот вопрос как-то обходится стороной, но в этот раз было приятно и смотреть, и слушать, что не может не радовать.

Такие фильмы дают надежду на то, что качественное кино у нас будут продолжать снимать, хорошие актёры продолжать появляться, а мейнстримное течение — обновляться и не превращаться в нечто дряблое.

«Дядя Саша»

Новое саркастичное высказывание Александра Гордона (у него бывают другие?) снято красиво, но в плане истории как-то стихийно. Красивые, приятные актёры, в плохой игре никого не уличить (если только не считать, что Гордон — это Гордон).Перед фильмом режиссёр уточнил, что это комедия и нам можно смеяться, но редкие разбросанные гэги не дотягивали даже до отметки «забавно», а события были наполнены такой дамой, что нередко все скатывалось в странный фарс. Режиссёр в обычные дружеские посиделки попытался вложить ещё и какую-никакую мысль (можно сказать «мораль»), вышло, однако, скомкано.

Но, на удивление, смотреть фильм приятно, ничего в нём не вызывает раздражения, саундтрек лёгкий и игривый, а поэтому все полтора часа «на даче у дяди Саши» пролетают очень быстро.

Вот только не оставляет мысль, что кино это было снято не для нас с вами, а для друзей режиссёра или даже самого Александра Гордона. Собрались вот такой компанией друзей и решили подурачиться, а заодно сняли всё это на камеры, на память чтобы что-то осталось. И только вам решать, хотите ли вы погостить у дяди Саши, с лёгкой улыбкой наблюдая за происшествиями в его жизни и жизни его знакомых и друзей.

«Слоны могут играть в футбол»

Режиссёр Михаил Сегал очень ловко играет с ожиданиями зрителей. Смотрите сами: взрослый мужчина, без семьи, общается с дочками своих друзей, наведывается в гости, зовёт на прогулки, делает подарки. И вроде как всё понятно, разве мы не видели фестивального кино о запретной любви? В тех же «Рассказах» Сегала была история о молодой девушке и уже взрослом мужчине, ничем хорошим это не закончилось. Но мужчина не хочет любви. Или хочет, но не такой? Удивительно как долго Сегалу удаётся балансировать на грани чувств и того, как он их изображает, не скатываясь в ужасные диалоги или ситуации. Тут снова, как и в «Амбивалентности», очень важны мельчайшие детали взаимоотношений, которые режиссёр очень грамотно доносит до зрителя, не разрушая всю картину.

Фильм смотреть очень легко, но при этом он подкидывает множество тем, над которым интересно размышлять. Может быть он и не отвечает на некоторые вопросы, но зато позволяет человеку наткнуться на то, о чём он и не думал раньше, или не считал нужным об этом думать.

Ничего бы не получилось у режиссёра, если бы не актёры, которые играют так прекрасно и нежно, что становится стыдно за свои мысли (которые режиссёр вызывает намеренно некоторыми намёками внутри сцен), а осознание того, что светлые чувства дают этим людям больше, чем просто какая-то физическая близость, сильно греет душу. Вот так, играя нашими эмоциями, обманывая или подтверждая ожидания, Сегал предоставляет возможность зрителю заглянуть в себя и оценить свою эмоциональную зрелость, для того чтобы понять прав ли был, осуждая связь чувств двух людей.