Кинофестиваль «Меридианы Тихого»: Хрустальный пепел

29 сентября 2018

Продолжаем делиться впечатлениями о фильмах с 16-го Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого».

В первом материале с фестиваля «Меридианы Тихого» фильмы, о которых мы вам рассказали были связаны темой семьи, теперь эта тема продолжается, а к ней прибавляется изучение эпохи, традиций и обычаев. Удивительно получается, что официальной общей темой было названо «одиночество», а разговариваем мы в основном о семье, обществе и взаимоотношении людей.


«Холодная война»

«Холодная война» — картина о бесконечной любви, музыке и жизни. Начинаясь неспешно, фильм успешно затягивает в водоворот событий и не даёт выдохнуть до самого конца. Масштабная история любви, которая затронет множество стран и займёт несколько десятилетий, пробежит у вас перед глазами черно-белой картинкой под невероятную музыку, растущую вместе с героями. Музыка здесь очень важная часть как мира, так и героев, непременно захочется сравнить с «Ла-Ла Лэндом» (и возможно даже найти к нему отсылки). Но когда фильм закончится, ты уже и не рад выдыхать, потому что это всё же не «Ла-Ла Лэнд» с его тёплой и нежной грустью, а жестокая «Холодная война», в которой, тем не менее, есть место для высоких чувств.

Периодически во время просмотра казалось, что это классическое кино, снятое уже очень давно, оцененное всеми, просто вот именно ты почему-то не посмотрел, бывает же такое. Но теперь, вдруг, тебе позволили приобщиться, а ты готов долго кричать и возмущаться, оттого что такую важную картину так долго прятали. Это действительно живая классика, которая должна легко пройти испытание временем.

Все истории имеют начало и конец, но Павликовскому удалось передать бесконечность любви, обернув её в историю, которая в вашей голове будет жить ещё долго. И очень красивое посвящение в финале. До дрожи.

«Подбросы»

Новый фильм Ивана Твердовского, автора «Зоологии» и «Класса коррекции», «Подбросы» — провокационное, но безусловно хорошее кино, к которому не сразу понимаешь как относиться: как к реальности или фантазии.

Твердовский, кажется, или родился не в той стране, или обгоняет время. Темы, которые он поднимает в своих фильмах, обсуждают либо мало и вскользь, либо вообще не обсуждают. А судя по оценкам его картин, может и зритель ещё не до конца готов к такому кино.

После просмотра вам может показаться странной логика событий, логика мира даже. Но всё это после, потому что во время просмотра вам будет совершенно некогда занимать себя этими вопросами. Режиссёру удалось добиться того, чтобы картина воспринималась цельной от начала и до конца, не рассыпаясь на отдельные фрагменты, несмотря на то, что там присутствует некая клиповость. Вообще из некоторых сцен фильма получатся прекрасные клипы на песни Луны, они слышны здесь так часто, что кажется будто Луна ещё один персонаж этого фильма. Твердовскому удаётся добиться уникальной синергия текстов песен и сюжета картины, музыки и изображения.

Что по актёрам — спросите вы, а мы расскажем вам о потрясающей Анне Слю, о Денисе Власенко (он новая звезда, вы поймёте это сразу), вместе они дают такой жары, что долго ещё не забудется, а ведь здесь ещё Данил Стеклов (который «Амбивалентность»).

Огромные, почти карикатурные мазки рисуют мрачный мир с бэбибоксами (в них оставляют ненужных детей), коррупционными семьями и странными детскими приютами. Кто-то может не принять условия этой игры, вечно искать опору, пытаясь понять почему все работает именно так и пропустить всю суть фильма мимо себя, потому что кино, оно не об этом.

«Облепиховое лето»

Дебютный фильм театрального режиссёра Виктора Алферова «Облепиховое лето» вернул зрителей фестиваля в прошлое.

Как рассказывают создатели, фильм получился благодаря большому числу совпадений, но главное — всех объединила личность Вампилова. Картина сделана с большой любовью как к драматургу, так и к времени, в котором он жил. Вы не встретите здесь излишней черноты, фильм сконцентрирован на мелочах, а они в свою очередь строят общую атмосферу счастья. Даже терпя неудачу за неудачей, и желая отказаться от писательства, Вампилов продолжает любить жизнь, что в фильме очень заметно.

Картина снята максимально театрально и в плане постановки, и в плане работы с актёрами (они, кстати, прекрасные, особенно Мерзликин). Ощущение, что перед тобой разыгрывается пьеса не покидает до самого конца, а большего для экранизации жизни Вампилова и желать было нельзя.

Создатели хотели со всей любовью рассказать о драматурге, и у них правда получилось. Очень тёплый и приятный фильм, который прекрасно передаёт ещё и дух эпохи. Режиссёр и художник по костюмам проделали невероятную работу, чтобы каждый кадр выглядел достоверно, но что самое главное им удалось передать не только внешние признаки эпохи, они показали её душу. Хороший пример биографической ленты, оттого приятнее, что сняли её в России. Лето, действительно, облепиховое.

«Пепел — самый чистый белый»

Посмотрели новый фильм режиссёра Цзя Чжанкэ и совершенно не поняли, для кого он был снят.

Очень трудное для оценки кино предоставил нам китайский режиссёр Цзя Чжанкэ. Отправляясь в 2001 год, исследуя обычаи своего народа, исторические события и мир гангстеров, режиссёр ломается под тяжестью своего фильма. Особенно это заметно на фоне других фестивальных фильмов, изучающих свое время, например «Хрусталь», «Облепиховое лето», «Холодная война» (прекрасные ленты, о которых мы с вами уже говорили). Идеально выдержав первую 1/5 от фильма, следующие два часа он летит в пропасть, затягивая туда объяснение мотивации, логику и смысл.

Цзя Чжанкэ ставит очень высокую планку в начале, а дальше будто не знает, что делать с фильмом. И ведь как хорошо начиналось, была и проблематика, и культура страны, и классный, очень интересный, мир мафии. А какая там крутая сцена драки, снятая одним планом, на улицах ночного города, в которой каждый удар чувствуется как настоящий. И после такого шикарного начала фильм уходит на поле мелодрам прямиком с дневного телевидения (ооо, женщины в зале были в восторге! притихшие первые полчаса зрители, вдруг почувствовав себя в своей воде, стали комментировать похождения главной героини), добавляет немного НЛО (вот вы вообще не ослышались) и великого СМЫСЛА. Когда самую обычную мелодраму, пытаются скрыть таким образом, выглядит это очень претенциозно и смотреть не добавляет никакого желания. А первые полчаса да, хорошее кино.

«Двое»

«Двое» режиссёра Тимофея Жалнина оказались самым жанровым фильмом кинофестиваля. Мы успели увидеть много дебютов, но тут случай особый: режиссёрский дебют в полном метре, дебют оператора, дебют актёров на главных ролях — и никаких шероховатостей, крепкий фильм.

Это невероятно красивое кино, которое показывает величественную красоту и мощь тайги. По сюжету семейная пара против воли отца отправляется в тайгу к целебному озеру, а после сюжет идёт очень непроторенной дорогой (как и герои, ха) и предугадать дальнейшие действия очень сложно. А когда с их путешествием начинают соединяться флэшбэки, да так красиво, тут уже остаётся только похлопать, и смотреть до конца, чтобы наконец разобраться что происходит. Визуальные решения фильма вызывают в памяти «Ритуал» Дэвида Брукнера от Netflix и, на самом деле, это очень большой комплимент картине, густая атмосфера затягивает, а саундтрек (дебют и композитора) с местными мотивами погружает в медитативное состояние.

Тот факт, что актёры дебютанты играет на пользу фильму — нет ощущения, что персонажи движутся из точки, А в точку Б, а по пути поговаривают слова, которые в них вложили сценаристы, персонажи живут своей жизнью. Тайга здесь тоже персонаж, который сначала ставит препятствия, а потом помогает, но поблажек все равно не делает. Главные герои, пытающиеся адаптироваться в новой среде, из ада жизни прошлой вырываются в тяжёлый рай для двоих, борятся со своими страхами и расставляют новые жизненные приоритеты. Кого-то эта ситуация устраивает, кого-то нет, но выживать все равно приходится. Вдвоём.

«Глубокие реки»

«Глубокие реки» — первый фильм в истории на кабардинском языке. Абсолютно выдуманная, но такая реальная и суровая история жизни семьи, противостоящей миру, природе и друг другу. Очень тяжёлый, но красивый фильм Владимира Битокова.

В центре сюжета конфликт братьев, который внедрен в специфику Северного Кавказа. Мрачные, угрюмые люди, почти животные в социальном плане и в плане единения с природой (в фильме есть едва заметный момент, когда один из героев — по виду натуральный медведь — начинает спиной тереться о бревно), живут отдельно от всего села, а все из-за проблемы отсутствия диалога, которая красной нитью проходит через весь фильм: братья не могут общаться друг с другом, отец не знает как похвалить, вечное противостояние с соседями. В редкие моменты люди, конечно, разговаривают, но все говорят о своём, друг друга никто не слышит, и в этом, как считает режиссёр, их главная проблема (а так же проблема России в целом).

По сюжету самый младший брат (24 года), которого все называют просто «Малой» (имён тут нет, два других брата «Бес» и «Муха») приезжает из города, чтобы помочь своему отцу и братьям. И вот эта разница между городским жителем и деревенским показана максимально ярко и честно (иной раз сам себя ощущаешь этим Малым). Старшие братья находятся в своём мире, существуют и выглядят в нём очень органично, чего не скажешь о Малом, который сразу привлекает внимание своей неловкостью в кадре.

Потрясающая работа оператора (вспоминается «Выживший» и «Омерзительная восьмёрка, настолько красиво) и обалденный (вот правда, уши говорят «спасибо») звук создают мрачный и жёсткий, как сама природа, мир, в котором могут существовать только такие люди.

«Хрусталь»

Дебютный полный метр Дарьи Жук «Хрусталь» был одним из последних фильмов в программе фестиваля. Кино про поколение 90-х, Беларусь и жизнь на пороге свободы. Фильм, который может стать новой классикой.
Дебюты этого года радуют своим качеством и серьёзным подходом создателей к ним, авторы вкладывают душу в важный для них проект, и фильм «Хрусталь» исключением не оказался.

«У нас есть культовые фильмы о 90-х, но они все не про меня». И Дарья решила снять «про меня» и заодно препарировала 90-е, аккуратно раскладывая по всему фильму маленькие сцены и ситуации, которые обязательно должны зацепить и передать ощущение присутствия. В какие бы места не занесло главную героиню, всё будет казаться максимально знакомым и родным. Код 90-х сильно вшит в фильм и его эстетику, иногда кажется, что смонтировали чью-то домашнюю кинохронику (в чём очень помогает и формат кадра 4:3).

Актёры сыграли тоже аутентично, не выбиваясь из образов и вполне соответствуя миру, в котором они живут. Иван Мулин проделал потрясающую работу над образом, создавая акцент (вы только послушайте), Алина Насибуллина, исполнительница главной роли, играет так легко, будто ей это ничего не стоит. Да и вообще весь фильм сделан настолько просто и прямо, настолько легко, что невольно начинаешь задумываться насколько же сложно было добиться такого эффекта. Будьте готовы к тому, что картина любит играть на контрапунктах (очень яркий, красочный мир и драматически мрачные события, например) и переворачивать представления о героях.

Фильм поднимает темы о личной свободе, индивидуальности, разнице менталитетов и воспитания, которые за 30 лет не утеряли своей актуальности, и о которых пора начать серьёзно говорить.


Фестиваль закончился, но мы продолжим говорить с вами о других фильмах, спасибо, что были с нами!